Оплата труда

3089
Отдельно рассмотрим такой актуальный в настоящее время вопрос, как введение в Российской Федерации новых систем оплаты труда.

Отдельно рассмотрим такой актуальный в настоящее время вопрос, как введение в Российской Федерации новых систем оплаты труда. В течение длительного вре­мени труд работников государственных и муниципальных учреждений оплачивал­ся в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС). Размер оклада или ставки за­работной платы каждого работника определялся в зависимости от должности (про­фессии), квалификационной категории. Недостатком данной системы являлось отсутствие связи между размером оплаты труда работника и качеством, результа­тивностью и эффективностью его работы. ЕТС не мотивирует работника к достиже­нию высоких результатов труда, в связи с чем назрела необходимость перехода на иную систему оплаты труда.

В настоящее время в Российской Федерации ведется масштабная работа по пе­реводу бюджетных учреждений бюджетов всех уровней (федерального, регио­нальных, муниципальных) на новую систему оплаты труда.

Установление заработной платы работникам регулируется статьей 135 ТК РФ. Данной статьей предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя сис­темами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должност­ных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллек­тивными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соот­ветствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми ак­тами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательст­вом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Установлено также, что локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Данное мнение должно учитываться в порядке, установлен­ном статьей 372 ТК РФ. Этот порядок предусматривает, что перед принятием решения работодатель обязан направить проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня полу­чения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодате­лю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. В случае если моти­вированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит пред­ложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной ор­ганизации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который мо­жет быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд.

Вопросы установления систем оплаты труда работников государственных и муни­ципальных учреждений регулируются статьей 144 ТК РФ. Данная статья предусмат­ривает, что системы оплаты труда (в т. ч. тарифные системы оплаты труда) работни­ков государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • в государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, закона­ми и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными закона­ми и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нор­мативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Практически полномочие устанавливать систему оплаты труда дано трудовым законодательством непосредственно работодателю, то есть самому учрежде­нию. При этом введение новой системы оплаты труда может осуществляться как путем принятия локального акта, так и путем заключения коллективного догово­ра. Возможно также заключение соглашения в порядке социального партнерст­ва между органом государственной власти или органом местного самоуправле­ния как представителем работодателей (всех подведомственных данному орга­ну учреждений) и соответствующим органом территориального отраслевого профсоюза (т. е. представителем работников, занятых в подведомственных уч­реждениях).

При установлении систем оплаты труда учреждениям необходимо учитывать нор­мативные правовые акты соответствующего уровня, устанавливающие размеры и условия оплаты труда работников учреждений. При этом надо исходить из того, что для федеральных учреждений размеры и условия новых систем оплаты труда вводятся федеральными нормативными правовыми актами, для учреждений субъекта РФ - актами субъекта РФ с учетом ограничений, установленных на фе­деральном уровне, для муниципальных учреждений - муниципальными актами, с учетом ограничений, установленных на государственном уровне.

Следует отметить, что данная статья не разграничивает государственные и муни­ципальные учреждения в зависимости от того, являются ли они бюджетными или же автономными. То есть необходимость соблюдения нормативных актов соответ­ствующего уровня установлена для всех типов учреждений.

Отметим также, что в соответствии с пунктом 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» и статьей 86 БК РФ муниципальные орга­ны уполномочены самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений. В отношении государственных учреж­дений аналогичные нормы, предусматривающие полномочия государственных органов определять размеры и условия оплаты труда в подведомственных им учреждениях, предусмотрены в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и ис­полнительных органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции» и в БК РФ.

Следует также подчеркнуть, что речь идет о работниках любых государственных (субъекта РФ) и муниципальных учреждений, т. е. не вводится отличий для авто­номных и бюджетных учреждений. В связи с этим государственные органы РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать условия и размеры оп­латы труда для любых учреждений, в т. ч. и автономных. Вместе с тем, автономное учреждение отличается большей самостоятельностью, имеет большие полномо­чия по распоряжению финансовыми средствами, финансируется иным образом, чем бюджетное учреждение.

В этой связи необходимо учитывать, что понятия «система оплаты труда» и «разме­ры и условия оплаты труда» не тождественны. Чрезмерно детальное определение размеров и условий оплаты труда практически означало бы установление систе­мы оплаты труда в том смысле, который вытекает из описания систем оплаты тру­да во второй части статьи 135 ТК РФ. Учитывая норму статьи 144 ТК РФ, наделяю­щую государственные и муниципальные учреждения и представителей работни­ков правами устанавливать системы оплаты труда, можно сделать вывод, что ор­ганы государственной власти и местного самоуправления должны использовать предоставленное им полномочие определять размеры и условия оплаты труда для работников подведомственных учреждений лишь в определенных пределах, т. е. устанавливать «рамочные» размеры и условия оплаты труда, позволяющие учреж­дениям и коллективам работников реализовать свои права и детализировать их в локальных актах, коллективных договорах.

Основным нормативным актом федерального уровня в этой связи является По­становление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных го­сударственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреж­дений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда ко­торых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Как можно заметить, данный акт распространяется лишь на федеральные бюджетные учреж­дения и не обязателен для автономных. Однако его положения могут быть исполь­зованы автономными учреждениями при разработке и принятии системы оплаты труда в учреждении, так как они отражают основы государственной политики в вопросах оплаты труда работников государственных учреждений. Аналогичные принципы воплощены во многих региональных и муниципальных нормативных актах.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×