Реализация законодательства об автономных учреждениях в субъектах Российской Федерации

3243
Анализ данных, представленных регионами РФ, о созданных в 2007 г. и планируемых или уже созданных в 2008 г. автономных учреждениях свидетельствует, что ситуация в регионах крайне разнообразна.

Анализ данных, представленных регионами РФ, о созданных в 2007 г. и планируе­мых или уже созданных в 2008 г. автономных учреждениях свидетельствует, что ситуация в регионах крайне разнообразна. Многие регионы даже не планировали создание автономных учреждений в 2008 г. (планы на дальнейшие периоды малоинформативны, т. к. могут претерпеть существенные изменения). Следует отметить, что корреляционная зависи­мость этих данных не очень существенна, но и не пренебрежительно мала и со­ставляет 0,45. Безусловно, этот показатель можно рассматривать только на на­чальном этапе реализации закона, поскольку, когда будут приняты все необходи­мые нормативно-правовые акты и начнется работа по переводу существующих учреждений в автономные, этой зависимости уже не будет. В настоящее время в регионах - субъектах РФ создано 228 автономных учреждений, еще 339 планируется создать до конца 2008 г.

Результаты выполненного анализа позволяют сделать вполне прогнозируемый вы­вод, что во многих наиболее «бедных» регионах даже не приступали к созданию нормативно-правовой базы по реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях». Это вполне объяснимо, поскольку материальная база для привле­чения внебюджетных средств в них существенно меньше, чем в «средних» или «богатых» регионах.

Среди регионов - лидеров по созданию нормативной базы и созданию автоном­ных учреждений - Республика Татарстан и Тюменская область. Достаточно высокие планы на 2008 г. приняли Красноярский край, Ростовская область. А вот Москва, Санкт-Петербург, Московская область не приняли ни одного нормативного до­кумента в рамках реализации Федерального закона «Об автономных учреждени­ях» и не планируют создание автономных учреждений. По крайней мере, никакой информации о своих планах они не представили. Видимо, повышение эффектив­ности функционирования бюджетной сферы не является приоритетом для руково­дства этих регионов.

Развитие региона - очень важный показатель, определяющий перспективы соз­дания автономных учреждений. Чем более развита экономика региона, тем, как правило, выше благосостояние населения. Наиболее емким показателем, опре­деляющим платежеспособный спрос населения, является соотношение средне­душевых доходов к прожиточному минимуму (S). Действительно, чем выше это соотношение, тем больше средств у населения для приобретения плат­ных услуг, в т. ч. услуг, не входящих в состав государственного (муниципального) задания, которые могут предоставлять автономные учреждения. Об этом свиде­тельствуют и коэффициенты корреляции, полученные в результате анализа дан­ных Госкомстата РФ о доходах и потребительских расходах населения. Так, рас­считанный за декабрь 2007 г. на основе этих данных коэффициент корреляции среднедушевых доходов составляет к прожиточному минимуму - 0,78, потреби­тельским расходам - 0,76.

Часть регионов, в которых соотношение S. превышает 6,0 (таких регионов менее 10%), явно выпадает из общей выборки, что предоставляет возможность исключить их из статистического анализа. Распределение регионов в соответствии со значе­ниями показателя S представлено на. В этом случае распределение регио­нов в зависимости от значения Sf будет выглядеть следующим образом.

На основании значения соотношения Sf все регионы можно разбить на несколько групп:

группа 1 - S, € [Smin; Scp - a) = [1,48; 2,80);

группа 2 - S, € [Scp - a; SJ = [2,80; 3,59);

группа 3 - Sj € [Sj Scp + a) = [3,59; 4,38);

группа 4- St € [Scp + a; SaJ = [4,38; 9,70],

где Smin, Smax, Scp - минимальное, максимальное и среднее значения показателя S (отношения среднедушевых доходов и прожиточного минимума); a - среднеквадратическое отклонение.

Как уже было сказано, показатель S отражает покупательную способность населе­ния. Поэтому перевод учреждений в автономные учреждения для регионов пер­вой группы следует осуществлять особенно осторожно. Если у бюджетного учреждения уже накоплен опыт предоставления платных услуг (выполнения платных ра­бот), то его можно переводить в автономное учреждение, если нет - лучше не то­ропиться. А вот учреждения в регионах четвертой группы можно достаточно смело переводить в автономные учреждения, особенно в городах, - покупательная спо­собность населения позволяет. И, пожалуй, единственным препятствием для тако­го перевода является безынициативность руководства учреждения.

Действительно, в качестве примера можно привести соотношение среднедуше­вых доходов, с одной стороны, и средних потребительских цен в государственных вузах, с другой. Так, средняя годовая стоимость обучения в вузах в 2005 г. была равна в Ивановской области (1-я группа регионов) - 26 400 рублей, а в Москве (4-я группа регионов) - 50 500 рублей. Соответственно годовые среднедушевые доходы за тот же период в Ивановской области составляли около 39,4 тыс. рублей, а в Москве - 300,2 тыс. рублей, т. е. средняя стоимость обучения в вузах Иванов­ской области составляла 67,0% от среднедушевых доходов, а в Москве - 16,8%. Соответственно доля платных студентов дневной формы обучения равнялась в Ивановской области 16,4%, а в Москве - 36,4%.

Большое значение в вопросе организации работ по переводу бюджетных учреж­дений в автономные играет понимание руководством региона, в первую очередь руководством высшего органа исполнительной власти, важности реализации Фе­дерального закона «Об автономных учреждениях» в повышении эффективности бюджетной сферы. Безусловно, перевод бюджетного учреждения в автономное не означает, что на следующий день вновь созданное автономное учреждение начнет работать намного эффективнее и качественнее, чем оно работало в стату­се бюджетного учреждения. Но дополнительные стимулы и возможности для этого у него появятся. Поэтому на руководство региона ложится большая ответствен­ность в принятии решения рациональной организации работ по реализации Фе­дерального закона «Об автономных учреждениях». Главное, чтобы не возникла ситуация, когда существует лишь видимость бурной деятельности, а из-за создан­ных искусственных сложностей реально все остается, как было. В результате пол­ностью дискредитируется сама идея.

Перечень основных работ, направленных на активизацию процесса реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях», должен включать:

• на уровне высшего органа исполнительной власти субъектов РФ:

  • разработку порядка организации работ по созданию автономных учреж­дений;
  • поручение отраслевым органам управления, на которые возложены функции учредителя, предполагающее организацию деятельности в соот­ветствующем направлении;
  • проведение обучающих семинаров для работников органов управления различных уровней и руководителей учреждений;

• на уровне отраслевого органа управления:

  • обеспечение разработки и принятия положения об условиях и порядке формирования задания учредителя и порядке его финансового обеспе­чения;
  • разработку плана проведения работ по переводу бюджетных учрежде­ний в автономные учреждения;
  • назначение ответственного за проведение работ лица, обладающего не­обходимым уровнем компетенции;
  • оценку возможности перевода конкретных учреждений в автономные учреждения и направление предложений о переводе тем учреждениям, которые признаны готовыми к этому.

После этого может осуществляться работа по переводу бюджетных учреждений в автономные учреждения.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×