Учет целевых средств

1413
На очередной финансовый период учреждения и главные распорядители бюджетных средств закладывают в смету специальные средства на исполнение целевых программ. К ним относят дотации, субвенции и субсидии. В бюджетном учете для них предусмотрен особенный порядок отражения операций. Рассмотрим его подробнее.

Применение экономической классификации
Субсидии и субвенции несут в себе двойственный экономический смысл, так как это формы и межбюджетного трансферта, и трансферта юридическому лицу.
По таким целевым средствам применяют экономическую классификацию в соответствии с приказом Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 168н. Для них предусмотрен трехзначный код классификации операций сектора государственного управления, предусматривающий группировку операций по их экономическому содержанию (разряды 24–26 двадцатишестизначного счета бюджетного плана счетов).
Расходы бюджетов по предоставлению трансфертов юридическим лицам отражают по соответствующим подстатьям статьи 240 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям». Конкретный код подстатьи зависит от организационно-правовой формы получателя трансферта:
— 241 — безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям;
— 242 — безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций.
Если же целевые средства направлены бюджетам других уровней, то используют подстатью 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ» экономической классификации расходов.
При этом бюджетные учреждения, будучи получателями дотаций, субсидий и субвенций, отражают их поступление по коду экономической классификации доходов 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ».
Кроме того, указанные средства показывают в разделе 1100 «Межбюджетные трансферты». Здесь учитывают расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой помощи, дотаций, субвенций и субсидий другим бюджетам бюджетной системы РФ.
 

Виды целевых средств
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, целевые средства бывают в виде:
— дотаций, то есть средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе;
— субвенций, когда бюджетные средства предоставлены бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
— субсидий — это средства, предоставленные бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
 


Отражение в бюджетном учете
Операции с целевыми средствами в бюджетном учете (в части исполнения обязательств органов государственной власти по предоставлению таких средств) отражают в определенной (особенной) последовательности.

Этапы учета субсидий и субвенций
В первую очередь целевые средства перечисляют из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ.
Этот факт подтверждают соответствующие органы на основе платежных поручений, иных документов (они являются основанием для осуществления кассовых расходов бюджета, из которого предоставляются целевые средства).
Получатель  средств федерального бюджета (санкцио-ни--рую--щий перечисление целевых средств из бюджета в бюджет) отражает указанную операцию бухгалтескими записями:
 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Перечислены субсидии (субвенции) с федерального уровня в бюджеты субъектов РФ
1 206 12 560
«Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы РФ»
1 304 05 251
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы РФ»

 


Получив целевые средства, администратор записывает следующие проводки:

 



 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Поступили целевые средства в виде субсидий (субвенций) из федерального бюджета
1 210 02 151
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ»
1 205 05 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ»


Обратите внимание: целевые средства начисляют именно при оформлении администратором документов об оплате денежных обязательств (которые подлежат исполнению за счет целевых средств).
При этом администратор оформляет следующие бухгалтерские записи:

 

 

 



 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислены денежные обязательства в виде субсидий (субвенций)
1 205 05 560
«Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ»
1 401 01 151
«Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ»


На следующем этапе собираются отчеты об использовании таких средств.
Контроль использования целевых средств осуществляет получатель средств федерального бюджета, санкционирующий такие перечисления в бюджет субъекта РФ. На основании отчетов он делает записи:

 

 

 



 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена задолженность получателя целевых средств перед бюджетом
1 401 01 251
«Расходы резервного фонда на перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ»
1 302 12 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам»
Зачтен аванс по выданным целевым средствам
1 302 12 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам»
1 206 12 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы РФ»


Средства перечисляют в бюджеты муниципальных образований.
Очевидное достоинство этой поэтапной схемы бюджетного учета операций с целевыми средствами то, что она обеспечивает максимальную прозрачность финансовых потоков между бюджетами. В ней определение момента начисления задолженности (дебиторской — администратора целевых средств и кредиторской — органа власти, предоставляющего целевые средства) несколько отклоняется от классиче-ских канонов. Дело в том, что, как правило, начисляют дебиторскую и кредиторскую задолженности, когда появляется право требования к плательщику и обязательство перед контрагентами.
При этом момент начисления жестко не привязан к каким-либо кассовым операциям. В частных случаях возможны другие схемы, более удобные для конкретных ситуаций.

Отражение операций с дотациями
Что касается межбюджетных трансфертов в виде дотаций, то здесь следует обратить внимание на следующие моменты.
Администратором дотаций признается финансовый орган субъекта РФ (орган, организующий исполнение бюджета муниципального образования). Момент начисления средств определяется по аналогии с определением момента начисления субсидий и субвенций. Соответственно начисления сумм дебиторской задолженности по дотациям учитывают в том же порядке.
В то же время существуют и различия в ведении бюджетного учета получателем средств федерального бюджета. Это связано с тем, что администратор дотаций не представляет отчет об их использовании. Поэтому операции по перечислению дотаций в бюджет субъекта РФ (бюджет муниципального образования) отражает в учете получатель этих средств.
Записи производят при санкционировании кассовых расходов федерального бюджета на предоставление дотации в следующем виде:

 

 

 



 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Отражен запланированный расход в виде дотаций
1 401 01 251
«Расходы резервного фонда на перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ»
1 302 12 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам»
Перечислены суммы целевых средств в идее дотаций конечному получателю
1 302 12 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам»
1 304 05 251
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы РФ»

 

 



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль