Недостаточно высокий уровень управленческого потенциала учредителя

1965
Существенной проблемой при создании и функционировании автономного учреждения может стать недостаточно высокий уровень управленческого потенциала учредителя, что выражается в следующих факторах.

Существенной проблемой при создании и функционировании автономного учреж­дения может стать недостаточно высокий уровень управленческого потенциала учредителя, что выражается в:

  • неготовности к проведению работ по реализации Федерального закона «Об ав­тономных учреждениях»;
  • слабом знании подведомственных учреждений сотрудниками учредителя, которым поручено проведение работ по реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях»;
  • ориентировании не только на возможности работы учреждения в новых усло­виях, а на указания вышестоящих органов или желание учреждения перейти в статус автономного;
  • необоснованном уменьшении заданий автономным учреждениям.

Неготовность к проведению работ по реализации Федерального закона «Об авто­номных учреждениях» может быть вызвана целым рядом причин, таких как:

  • непонимание возможностей, предоставляемых статусом автономного учреж­дения;
  • преувеличение негативных последствий реализации закона или восприятие мнимых рисков (например, скрытая приватизация, переход на оказание только платных услуг) в качестве реальных;
  • желание избежать дополнительных обязанностей.

Инструментом нейтрализации этого препятствия может служить только админи­стративный ресурс более высокого уровня управления: правительства РФ по отношению к федеральным министерствам, федеральных министерств - к сво­им агентствам и службам, региональных правительств к органам управления отраслями социально-культурной сферы и т. д. Именно вышестоящий орган управления, вынуждая заниматься вопросами реализации Федерального зако­на «Об автономных учреждениях», издает нормативные акты о проведении ра­бот, обязательные для нижестоящих уровней, организует обучение специали­стов, разрабатывает виды и графики отчетности. Если же, к примеру, региональ­ное правительство не планирует мероприятий по созданию автономных учреж­дений, то эта работа может затормозиться на годы, и регион приступит к ее про­ведению только со сменой руководства или благодаря впечатляющим успехам соседних регионов.

Еще одна причина, по которой регион (муниципалитет) в целом, конкретный учре­дитель могут отказываться от проведения работ по переводу бюджетных учрежде­ний в автономные: желание сохранить средства учреждений в качестве бюджет­ных на казначейских счетах.

При слабом знании подведомственных учреждений сотрудниками учредителя, ко­торым поручено проведение работ по реализации Федерального закона «Об авто­номных учреждениях», возможен необоснованный перевод в автономные тех уч­реждений, которые не обладают достаточным экономическим и управленческим потенциалом или, наоборот, отказ в переводе учреждениям, готовым к функцио­нированию в новых условиях. И если во втором случае последствиями такого «не­перевода» будет упущенная возможность повышения эффективности функциони­рования непереведенного учреждения, то последствия необоснованного перевода намного опаснее. Такой перевод может привести, во-первых, к трудностям в деятельности учреждения, во-вторых - к дискредитации самой идеи автономных учреждений. Поэтому представляется, что на первом этапе целесообразнее про­явить сверхосторожность и не перевести в автономные те учреждения, готовность которых к такому переводу вызывает хоть малейшие сомнения.

Ориентирование не столько на возможности работы учреждения в новых усло­виях, сколько на указания вышестоящих органов или желание учреждения пе­рейти в статус автономного, может привести к необоснованному переводу учре­ждений, не готовых работать в новых условиях. Последствия такого перевода описаны выше. Действительно, если в регионе или муниципальном образова­нии принята стратегическая программа повышения эффективности бюджетной сферы за счет широкого введения автономных учреждений, то и отраслевые органы исполнительной власти, и сами учреждения могут испытывать опреде­ленное давление вышестоящих органов власти. В этих случаях необходимо про­являть принципиальность и твердость в отстаивании своей позиции. Учрежде­нию это сделать легче, поскольку всегда можно сослаться на мнение коллектива, который не поддержал предложение руководителя о согласии перехода в авто­номное учреждение.

Самым серьезным риском этой группы является необоснованное уменьшение заданий автономным учреждениям. Поскольку в автономные учреждения должны переводиться наиболее сильные, учредитель может посчитать, что учреждение «и так выживет», даже если уменьшить ему задание. А вот слабое учреждение сле­дует «поддержать», к тому же учредитель несет за него субсидиарную ответствен­ность. Опасность этого риска заключается не только и даже не столько в том, что создаются искусственные трудности для автономного учреждения, сколько в том, что при таком подходе чаще всего поддерживается предоставление некачествен­ных услуг.

Еще один фактор в деятельности органов управления социально-культурной сфе­ры, в основном на муниципальном уровне, на который хотелось бы обратить вни­мание, - это боязнь предоставления подведомственным учреждениям даже ми­нимальной степени финансовой свободы, допустимой в условиях сметного финан­сирования бюджетных учреждений. Речь идет об «обязательности» проведения всех расчетов через централизованные бухгалтерии. Казалось бы, что в этом страшного? Даже коммерческие компании привлекают для бухгалтерского обслу­живания аудиторские, консалтинговые и тому подобные фирмы на условиях аут­сорсинга. Но в случаях с централизованной бухгалтерией ситуация в рассматри­ваемых случаях принципиально отличная. Как правило, централизованная бухгал­терия не ведет бухгалтерский и налоговый учет в разрезе каждого учреждения.

Большинство платежей, в первую очередь коммунальных, осуществляется централизованно по всей группе подведомственных учреждений. Аналогично, т. е. цен­трализованно, закупаются техническое оснащение, мебель, расходные материа­лы и т. п. Зачастую единственное, что реально находится в распоряжении руково­дителя, - это фонд заработной платы, не считая уж совсем незначительных средств на канцтовары и другую «мелочевку». Конечно, формально он подписывает полную смету. Но реально не распоряжаясь этими средствами, он их не «видит». В резуль­тате нет никаких стимулов рационально расходовать средства, чтобы, сэкономив на одних статьях, внести изменения в смету и использовать их в других целях, иногда крайне необходимых.

Отсутствие навыков в рациональном управлении финансами, пусть и в ограниченных сметным финансированием условиях, представ­ляет собой одно из серьезнейших препятствий в переводе бюджет­ных учреждений в автономные.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль