Статус разных категорий и видов имущества автономного учреждения, документальное оформление разграничения прав учредителя и учреждения по распоряжению имуществом

4871
Нормы Федерального закона "Об автономном учреждении" вызывают вопрос о документальном отражении особого статуса того имущества автономного учреждения, которое находится в самостоятельном распоряжении учреждения.

Нормы Федерального закона "Об автономных учреждениях" вызывают вопрос о документальном отражении особого статуса того имущества автономного учреж­дения, которое находится в самостоятельном распоряжении учреждения. Сравни­тельный анализ норм закона и ГК РФ позволяет установить, что все имущество, принадлежащее автономному учреждению, в т. ч. приобретенное за счет доходов от деятельности учреждения и иных доходов из внебюджетных источников (в част­ности, полученное путем пожертвования (дарения) и по завещанию), формально юридически может находиться у автономного учреждения только на праве опера­тивного управления. В соответствии с нормами ГК РФ любое учреждение, в т. ч. автономное, не может быть собственником какого-либо имущества (часть 2 ста­тьи 48 и часть 3 статьи 213 ГК РФ).

Это же правило записано в части 1 статьи 3 Федерального закона "Об автономных учреждениях": "имущество автономного учреждения закрепляется за ним на пра­ве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соот­ветственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципаль­ное образование".

Частью 2 статьи 298 ГК РФ установлено, что если в соответствии с учредительны­ми документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретен­ное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. И если для бюджетного учреж­дения возможность реализации права распоряжения такими доходами сущест­венно ограничена БК РФ, то автономное учреждение может реализовать это пра­во по собственному усмотрению, в т. ч. с соблюдением специальных процедур, предусмотренных Федеральным законом "Об автономных учреждениях" для от­дельных случаев распоряжения (крупные сделки, сделки с заинтересованностью, участие денежными взносами и иным имуществом в других юридических лицах в качестве учредителя или участника).

В связи с самостоятельными правами автономного учреждения на распоряжение определенным в соответствии с законом имуществом возникают вопросы, свя­занные с документальным оформлением и учетом имущества, приобретенного автономным учреждением за счет доходов от собственной деятельности.

Примечание. Согласно статье 128 ГК РФ к имуществу относятся вещи, денежные средства и ценные бумаги, в т. ч. бездокументарные (т. е. признаваемые законом записи о них), а также имущественные права, информация, результаты интеллектуальной деятельности и др. Однако понятие "имущество" одновременно используется в законодательстве и в узком смысле как материальные объекты. Различение между употреблением термина в широком или узком смысле часто возможно только по контексту: например, добавление после слова "имущество" слов "и денежные средства" указывает на значение термина в узком смысле.

В отличие от бюджетного автономное учреждение обязано вести по правилу части 5 статьи 3 Федерального закона "Об автономных уч­реждениях" раздельный учет имущества по трем категориям: • недвижимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное за счет средств учредителя;


• особо ценное имущество, закрепленное за ним учредителем;

• иное движимое и недвижимое имущество учреждения.

При этом в рамках последней категории по правилу части 2 статьи 298 ГК РФ дополнительно раздельному учету подлежит:

• имущество, приобретенное учреждением за счет своих доходов;

• движимое имущество, закрепленное учредителем и не отнесен­ное к категории особо ценного имущества.

В итоге общий самостоятельный баланс имущества автономного уч­реждения должен состоять, как минимум, из четырех частей (субба­лансов), отражающих раздельный учет четырех указанных выше категорий имущества.

Кроме того, буквальное толкование части 5 статьи 3 Федерального закона "Об автономных учреждениях" позволяет предполагать, что отдельному учету также может подлежать имущество, относимое согласно принятым правилам к катего­рии особо ценного имущества, даже в том случае, если оно приобретено за счет доходов от деятельности учреждения. Практического смысла в таком учете нет, поскольку такой частью особо ценного имущества самостоятельно распоряжается учреждение и на эту же часть особо ценного имущества может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

Формулировка части 5 статьи 3 Федерального закона "Об автоном­ных учреждениях" плохо согласуется с нормами этого же закона об особо ценном имуществе. В частности, в ней предусматривается, что "недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреж­дением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого иму­щества, а также находящееся у автономного учреждения особо цен­ное движимое имущество подлежит обособленному учету в установ­ленном порядке". Использованное законодателем слово "находя­щееся" может быть истолковано и как имущество, закрепленное и приобретенное за счет средств учредителя (такое имущество по сво­ему правовому статусу обладает иммунитетом от взыскания по дол­гам, для распоряжения им требуется согласие учредителя), и как имущество, приобретенное за счет доходов учреждения (это имуще­ство не обладает иммунитетом от взыскания, а учреждение вправе распоряжаться им без разрешения учредителя).

Так или иначе, учетные документы раздельного учета являются основанием для определения права самостоятельного распоряжения автономного учреждения обозначенным в них конкретным имуществом, а также основанием для опреде­ления имущества, на которое может быть обращено взыскание по долгам авто­номного учреждения.

Документом, подтверждающим правовой статус имущества автономного учреж­дения, в соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 5 Федерального закона "Об ав­тономных учреждениях" также должно быть решение учредителя о создании авто­номного учреждения, которое должно содержать перечень объектов недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества и сведения об ином имущест­ве, закрепляемом за учреждением. Учетные документы учреждения должны соот­ветствовать указанным перечню и сведениям. В случае расхождений между ними более доказательными должны считаться документы первичного бухгалтерского учета.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×