Анализ данных, представленных регионами РФ, о созданных в 2007 г. и планируемых или уже созданных в 2008 г. автономных учреждениях свидетельствует, что ситуация в регионах крайне разнообразна.
Анализ данных, представленных регионами РФ, о созданных в 2007 г. и планируемых или уже созданных в 2008 г. автономных учреждениях свидетельствует, что ситуация в регионах крайне разнообразна. Многие регионы даже не планировали создание автономных учреждений в 2008 г. (планы на дальнейшие периоды малоинформативны, т. к. могут претерпеть существенные изменения). Следует отметить, что корреляционная зависимость этих данных не очень существенна, но и не пренебрежительно мала и составляет 0,45. Безусловно, этот показатель можно рассматривать только на начальном этапе реализации закона, поскольку, когда будут приняты все необходимые нормативно-правовые акты и начнется работа по переводу существующих учреждений в автономные, этой зависимости уже не будет. В настоящее время в регионах - субъектах РФ создано 228 автономных учреждений, еще 339 планируется создать до конца 2008 г.
Результаты выполненного анализа позволяют сделать вполне прогнозируемый вывод, что во многих наиболее «бедных» регионах даже не приступали к созданию нормативно-правовой базы по реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях». Это вполне объяснимо, поскольку материальная база для привлечения внебюджетных средств в них существенно меньше, чем в «средних» или «богатых» регионах.
Среди регионов - лидеров по созданию нормативной базы и созданию автономных учреждений - Республика Татарстан и Тюменская область. Достаточно высокие планы на 2008 г. приняли Красноярский край, Ростовская область. А вот Москва, Санкт-Петербург, Московская область не приняли ни одного нормативного документа в рамках реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях» и не планируют создание автономных учреждений. По крайней мере, никакой информации о своих планах они не представили. Видимо, повышение эффективности функционирования бюджетной сферы не является приоритетом для руководства этих регионов.
Развитие региона - очень важный показатель, определяющий перспективы создания автономных учреждений. Чем более развита экономика региона, тем, как правило, выше благосостояние населения. Наиболее емким показателем, определяющим платежеспособный спрос населения, является соотношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму (S). Действительно, чем выше это соотношение, тем больше средств у населения для приобретения платных услуг, в т. ч. услуг, не входящих в состав государственного (муниципального) задания, которые могут предоставлять автономные учреждения. Об этом свидетельствуют и коэффициенты корреляции, полученные в результате анализа данных Госкомстата РФ о доходах и потребительских расходах населения. Так, рассчитанный за декабрь 2007 г. на основе этих данных коэффициент корреляции среднедушевых доходов составляет к прожиточному минимуму - 0,78, потребительским расходам - 0,76.
Часть регионов, в которых соотношение S. превышает 6,0 (таких регионов менее 10%), явно выпадает из общей выборки, что предоставляет возможность исключить их из статистического анализа. Распределение регионов в соответствии со значениями показателя S представлено на. В этом случае распределение регионов в зависимости от значения Sf будет выглядеть следующим образом.
На основании значения соотношения Sf все регионы можно разбить на несколько групп:
группа 1 - S, € [Smin; Scp - a) = [1,48; 2,80);
группа 2 - S, € [Scp - a; SJ = [2,80; 3,59);
группа 3 - Sj € [Sj Scp + a) = [3,59; 4,38);
группа 4- St € [Scp + a; SaJ = [4,38; 9,70],
где Smin, Smax, Scp - минимальное, максимальное и среднее значения показателя S (отношения среднедушевых доходов и прожиточного минимума); a - среднеквадратическое отклонение.
Как уже было сказано, показатель S отражает покупательную способность населения. Поэтому перевод учреждений в автономные учреждения для регионов первой группы следует осуществлять особенно осторожно. Если у бюджетного учреждения уже накоплен опыт предоставления платных услуг (выполнения платных работ), то его можно переводить в автономное учреждение, если нет - лучше не торопиться. А вот учреждения в регионах четвертой группы можно достаточно смело переводить в автономные учреждения, особенно в городах, - покупательная способность населения позволяет. И, пожалуй, единственным препятствием для такого перевода является безынициативность руководства учреждения.
Действительно, в качестве примера можно привести соотношение среднедушевых доходов, с одной стороны, и средних потребительских цен в государственных вузах, с другой. Так, средняя годовая стоимость обучения в вузах в 2005 г. была равна в Ивановской области (1-я группа регионов) - 26 400 рублей, а в Москве (4-я группа регионов) - 50 500 рублей. Соответственно годовые среднедушевые доходы за тот же период в Ивановской области составляли около 39,4 тыс. рублей, а в Москве - 300,2 тыс. рублей, т. е. средняя стоимость обучения в вузах Ивановской области составляла 67,0% от среднедушевых доходов, а в Москве - 16,8%. Соответственно доля платных студентов дневной формы обучения равнялась в Ивановской области 16,4%, а в Москве - 36,4%.
Большое значение в вопросе организации работ по переводу бюджетных учреждений в автономные играет понимание руководством региона, в первую очередь руководством высшего органа исполнительной власти, важности реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях» в повышении эффективности бюджетной сферы. Безусловно, перевод бюджетного учреждения в автономное не означает, что на следующий день вновь созданное автономное учреждение начнет работать намного эффективнее и качественнее, чем оно работало в статусе бюджетного учреждения. Но дополнительные стимулы и возможности для этого у него появятся. Поэтому на руководство региона ложится большая ответственность в принятии решения рациональной организации работ по реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях». Главное, чтобы не возникла ситуация, когда существует лишь видимость бурной деятельности, а из-за созданных искусственных сложностей реально все остается, как было. В результате полностью дискредитируется сама идея.
Перечень основных работ, направленных на активизацию процесса реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях», должен включать:
• на уровне высшего органа исполнительной власти субъектов РФ:
- разработку порядка организации работ по созданию автономных учреждений;
- поручение отраслевым органам управления, на которые возложены функции учредителя, предполагающее организацию деятельности в соответствующем направлении;
- проведение обучающих семинаров для работников органов управления различных уровней и руководителей учреждений;
• на уровне отраслевого органа управления:
- обеспечение разработки и принятия положения об условиях и порядке формирования задания учредителя и порядке его финансового обеспечения;
- разработку плана проведения работ по переводу бюджетных учреждений в автономные учреждения;
- назначение ответственного за проведение работ лица, обладающего необходимым уровнем компетенции;
- оценку возможности перевода конкретных учреждений в автономные учреждения и направление предложений о переводе тем учреждениям, которые признаны готовыми к этому.
После этого может осуществляться работа по переводу бюджетных учреждений в автономные учреждения.