Особенности бухгалтерского учета и отчетности в автономных учреждениях

23899
Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее - Инструкция № 148н) установлен единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти

Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее - Инструкция № 148н) установлен единый поря­док ведения бюджетного учета в органах государственной власти, управления государственных внебюджетных фондов, управления территориальных госу­дарственных внебюджетных фондов, местного самоуправления, в бюджетных учреждениях.

Из приведенной формулировки следует, что автономные учреждения не должны вести бюджетный учет, и положения Инструкции № 148н на них не распространя­ются. Преобразуясь в автономное, бюджетное учреждение должно составить бюд­жетную отчетность и начать вести учет в общем порядке, предусмотренном рос­сийским законодательством, принимая во внимание особенности, установлен­ные для некоммерческих организаций.

При завершении операций бюджетного учреждения открывается счет бюджетно­го учета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», для которого открытие аналитических счетов не предусмотрено. Финансовый резуль­тат определяется путем сопоставления начисленных сумм:

  • расчетов по поступлениям в бюджет и платежам из бюджета;

  • внутренних расчетов между распорядителями и получателями средств;

  • расходов и доходов бюджетного учреждения.

Суммы переоценки стоимости объектов основных средств и начисленной амортизации отражаются по дебету или кредиту данного счета обособленно, но учитыва­ются при определении финансового результата. Исходя из предусмотренных Инст­рукцией № 148н проводок по закрытию счетов в конце финансового года, необ­ходимо определить финансовый результат и закрыть счета на дату перехода бюд­жетного учреждения в автономное.

Порядок формирования бюджетной отчетности регламентирован Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной от­четности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н. Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюд­жета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федераль­ное казначейство (далее - Разъяснения) определяют порядок представления бюджетной отчетности по реорганизационным мероприятиям.

Согласно пункту 14 статьи 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» создание автономного учреждения путем изменения типа существующего госу­дарственного или муниципального учреждения формально не является реоргани­зацией. Однако с точки зрения последствий для бюджетного учета (фактически ликвидации бюджетного учреждения) до издания иных разъяснений Министер­ства финансов РФ необходимо руководствоваться пунктом 40 Разъяснений в час­ти представления отчетности главному распорядителю кредитов.

В соответствии с указанным пунктом учреждения, финансирование которых пере­дано на другой бюджетный уровень или в ведение другого распорядителя средств федерального бюджета, составляют бухгалтерскую отчетность на дату передачи в составе форм годовой бухгалтерской отчетности и представляют ее главному распорядителю средств бюджета как по прежней, так и по новой подчиненности. К отчету прилагаются акты приемки-передачи активов и обязательств, справки о закрытии счетов в территориальных органах Федерального казначейства и кре­дитных организациях, а также справка из налогового органа о снятии с учета. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, объемы финансиро­вания расходов, кассовые и фактические расходы по переданным учреждениям отражаются по новой подчиненности полностью с начала года.

Заключительная бюджетная отчетность составляется за период с начала отчетного года по день, предшествующий дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о создании автономного учреждения.

Таким образом, к моменту перехода бюджетное учреждение, переводимое в ста­тус автономного, обязано подготовить отчетность по следующему перечню:

  • Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), полу­чателя средств бюджета (ф. 0503130);

  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), полу­чателя средств бюджета (ф. 0503127);

  • Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

  • Пояснительная записка (ф. 0503160).

К годовой бухгалтерской отчетности должны прилагаться акты инвентаризации иму­щества и обязательств, свидетельствующие о достоверности отдельных статей балан­са. Статьи заключительного баланса подтверждаются данными инвентаризации.

В Пояснительной записке к заключительной бухгалтерской отчетности необходимо указать:

  • основания для проведения преобразования;

  • документы по передаче имущества и обязательств автономному учреж­дению;

  • документы, подтверждающие закрытие, переоформление лицевых и расчет­ных счетов преобразуемого учреждения.

Бюджетную отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) бюджетного учреждения. В случае если бюджетный учет ведется на договорных началах централизованной бухгалтерией, бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель учреждения и руководитель централизованной бухгалтерии.

Бухгалтерский учет в автономных учреждениях, как отмечалось выше, ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтер­ском учете»; Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Рос­сийской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н; Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятель­ности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтер­ской отчетности организаций».

Автономное учреждение включает в состав бухгалтерской отчетности следую­щие формы: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу, Отчет о целевом использовании полученных средств, Пояс­нительную записку.

При отсутствии соответствующих данных автономное учреждение может не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капи­тала, Отчет о движении денежных средств, Приложе­ние к бухгалтерскому балансу.

Автономные учреждения, получающие бюджетное финансирование от учреди­теля (субсидии), в бухгалтерской отчетности дают полную информацию о расхо­довании данных средств. Порядок расходования этих средств определен пунк­том 3 статьи 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях».

Отчетность автономного учреждения представляется в:

  • органы государственной статистики;

  • налоговые органы;

  • иные органы и лицам в соответствии с законодательством РФ и уставом авто­номного учреждения (пункт 12 статьи 2 Федерального закона «Об автоном­ных учреждениях»).

При разработке форм бухгалтерской отчетности, представляемых в установлен­ные адреса, автономным учреждением учитываются образцы форм, приведен­ных в приложении к приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н. При разра­ботке формы Бухгалтерского баланса в разделе «Капитал и резер­вы» вместо статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределен­ная прибыль (непокрытый убыток)» автономное учреждение включает группу статей «Целевое финансирование».

Первым отчетным годом для созданного автономного учреждения считается период с даты государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года.

Данные о хозяйственных операциях, проведенных в период с даты принятия решения учредителем о создании автономного учреждения до государственной регистрации автономного учреждения, включаются в его бухгалтерскую отчет­ность за первым отчетным годом.

При формировании вступительной бухгалтерской отчетности автономного уч­реждения нужно учитывать положения Методических указаний по формирова­нию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (приказ Минфина России от 20.05.2003 № 44н). Отразить в отчетности сведе­ния о преобразовании в автономное учреждение можно после того как будут получены:

  • учредительные документы автономного учреждения и свидетельство о госу­дарственной регистрации;
  • решение о создании автономного учреждения;

  • передаточный акт и заключительный баланс бюджетного учреждения.

В передаточном акте устанавливается порядок правопреемства по всем обя­зательствам бюджетного учреждения. Типовая форма передаточного акта за­конодательно не утверждена, поэтому его можно составить в произвольной форме.

Вступительная (первая) бухгалтерская отчетность автономного учреждения со­ставляется путем переноса показателей заключительной (последней) бухгалтер­ской отчетности государственного или муниципального учреждения в формы бухгалтерской отчетности, разработанные автономным учреждением с учетом требований приказа Минфина России от 22.07.2003 № 67н. При этом записи в бухгалтерском учете не производятся.

Годовая бухгалтерская отчетность автономного учреждения утверждается на­блюдательным советом. Для подтверждения достоверности годовой бухгалтер­ской отчетности требуется аудиторское заключение согласно подпункту 9 пунк­та 13 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях».

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» копия утвержденной годовой отчетности автономного учрежде­ния направляется учредителю и публикуется в определенных учредителем авто­номного учреждения средствах массовой информации.

Бухгалтерская отчетность считается опубликованной, если она размещена в ин­формационных системах общего пользования и (или) опубликована в сред­ствах массовой информации, доступных заинтересованным в ней лицам, либо в отношении нее проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность всем заинтересованным в ней лицам независимо от целей получения данной отчетности.

Важной особенностью формирования бухгалтерской отчетности автономного учреждения является необходимость ведения обособленного учета недвижимо­го имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления или при­обретенного за счет средств, выделенных ему учредителем, а также находяще­гося у автономного учреждения особо ценного движимого имущества.

Аналитический учет указанного имущества должен обеспечивать возможность получения данных о наличии и движении основных средств и иного имущества, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (по видам, местам на­хождения и т. д.), а также для составления в установленном порядке автономным учреждением отчетов об использовании закрепленного за ним имущества.

Закрепленное за автономным учреждением на праве оперативного управления, а также находящееся у автономного учреждения в соответствии с законо­дательством особо ценное движимое имущество отражается во вступительном бухгалтерском балансе по группе статей «Основные средства» по первоначаль­ной (восстановительной) стоимости и по группе статей «Добавочный капитал» с выделением показателя по статье «Фонд недвижимого и особо ценного дви­жимого имущества». Сумма амортизации по указанному имуществу раскрыва­ется в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, и учитывается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».

Имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выде­ленных ему учредителем на эти цели, при принятии к бухгалтерскому учету в со­ставе основных средств отражаются по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Одновременно на сумму использованного на эти цели источника финансирова­ния (целевых поступлений) производятся записи по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с кредитом счета 83 «Добавочный капи­тал», субсчет «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества».

Начисление износа по основным средствам (включая доходные вложения в ма­териальные ценности) и нематериальным активам автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего государственного или муни­ципального учреждения, производится исходя из сроков полезного использова­ния, установленных государственным или муниципальным учреждением при принятии этих объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Полученное от учредителя финансирование, определенное пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях», отражается по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами учета де­нежных средств и распределяется на:

  • выполнение государственного задания по нормативу;

  • расходы на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимо­го имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных им за счет средств, выделенных ему учредителем на при­обретение такого имущества;
  • расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закреплен­ное (приобретенное) за автономным учреждением учредителем, в т. ч. зе­мельные участки;
  • расходы на развитие автономного учреждения в рамках программ, утверж­денных в установленном порядке.

Информация о целевом использовании автономным учреждением полученных средств по форме, структуре, составу источников поступления и направлениям использования (расхода) отражается в Отчете о целевом использовании получен­ных средств, который ежеквартально представляется учредителю.

Автономное учреждение, осуществляющее деятельность, связанную с выполне­нием работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязатель­ному социальному страхованию, должно признавать доходы от обычных видов деятельности (с учетом сумм, получаемых в виде субвенций из соответствующе­го бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников) по дебету счета 62 «Расчеты с покупателя­ми и заказчиками» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи».

Для учета расходов автономного учреждения по выполнению работ, оказанию услуг в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными феде­ральными законами и уставом, используются счета учета расходов по обычным видам деятельности, предусмотренные разделом III Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности ор­ганизаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Данные о признанных в бухгалтерском учете доходах и расходах, связанных с де­ятельностью автономного учреждения, в качестве доходов и расходов от обычных видов деятельности отражается в Отчете о прибылях и убытках.

При направлении автономным учреждением прибыли на финансовое обеспе­чение своей уставной деятельности в бухгалтерском учете по итогам отчетного года делается запись по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непо­крытый убыток)» в корреспонденции со счетом 86 «Целевое финансирование».



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль