Проблемы создания автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного учреждения, имеющего долги

5855
Вопрос о переводе бюджетного учреждения-должника в статус автономного учреждения прямо не урегулирован нормами Федерального закона "Об автономных учреждениях".

Вопрос о переводе бюджетного учреждения-должника в статус автономного учре­ждения прямо не урегулирован нормами Федерального закона "Об автономных учреждениях". Для решения вопроса требуется обратиться прежде всего к нор­мам гражданского законодательства.

У кредиторов бюджетного учреждения-должника имеется возможность и они впра­ве при отсутствии денежных средств на счете учреждения потребовать взыскания долга с его учредителя в порядке субсидиарной ответственности на основании статьи 120 ГК РФ до перевода такого учреждения в статус автономного (т. е. до дня регистрации устава автономного учреждения в Едином государственном рее­стре юридических лиц; далее - ЕГРЮЛ).

Если по тем или иным причинам такая возможность не использована и учреди­тель не был привлечен к субсидиарной ответственности до дня регистрации изме­нения типа бюджетного учреждения-должника на автономное учреждение, то субсидиарная ответственность учредителя прекращается. В таком случае только авто­номное учреждение может быть привлечено к ответственности на основании аналогии закона по правилам о правопреемстве реорганизуемых юридических лиц, хотя предусмотренные статьей 58 ГК РФ правила о правопреемстве преду­смотрены лишь для случаев реорганизации и прямо не распространяются на та­кие ситуации, когда меняется тип юридического лица, поскольку изменение типа юридического лица (бюджетного учреждения на автономное) де-юре не считается реорганизацией. Однако статья 6 ГК РФ гласит, что в случаях, когда отношения не урегулированы законодательством, соглашением сторон или обычаями делового оборота, "к таким отношением, если это не противоречит их существу, применяет­ся гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)". В данном случае не будут противоречить существу возникших отноше­ний сходные правила, установленные частью 5 статьи 58 ГК РФ и регулирующие отношения, возникающие при преобразовании юридического лица. Согласно этим правилам юридическое лицо, созданное в результате преобразования, под которым понимается изменение его организационно-правовой формы, становит­ся правопреемником реорганизованного юридического лица и к нему переходят все права и обязанности реорганизованного лица, включая обязанности по упла­те долгов. Следовательно, созданное путем изменения типа автономное учрежде­ние отвечает по долгам последнего тем имуществом, на которое может быть обра­щено взыскание в соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях".

В целом ситуацию можно сравнить с должником, у которого был поручитель, обя­занный в случае неуплаты долга погасить этот долг за свой счет (субсидиарная от­ветственность), но поручительство прекратилось на законном основании, и долг придется отдавать основному должнику уже за свой счет.

Кроме того, с тем чтобы при переводе бюджетного учреждения-должника в авто­номное учреждение учредитель не смог злоупотребить правом и снять с себя суб­сидиарную ответственность, переложив ее на автономное учреждение, Федераль­ным законом "Об автономных учреждениях" предусмотрены следующие право­вые механизмы защиты интересов автономного учреждения:

  • часть 13 статьи 5 закона устанавливает требования к учредителю при приня­тии решения о создании автономного учреждения путем изменения типа су­ществующего бюджетного учреждения применить правила пунктов 1 и 2 ста­тьи 60 ГК РФ. Эти правила (также относящиеся к процедуре реорганизации, но уже специально распространенные законом на изменение типа учрежде­ния) предусматривают обязанность учредителя письменно уведомить креди­торов бюджетного учреждения о принятии решения о переводе этого учреж­дения в статус автономного. При этом кредиторы бюджетного учреждения получают право потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства учреждением-должником, а при отсутствии в распоряжении долж­ника достаточных денежных средств - учредителем как субсидиарным ответ­чиком, а также право потребовать возмещения убытков, причиненных дос­рочным прекращением обязательств (см. часть 2 ста­тьи 60 и часть 2 статьи 120 ГК РФ);
  • часть 10 статьи 5 закона устанавливает дополнительную гарантию автоном­ному учреждению от перевода на него ответственности за долги бывшего бюджетного учреждения. В частности, этой нормой предусматривается, что имущество (в т. ч. денежные средства), закрепляемое за автономным учреж­дением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения воз­можности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и не­сти ответственность по обязательствам, возникшим у бывшего бюджетного учреждения до изменения его типа.

В случае неисполнения учредителем указанных обязанностей, автономное учреж­дение получает право взыскать с него причиненный автономному учреждению вред на основании статьи 1069 ГК РФ, предусматривающей ответственность за вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государствен­ных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих орга­нов. Вред возмещается за счет казны соответствующего публично-правового обра­зования (Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования).

Таким образом, можно утверждать, что действующие нормы законо­дательства исключают возможность неправомерного перевода дол­гов бывшего бюджетного учреждения на создаваемое автономное учреждение. Такой перевод будет допустимым и законным лишь при условии передачи дополнительно в распоряжение создаваемому ав­тономному учреждению достаточного имущества (денежных средств) для погашения долга и при условии согласия кредиторов, выраженно­го хотя бы по умолчанию (отсутствию ответа на уведомление).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль