Учетная политика автономного учреждения для целей налогового учета

29632
Учетная политика для целей налогообложения является важнейшей частью учета в организации. Она может оформляться в виде отдельного положения и утверждаться приказом руководителя либо быть составной частью общего положения.

Учетная политика для целей налогообложения является важнейшей частью уче­та в организации. Она может оформляться в виде отдельного положения и утверж­даться приказом руководителя либо быть составной частью общего положения. В данном разделе следует указать все правила и методы, которыми автономное учреждение будет руководствоваться при исчислении и уплате налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством РФ. При раскрытии содержания отдельных элементов необходимо выбирать один из методов, предлагаемых Нало­говым кодексом РФ.

Основная часть учетной политики касается налога на прибыль. Требования к сис­теме налогового учета организаций установлены статьей 313 НК РФ. В частности, в налоговом учете должны быть отражены:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;

  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложе­ния в текущем налоговом (отчетном) периоде;

  • сумма остатка расходов (убытков), подлежащая отнесению к расходам в сле­дующих налоговых периодах;

  • порядок формирования резервов.

Данные налогового учета подтверждаются первичными документами, аналитиче­скими регистрами налогового учета и расчетом налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, должны в обязательном порядке содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;

  • период (дату) составления;

  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выра­жении;

  • наименование хозяйственных операций;

  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указан­ных регистров.

Налоговая база автономного учреждения определяется как разница между сум­мой дохода, полученной от реализации, суммой внереализационных доходов (без учета НДС) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведени­ем коммерческой деятельности.

Рассмотрим, что следует отражать в методическом разделе налоговой политики для целей налогового учета.

1. Метод признания доходов и расходов в целях налогообложения. То есть может применяться метод начисления, предусматривающий признание доходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фак­тического поступления денежных средств, иного имущества, работ, услуг или иму­щественных прав (статья 271 НК РФ), или кассовый метод, при котором датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, поступления иного имущества, работ, услуг и имущественных прав, а так­же погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом (ста­тья 273 НК РФ).

2. Классификация получаемых автономным учреждением доходов. Получаемые доходы подразделяются на поступившие от реализации товаров (работ, услуг); внереализационные; не подлежащие обложению налогом на прибыль.

Автономное учреждение согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона «Об ав­тономных учреждениях» вправе по своему усмотрению выполнять работы, оказы­вать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридиче­ских лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в по­рядке, установленном федеральными законами. Доходы, полученные от данного вида деятельности, будут классифицироваться в целях исчисления налога на при­быль как доходы от реализации товаров (работ, услуг).

Согласно статье 316 НК РФ, если условиями заключенных договоров не преду­смотрена поэтапная сдача работ (услуг), то налогоплательщик самостоятельно рас­пределяет доход от их реализации исходя из принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. Это следует учитывать автономным учреж­дениям, имеющим длительный цикл производства (например, высшим образо­вательным учреждениям). Принципы и методы, в соответствии с которыми рас­пределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Одной из статей дохода автономных учреждений может быть арендная плата и возмещение арендаторами коммунальных платежей. Если для целей налогооб­ложения прибыли сумма расходов на коммунальные и эксплуатационные платежи в части, приходящейся на арендатора, не уменьшает общую сумму затрат у нало­гоплательщика, то такие поступления должны классифицироваться в учетной поли­тике как доходы от реализации (согласно НК РФ доход от систематического осуще­ствления отдельных видов деятельности следует рассматривать как доход от ос­новной деятельности) либо как внереализационные доходы. В зависимости от выбранного варианта будет формироваться соответствующий показатель дохода по налоговому учету.

К внереализационным доходам автономного учреждения в соответствии со стать­ей 250 НК РФ относятся:

  • положительные курсовые разницы;

  • штрафы, пени признанных решением суда должников;

  • целевые средства, используемые не по назначению;

  • возврат излишне уплаченных некоммерческим организациям сумм, ранее входивших в расход;

  • суммы списанной кредиторской задолженности;

  • излишки товарно-материальных ценностей, выявленные в результате инвен­таризации.

К доходам, не подлежащим обложению налогом на прибыль, относится имущест­во, полученное автономным учреждением по решению органов исполнительной власти всех уровней (статья 251 НК РФ). Средства, выделяемые автономным уч­реждениям в форме субсидий и субвенций, признаются средствами целевого фи­нансирования и также не подлежат обложению данным налогом. Помимо субси­дий и субвенций на оказание государственных и муниципальных услуг автоном­ное учреждение может получать и другие виды целевых поступлений, включая пожертвования, гранты и т. п. В связи с этим в приказе о налоговой политике дол­жен быть отражен механизм раздельного учета поступлений такого рода и расхо­дов, производимых за их счет. Учет ведется в отдельных регистрах налогового уче­та по каждому виду поступлений.

3. Обоснованность расходов. Расходами, уменьшающими доходы для целей нало­гообложения, признаются обоснованные и документально подтвержденные за­траты данного налогового периода. Обоснованность расходов подтверждается подписями ответственных лиц на документах. В исключительных случаях допуска­ется дополнительное подтверждение необходимости расходов служебными запис­ками ответственных лиц и прочими документами.

4. Классификация расходов. Налоговое законодательство РФ выделяет три основ­ные группы расходов: связанные с производством и реализацией; внереализаци­онные; не учитываемые в целях налогообложения.

При отражении в налоговом учете расходов, связанных с доходами от реализации товаров, работ и услуг, следует использовать общий принцип их группировки: ма­териальные расходы; расходы на оплату труда; амортизация основных средств; прочие расходы.

Для определения размера материальных расходов при списании сырья и мате­риалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании ус­луг), применяется метод оценки сырья и материалов, выбранный согласно приня­той в организации налоговой учетной политике. В соответствии с пунктом 8 статьи 254 НК РФ при списании материалов можно использовать следующие методы оценки:

  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

  • по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);

  • по стоимости единицы запасов;

  • по средней стоимости.

Следует учитывать, что к материальным расходам приравниваются потери от не­достач и порчи при хранении и транспортировке в пределах норм естественной убыли; технологические потери при производстве и транспортировке; стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе ин­вентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке вы­водимых из эксплуатации основных средств, определенная как 24% от дохода (статья 254 НК РФ).

К расходам на оплату труда относятся начисления работникам, предусмотренные трудовыми договорами и положением об оплате труда. Необходимо четко опре­делить должностной состав сотрудников, заработная плата которых будет учтена в составе прямых расходов.

Согласно статье 259 НК РФ амортизация начисляется одним из способов: либо линейным методом, позволяющим равномерно погашать стоимость амортизи­руемого имущества в течение всего срока его полезного использования, либо не­линейным методом, при котором большая часть стоимости амортизируемого иму­щества списывается в расходы в течение первой половины срока его полезного использования. При этом основные средства стоимостью менее 10 тыс. руб. будут списываться в материальные расходы в момент их ввода в эксплуатацию.

С 1 января 2008 г. Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некото­рые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 216-ФЗ) размер первоначальной стоимости, при которой имущество признается основным средством, подлежащим амортизации, повышен до 20 тыс. руб. Новый размер первоначальной стоимости установлен в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию в декабре 2007 г. и позднее.

В силу статьи 259 НК РФ в учетной политике следует раскрыть применение специ­альных коэффициентов в отношении:

  • норм амортизации к объектам, используемым для работы в условиях агрес­сивной среды и (или) повышенной сменности (не выше 2);

  • амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора фи­нансовой аренды - лизинга (не выше 3);

  • любого амортизируемого имущества (понижающий коэффициент).

С 1 января 2006 года налогоплательщики вправе включать в состав расходов отчет­ного (налогового) периода затраты на капитальные вложения в размере не более 10% от первоначальной стоимости основных средств, за исключением тех, что получе­ны безвозмездно, и (или) на достройку, дооборудование, модернизацию, техническое перевооружение, частичную ликвидацию основных средств (статья 259 НК РФ).

Автономное учреждение может применять амортизационную премию только по имуществу, приобретенному за счет средств от коммерческой деятельности и ис­пользуемому в ходе нее. Решение о применении данной премии, а также размер, в котором должны единовременно признаваться указанные расходы (в пределах 10%), необходимо отразить в учетной политике. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 216-ФЗ, амортизационная премия при­знается для целей налогообложения косвенными расходами.

На имущество некоммерческих организаций, полученное в качест­ве целевых поступлений или приобретенное за их счет и используе­мое для осуществления некоммерческой деятельности согласно пункту 2 статьи 256 НК РФ, амортизация не начисляется. В расходы в виде амортизационных отчислений включается стоимость основ­ных средств, которые автономное учреждение приобрело за счет дохода, полученного от ведения коммерческой деятельности и ис­пользуемого в ходе нее.

Статьями 318, 319 НК РФ для определения налогооблагаемой прибыли преду­смотрен особый порядок списания расходов на производство и реализацию гото­вой продукции. Все расходы, связанные с выпуском и реализацией готовой про­дукции, подразделяются на прямые и косвенные.

Согласно статье 318 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с про­изводством продукции (выполнением работ, оказанием услуг). К ним относятся:

  • материальные затраты, определяемые в соответствии с пунктом 1 статьи 254 НК РФ;

  • расходы на оплату труда работников, участвующих в выпуске готовой продук­ции, а также суммы ЕСН и расходы на обязательное пенсионное страхование, предназначенные для финансирования страховой и накопительной час­тей трудовой пенсии и начисленные на указанные суммы оплаты труда;

  • амортизация, начисленная по основным средствам, используемым при вы­пуске готовой продукции.

К косвенным расходам относятся иные расходы, за исключением внереализацион­ных (статья 265 НК РФ), произведенные в течение отчетного (налогового) периода:

  • затраты на сертификацию продукции;

  • суммы комиссионных сборов;

  • средства, израсходованные в соответствии с законодательством на обеспе­чение пожарной безопасности, обслуживание пожарно-охранной сигнализа­ции, услуги по охране имущества;
  • расходы по набору персонала;

  • платежи за арендуемое имущество;

  • компенсация за использование личного транспорта в служебных целях в пре­делах норм;
  • командировочные расходы в пределах норм;

  • расходы на канцелярские товары;

  • затраты на услуги связи;

  • платежи за регистрацию права на имущество;

  • другие виды расходов, перечисленные в статье 254 НК РФ.

Если автономное учреждение выпускает продукцию нескольких видов или оказы­вает различные услуги (работы), то в учетной политике следует установить порядок распределения общехозяйственных расходов, связанных с выполнением управ­ленческих функций, являющихся накладными расходами. Таким образом, наклад­ные расходы также могут распределяться пропорционально заработной плате ра­ботников, непосредственно занятых выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг); стоимости израсходованных материалов либо всей сумме пря­мых расходов.

Налогоплательщикам, оказывающим платные услуги, разрешается относить на уменьшение доходов сумму прямых расходов в полном объеме без распределения на остатки незавершенного производст­ва (статья 318 НК РФ). Данный пункт нужно включить в учетную по­литику. Кроме того, на автономные учреждения не распространяют­ся особенности ведения налогового учета, предусмотренные стать­ей 321.1 НК РФ.

Согласно статье 260 НК РФ учитывать расходы на проведение ремонта основных [ средств, приобретенных за счет дохода, получаемого от коммерческой деятельно­сти и используемого в ходе нее, можно путем признания в составе прочих расхо­дов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены в фактических размерах, либо путем создания резерва предстоящих расходов на ремонт основ­ных средств в порядке, определенном статьей 324 НК РФ. Один из этих вариантов следует отразить в учетной политике.

Учреждения, признающие доходы и расходы от реализации готовой продукции (работ, услуг) по методу начисления, могут создавать резервы на предстоящие расходы. Согласно главе 25 НК РФ можно создать резерв на оплату отпусков и по сомнительным долгам. Расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оп­лату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознагражде­ния за выслугу лет осуществляются в соответствии со статьей 324.1 НК РФ.

Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налого­обложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике выбранный способ резервирования, определить предельную сумму и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв. Для этого нужно составить специальный расчет (смету) с указанием ежемесячных отчислений в ука­занный резерв исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму взимаемого с них единого социального налога. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. В конце налогового периода налого­плательщику необходимо провести инвентаризацию указанного резерва.

Федеральным законом № 216-ФЗ внесено дополнение, которое следует учиты­вать с 1 января 2008 года. Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользо­ванного отпуска превышает фактический остаток на конец года, то она подлежит включению в состав расходов на оплату труда. Если же такая сумма оказывается меньше, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализаци­онных доходов.

В разделе учетной политики о налоге на добавленную стоимость следует зафикси­ровать следующие положения:

  • согласно пункту 4 статьи 149 НК РФ, если автономное учреждение осуществ­ляет операции, как подлежащие, так и не подлежащие обложению НДС, то оно обязано вести их раздельный учет. При этом в учетной политике целесо­образно указать метод ведения раздельного учета;
  • если автономное учреждение осуществляет экспортные операции, то на ос­новании пункта 10 статьи 165 НК РФ нужно установить порядок определения суммы налога, относящейся к работам, услугам и имущественным правам, приобретенным для производства и реализации работ или услуг, реализация которых облагается по ставке 0%.

Автономные учреждения могут перейти на упрощенную систему налогообложе­ния. Согласно статье 346.14 НК РФ в заявлении нужно указать объект обложения единым налогом: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Сле­дует отметить, что применение упрощенной системы налогообложения не осво­бождает автономные учреждения от составления учетной политики. Для них сохра­няется порядок ведения учета основных средств и нематериальных активов, пре­дусмотренный законодательством РФ о бухгалтерском учете. Следовательно, в от­ношении таких активов автономная организация должна утвердить учетную поли­тику применительно к тем способам ведения учета, которые предоставляют ей право выбора.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль