Реорганизация и ликвидация автономного учреждения

13234
Возможные варианты реорганизации и их порядок достаточно четко прописаны в статье 18 Федерального закона «Об автономных учреждениях».

Возможные варианты реорганизации и их порядок достаточно четко прописаны в статье 18 Федерального закона «Об автономных учреждениях».

Реорганизация автономного учреждения может быть осуществлена в форме слияния двух или нескольких автономных учреждений; присоединения к авто­номному учреждению одного или нескольких учреждений соответствующей фор­мы собственности; разделения автономного учреждения на два или несколько учреждений соответствующей формы собственности; выделения из автономного учреждения одного или нескольких учреждений соответствующей формы собст­венности.

Автономные учреждения могут быть реорганизованы в форме слияния или при­соединения, если они созданы на базе имущества одного и того же собственни­ка. Таким образом, основным условием реорганизации в виде слияния или при­соединения учреждений является требование создания этих учреждений на базе имущества одного и того же собственника. Слияние или присоединение федеральных и региональных учреждений или региональных и муниципальных учреждений не допускается. При этом слияние возможно только для учреждений одного типа - автономных, а при присоединении принадлежность к одному типу уже не обязательна - это требование не содержится в Законе «Об автономных учреждениях».

При указанных формах реорганизации для реорганизуемых учреж­дений не сохраняется право функционировать на основании имею­щихся лицензий, свидетельств об аккредитации и иных разреши­тельных документов, которые есть у реорганизуемых учреждений. Все указанные документы, созданные в процессе перечисленных форм реорганизации, учреждения должны оформлять заново на имя учреждения, созданного в результате реорганизации.

Хотелось бы подробнее остановиться на важном вопросе, затрагивающем интересы работников учреждений и органов управления здравоохранением в связи с пунк­том 3 статьи 20 Федерального закона «Об автономных учреждениях». Данный пункт гласит: «Изменение типа существующих государственных и муниципальных учреж­дений здравоохранения не допускается». В некоторых случаях в качестве варианта обхода установленного запрета обсуждалась возможность фиктивной ликвидации существующего учреждения здравоохранения и создание на его базе нового ав­тономного учреждения. Такой путь совершенно недопустим и из-за затратности (в связи с выплатой выходных пособий всем сотрудникам псевдоликвидируемого учреждения), а также по моральным и социальным аспектам. Как бы ни уверяли сотрудников в том, что их всех возьмут на работу в новое автономное учреждение, в период процедуры ликвидации существующего и создания нового учреждения они все равно будут опасаться, что руководство не выполнит обещание и использу­ет создавшуюся ситуацию для того, чтобы избавиться от них. И это действительно возможно. В любом случае конкретный сотрудник будет примерять ситуацию на себя, и вряд ли в указанный период стоит ждать от него эффективной работы.

Самым разумным вариантом в данном случае представляется внесение в Феде­ральный закон «Об автономных учреждениях» соответствующей поправки, отме­няющей действие указанного пункта, и далее - проведение реорганизации путем присоединения к вновь созданному автономному учреждению здравоохранения существующего бюджетного учреждения соответствующей формы собственности.

Остальные виды реорганизации ничем не отличаются от аналогичных видов реор­ганизации бюджетных учреждений.

В той же статье 18 Федерального закона «Об автономных учреждениях» прописа­на возможность создания по решению учредителя на базе существующего авто­номного учреждения бюджетного учреждения. Однако это действие является не реорганизацией, а изменением типа существующего автономного учреждения.

Согласно пункту 5 статье 18 Федерального закона «Об автономных учреждениях» порядок создания бюджетного учреждения путем изменения его типа должен ус­танавливаться:

  • Правительством РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреж­дений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъек­та РФ;
  • органом местного самоуправления в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собствен­ности.

В настоящее время такой порядок на федеральном уровне не установлен, по­скольку это пока не актуально: реализация Закона «Об автономных учреждениях»

на федеральном уровне находится на самом начальном этапе. Очевидно, что главной причиной такого «обратного» перевода может служить слабая эффектив­ность функционирования автономного учреждения или низкое качество предос­тавляемых им услуг (выполняемых) работ.

Можно ожидать, что в случае установления такой порядок в значительной степени будет совпадать с условиями создания автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного учреждения, только в упрощенном варианте. Это объясняется тем, что учреждение не получит большой управленческой и фи­нансовой свободы, наоборот - учредитель будет ужесточать контроль.

Автономное учреждение, как и любая организация, при ликвидации должна про­ходить процедуру, предусмотренную ГК РФ. Ликвидация автономного учрежде­ния может быть произведена по предложению учредителя или руководителя авто­номного учреждения. Это предложение должно быть рассмотрено наблюдатель­ным советом, который может высказать свои соображения по данному вопросу (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «Об автономных учреждени­ях). Но решение принимает учредитель.

При ликвидации автономного учреждения имеющиеся требования кредиторов в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» не могут быть обращены на недвижимое и особо ценное движимое имущество, переданное учреждению учредителем в оперативное управление или приобре­тенное за счет средств, выделенных учредителем для этих целей. Такие требова­ния удовлетворяются только за счет денежных средств, находящихся на счетах учреждения; имущества, стоимость которого ниже 50 тыс. рублей; имущества, приобретенного учреждением за счет средств, привлеченных из внебюджетных источников.

Все имущество автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требо­ваний кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного уч­реждения, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреж­дения (пункт 3 статьи 19 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Опасения по поводу того, что ликвидация автономного учрежде­ния может быть использована для скрытой приватизации государ­ственного (муниципального) имущества, в первую очередь недви­жимого, совершенно не обоснованы.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль