Реорганизация и ликвидация автономного учреждения

13406
Возможные варианты реорганизации и их порядок достаточно четко прописаны в статье 18 Федерального закона «Об автономных учреждениях».

Возможные варианты реорганизации и их порядок достаточно четко прописаны в статье 18 Федерального закона «Об автономных учреждениях».

Реорганизация автономного учреждения может быть осуществлена в форме слияния двух или нескольких автономных учреждений; присоединения к авто­номному учреждению одного или нескольких учреждений соответствующей фор­мы собственности; разделения автономного учреждения на два или несколько учреждений соответствующей формы собственности; выделения из автономного учреждения одного или нескольких учреждений соответствующей формы собст­венности.

Автономные учреждения могут быть реорганизованы в форме слияния или при­соединения, если они созданы на базе имущества одного и того же собственни­ка. Таким образом, основным условием реорганизации в виде слияния или при­соединения учреждений является требование создания этих учреждений на базе имущества одного и того же собственника. Слияние или присоединение федеральных и региональных учреждений или региональных и муниципальных учреждений не допускается. При этом слияние возможно только для учреждений одного типа - автономных, а при присоединении принадлежность к одному типу уже не обязательна - это требование не содержится в Законе «Об автономных учреждениях».

При указанных формах реорганизации для реорганизуемых учреж­дений не сохраняется право функционировать на основании имею­щихся лицензий, свидетельств об аккредитации и иных разреши­тельных документов, которые есть у реорганизуемых учреждений. Все указанные документы, созданные в процессе перечисленных форм реорганизации, учреждения должны оформлять заново на имя учреждения, созданного в результате реорганизации.

Хотелось бы подробнее остановиться на важном вопросе, затрагивающем интересы работников учреждений и органов управления здравоохранением в связи с пунк­том 3 статьи 20 Федерального закона «Об автономных учреждениях». Данный пункт гласит: «Изменение типа существующих государственных и муниципальных учреж­дений здравоохранения не допускается». В некоторых случаях в качестве варианта обхода установленного запрета обсуждалась возможность фиктивной ликвидации существующего учреждения здравоохранения и создание на его базе нового ав­тономного учреждения. Такой путь совершенно недопустим и из-за затратности (в связи с выплатой выходных пособий всем сотрудникам псевдоликвидируемого учреждения), а также по моральным и социальным аспектам. Как бы ни уверяли сотрудников в том, что их всех возьмут на работу в новое автономное учреждение, в период процедуры ликвидации существующего и создания нового учреждения они все равно будут опасаться, что руководство не выполнит обещание и использу­ет создавшуюся ситуацию для того, чтобы избавиться от них. И это действительно возможно. В любом случае конкретный сотрудник будет примерять ситуацию на себя, и вряд ли в указанный период стоит ждать от него эффективной работы.

Самым разумным вариантом в данном случае представляется внесение в Феде­ральный закон «Об автономных учреждениях» соответствующей поправки, отме­няющей действие указанного пункта, и далее - проведение реорганизации путем присоединения к вновь созданному автономному учреждению здравоохранения существующего бюджетного учреждения соответствующей формы собственности.

Остальные виды реорганизации ничем не отличаются от аналогичных видов реор­ганизации бюджетных учреждений.

В той же статье 18 Федерального закона «Об автономных учреждениях» прописа­на возможность создания по решению учредителя на базе существующего авто­номного учреждения бюджетного учреждения. Однако это действие является не реорганизацией, а изменением типа существующего автономного учреждения.

Согласно пункту 5 статье 18 Федерального закона «Об автономных учреждениях» порядок создания бюджетного учреждения путем изменения его типа должен ус­танавливаться:

  • Правительством РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреж­дений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъек­та РФ;
  • органом местного самоуправления в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собствен­ности.

В настоящее время такой порядок на федеральном уровне не установлен, по­скольку это пока не актуально: реализация Закона «Об автономных учреждениях»

на федеральном уровне находится на самом начальном этапе. Очевидно, что главной причиной такого «обратного» перевода может служить слабая эффектив­ность функционирования автономного учреждения или низкое качество предос­тавляемых им услуг (выполняемых) работ.

Можно ожидать, что в случае установления такой порядок в значительной степени будет совпадать с условиями создания автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного учреждения, только в упрощенном варианте. Это объясняется тем, что учреждение не получит большой управленческой и фи­нансовой свободы, наоборот - учредитель будет ужесточать контроль.

Автономное учреждение, как и любая организация, при ликвидации должна про­ходить процедуру, предусмотренную ГК РФ. Ликвидация автономного учрежде­ния может быть произведена по предложению учредителя или руководителя авто­номного учреждения. Это предложение должно быть рассмотрено наблюдатель­ным советом, который может высказать свои соображения по данному вопросу (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «Об автономных учреждени­ях). Но решение принимает учредитель.

При ликвидации автономного учреждения имеющиеся требования кредиторов в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» не могут быть обращены на недвижимое и особо ценное движимое имущество, переданное учреждению учредителем в оперативное управление или приобре­тенное за счет средств, выделенных учредителем для этих целей. Такие требова­ния удовлетворяются только за счет денежных средств, находящихся на счетах учреждения; имущества, стоимость которого ниже 50 тыс. рублей; имущества, приобретенного учреждением за счет средств, привлеченных из внебюджетных источников.

Все имущество автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требо­ваний кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного уч­реждения, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреж­дения (пункт 3 статьи 19 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Опасения по поводу того, что ликвидация автономного учрежде­ния может быть использована для скрытой приватизации государ­ственного (муниципального) имущества, в первую очередь недви­жимого, совершенно не обоснованы.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×