Правовые проблемы бюджетного учреждения, возникающие в связи с приносящей доход деятельностью

7925
Наиболее значимой для руководителя бюджетного учреждения проблемой при осуществлении учреждением приносящей доход деятельности можно считать то обстоятельство, что все получаемые учреждением доходы так же, как и ассигнования учредителя, такое учреждение получает, распределяет и расходует полученные и распределенные средства в соответствии с процедурами, установленными бюджетным законодательством, по сметам.

Наиболее значимой для руководителя бюджетного учреждения проблемой при осуществлении учреждением приносящей доход деятельности можно считать то обстоятельство, что все получаемые учреждением доходы так же, как и ассигнова­ния учредителя, такое учреждение получает, распределяет и расходует получен­ные и распределенные средства в соответствии с процедурами, установленными бюджетным законодательством, по сметам. Финансовая деятельность с соблюде­нием установленного бюджетным законодательством и подзаконными актами фи­нансовых органов сметного порядка, как правило, характеризуется отсутствием гибкости, громоздкостью процедур, запаздыванием по времени исполнения ре­шений. Освоение выделенных ресурсов затруднено в жестко регламентирован­ных рамках смет и сметных статей расходов.

Так, в соответствии с приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н «Об об­щих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений» (далее - Общие требования) составлением сметы в кон­тексте Общих требований является установление объема и распределения на­правлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учрежде­ния в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюд­жета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года (далее - ли­миты бюджетных обязательств). Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализаци­ей до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственно­го управления. Главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учрежде­ние вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитиче­ских показателей.

Смета составляется бюджетным учреждением по форме, разработанной и утверж­денной главным распорядителем средств бюджета, при этом Общие требования содержат обязательные реквизиты сметы. Содержательная часть формы сметы должна представляться в виде таблицы, содержащей коды строк, наименования направлений расходования средств бюджета и соответствующих им кодов класси­фикации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, а также суммы по каждому направлению.

Ведением сметы является внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюд­жетных обязательств. Внесение изменений в смету осуществляется путем утверж­дения изменений показателей - сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений. Внесение изменений в смету, требующее изменения пока­зателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств, утверждается после внесения в установленном порядке изменений в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и ли­миты бюджетных обязательств.

В сочетании с громоздким порядком утверждения и ведения смет нормы действую­щего БК РФ существенно ограничивают права учреждения как юридического лица.

Так, согласно статье 41 БК РФ все денежные средства бюджетного учреждения, в том числе полученные от разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - а после принятия специального федерального закона также пожертво­вания и другие безвозмездные поступления - являются бюджетными средствами (неналоговыми доходами бюджета). Именно поэтому на них распространяются пра­вила учета и процедуры распределения и расходования бюджетных средств.

Заметим, что во всех рассматриваемых здесь и ниже нормах БК РФ прописана оговорка - «за исключением автономного учреждения».

Кодекс определяет, что бюджетное учреждение может иметь лишь лицевые счета, открытые в установленном законодательством порядке (пункт 1 статьи 161 БК РФ) и может осуществлять операции по расходованию бюджетных средств в соответ­ствии с бюджетной сметой, ведущейся по правилам Кодекса и по статьям бюджет­ной классификации. Установлен запрет бюджетному учреждению на получение кредитов (займов), равно как и запрет на получение субсидий и займов из бюдже­та (пункт 4 статьи 161 БК РФ).

Кодексом устанавливается, что заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих ис­полнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При нарушении данного пра­вила контракты (договоры), заключенные учреждением с партнерами, могут быть признаны судом недействительными (пункт 2 статьи 161 БК РФ). Иск о признании недействительными и применении соответствующих последствий вправе заявить главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств. Это обстоятельство ставит в затруднительное положение как учреждение при ведении договорной ра­боты, так и контрагентов учреждения, поскольку при заключении договора невоз­можно проверить, исчерпаны ли лимиты бюджетных обязательств. Даже в случае представления контрагенту сведений о лимитах нет гарантии того, что учреждени­ем не заключены или не будут заключены другие договоры, подлежащие оплате по этой же статье расходов. В такой ситуации контрагенту остается надеяться лишь на добросовестность руководителя учреждения, который может понести ответст­венность за превышение лимитов, и рисковать тем, что договор может быть при­знан недействительным. В последнем случае привлечение руководителя учрежде­ния к ответственности вряд ли будет достаточным утешением для партнера, кото­рый потеряет деньги и понесет убытки.

Более того, БК РФ предоставлено право распорядителю бюджетных средств умень­шать учреждению ранее доведенные до него лимиты бюджетных обязательств, т. е. перечислять денежные средства в меньшем размере, чем это было ранее объяв­лено и предусмотрено сметой. В результате может возникнуть специфическая, не сообразующаяся с принципами и практикой права, ответственность бюджетного учреждения за нарушение договора не по вине учреждения, а вследствие реше­ния вышестоящего должностного лица (распорядителя бюджетных средств) умень­шить бюджетные ассигнования. При этом если такое уменьшение привело к невоз­можности исполнения учреждением обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, то учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а по необходимости - и других условий государственных (муниципальных) контрактов и иных договоров (пункт 3 статьи 161 БК РФ). Другими словами, от учреждения требуется в одностороннем порядке пересмотреть договор, причем с явным ухудшением условий договора для другой стороны. Это вызывает вопрос о полноценности бюджетного учрежде­ния как участника гражданского оборота.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×