Оказание дополнительных платных услуг (выполнение работ) в соответствии с основным видом деятельности

4701
С учетом того, что учреждение как некоммерческая организация имеет право осуществлять основную уставную деятельность и в качестве вспомогательной связанную с основной уставную деятельность, целесообразно различать эти виды деятельности.

С учетом того, что учреждение как некоммерческая организация имеет право осу­ществлять основную уставную деятельность и в качестве вспомогательной связан­ную с основной уставную деятельность, целесообразно различать эти виды дея­тельности, имеющие несколько отличные правовые основания, и выделять допол­нительные платные услуги (работы), относящиеся к основной деятельности учреж­дения, как самостоятельный вид деятельности, приносящей доход. Эта же позиция прослеживается в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность государственных (муниципальных) учреждений, и в уставах учреждений: предпри­нимательская деятельность указывается в них отдельно от дополнительных плат­ных услуг (работ) по основной деятельности.

Данный вид деятельности по оказанию соответствующих основной уставной дея­тельности (уставной цели) дополнительных платных услуг (работ) сверх заданий учредителя и обязательств перед страховщиками представляется наиболее опти­мальным и рекомендуется для развития практически в любых государственных или муниципальных учреждениях по нескольким причинам. Во-первых, такая дея­тельность полностью легитимна, поскольку ее уставный характер не вызывает со­мнений. Во-вторых, учреждение наиболее конкурентоспособно на рынке услуг (работ) именно в этой сфере деятельности, так как обеспечено квалифицирован­ными кадровыми ресурсами, отработанными технологиями и необходимыми ма­териальными ресурсами.

Анализ положений уставов государственных и муниципальных учреждений соци­альной сферы показывает, что именно такая деятельность в первую очередь нахо­дит отражение в уставах. Так, государственные или муниципальные медицинские и образовательные учреждения предоставляют гражданам платные услуги сверх услуг, оплачиваемых бюджетом или по договорам со страховщиками, театры, му­зеи и библиотеки - государственные или муниципальные учреждения культуры предоставляют другим организациям по договорам с ними постановочные услуги, платное информационное обслуживание.

Между услугами (работами), предоставляемыми гражданам, и услугами (работа­ми), предоставляемыми организациям, имеется существенное правовое разли­чие. В частности, при оказании платных услуг или выполнении работ для граждан на отношения учреждения-исполнителя с гражданами распространяется законо­дательство о защите прав потребителя.

Если услуги (работы) предоставляются учреждением другим юридическим лицам (организациям) по договору с ними, то независимо от назначения и использова­ния результатов таких услуг (работ) этими организациями (потребительского - для нужд коллектива организации, бытовых нужд, или для осуществления коммерче­ской деятельности, например для использования в создании продукции, реализуе­мой на продажу), на эти договорные отношения законодательство о защите прав потребителя не распространяется. Это существенно снижает уровень гарантий и возможности правовой защиты получателя - заказчика услуг в случае их нека­чественного исполнения.

После приемки работ или услуг (как правило, в форме подписания акта приема-передачи) организация-заказчик практически утрачивает право предъявлять пре­тензии по качеству. Сохраняется лишь возможность предъявлять претензии по та­ким недостаткам, которые не могли быть выявлены при обычной (надлежащей) приемке, по так называемым скрытым недостаткам, либо в случае принятия на себя учреждением-исполнителем дополнительных обязательств в виде гарантий. Для предъявления претензий по скрытым недостаткам организации-заказчику придется еще доказать, что эти недостатки не могли быть выявлены при обычной приемке результатов работ или услуг. В противном случае ответственность возла­гается на заказчика. Для граждан-потребителей качество приемки работ (услуг) не имеет юридического значения, поскольку закон исходит из того, что гражданин может не располагать необходимыми для надлежащей оценки качества услуги (то­вара) возможностями и квалификацией, в то время как организация, предполо­жительно, всегда имеет возможность и обязана обеспечить надлежащую провер­ку принимаемых работ и услуг.

Разный правовой режим при оказании дополнительных платных услуг (работ) для граждан и юридических лиц и, соответственно, разный «нормативный» риск следу­ет учитывать при планировании учреждением своей деятельности по извлечению доходов. Заключение договоров с организациями может оказаться предпочти­тельнее в тех случаях, когда это возможно.

Поскольку согласно гражданскому законодательству систематически оказывае­мые платные услуги и работы учреждения относятся к предпринимательской дея­тельности, они должны иметь отражение в его уставе - таково безусловное требо­вание закона.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×