В преддверии новогодних праздников рассмотрим порядок учета затрат на корпоративный банкет. Ведь, как правило, такие мероприятия проводятся за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности.
Однако прямой связи с деятельностью, направленной на получение дохода, это мероприятие не имеет. Поэтому налоговые инспекторы и финансисты, как правило, не разрешают учитывать затраты на проведение банкета в составе налоговых расходов. В качестве подтверждения такой позиции можно привести письмо Минфина России от 20 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/430.
Затраты на проведение праздничных мероприятий не получится учесть и по статье рекламных расходов, поскольку они не отвечают понятию «реклама», приведенному в статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (письмо Минфина России от 11 сентября 2006 г. № 03-03-04/2/206).
Не соответствуют такие расходы и определению представительских трат. Ведь празднование Нового года проводится не для того, чтобы установить контакты или поддержать сотрудничество с деловыми партнерами.
Кроме того, они относятся к затратам на развлечение и отдых, стоимость которых не учитывается в составе представительских расходов ни при каких условиях. Напомним, что такое ограничение относительно учета представительских расходов четко прописано в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Арбитражная практика также свидетельствует о том, что затраты на проведение праздничных мероприятий не учитываются при исчислении налога на прибыль (постановления ФАС Дальневосточного округа от 7 февраля 2007 г. № Ф03-А73/06-2/5053, ФАС Поволжского округа от 16марта 2005 г. № А57-8066/03-5).
Как считают финансисты, обеспечение работников бесплатным чаем, кофе и сахаром относится к безвозмездной передаче товаров и соответственно облагается налогом на добавленную стоимость. Об этом — в письме Минфина России от 5 июля 2007 г. № 03-07-11/212. В данном случае выставляется один счет-фактура на всю сумму товаров, определяемую по рыночным ценам.
Такую же позицию можно применить и к стоимости питания и напитков, израсходованных на корпоративной вечеринке. Определив и исчислив налоговую базу по НДС по потребленным продуктам питания, учреждение сможет принять «входной» налог к вычету.
Однако, по мнению автора, при проведении новогоднего банкета реализации товаров (работ или услуг) не происходит, а значит, нет необходимости исчислять налог на добавленную стоимость.
Но одновременно с этим учреждение не сможет принять «входной» налог к вычету. Ведь это возможно только при соблюдении требований пункта 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ. Напомним их: товары (работы, услуги) приобретены для операций, признаваемых объектами обложения НДС, ценности отражены в учете, имеется счет-фактура (или в установленных случаях — иной документ). В рассматриваемом нами случае не выполняется первое условие — расходы на новогодний банкет произведены не в рамках деятельности, облагаемой НДС.
Признать «входной» налог расходом, уменьшаемым налогооблагаемую прибыль, также нельзя. Поскольку предъявленный поставщиком НДС признается расходом в целях налогообложения прибыли только в случаях, прямо предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 4 ст. 170, п. 19 ст. 270 Налогового кодекса РФ).
Оплата учреждением питания работника — это его доход в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 Налогового кодекса РФ).
Минфин России настаивает на том, что при проведении корпоративных мероприятий организация должна принимать все меры по оценке и учету дохода работников. При выявлении дохода в натуральной форме, полученного каждым работником, организация выступает в роли налогового агента (письмо от 15 апреля 2008 г. № 03-04-06-01/86). При этом чиновники советуют доход каждого присутствующего на мероприятии определять на основе общей стоимости мероприятия и количества присутствующих (письмо от 19 июня 2007 г. № 03-11-04/2/167).
Правда, в другом письме Минфин России говорит о том, что если персонифицировать доходы невозможно, а значит, невозможно оценить и экономическую выгоду, которую получил каждый участник корпоративного мероприятия, то дохода, подлежащего обложению НДФЛ, не возникает (письмо от 15апреля 2008 г. № 03-04-06-01/86).
Однако Налоговый кодекс РФ не обязывает налогового агента обеспечивать контроль количества еды и напитков, потребленных работниками на мероприятии. А соответственно налог можно не удерживать.
Но в этом случае избежать споров с проверяющими будет сложно, что подтверждает большое количество судебных дел.
Хотя шансов отстоять свою правоту в суде у бюджетного учреждения немало.
Так, в пункте 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21 июня 1999 г. № 42 отмечено, что доход в виде материального блага подлежит включению в совокупный доход физического лица, если размер дохода может быть определен применительно к каждому конкретному человеку. Основываясь на этом доводе, суды, как правило, встают на сторону организаций и налогоплательщиков. Подтверждают это постановления ФАС Московского округа от 23 сентября 2009 г. № КА-А40/8528-09, ФАС Уральского округа от 20 августа 2009 г. № Ф09-5950/09-С2.
Но чтобы исчислить страховые взносы, необходимо определить объект обложения и базу в отношении каждого конкретного работника.
В случае проведения банкета достаточно непросто определить стоимость потребленных продуктов и напитков каждым участником мероприятия и соответственно вычислить размер базы, облагаемой взносами.
Что касается взносов на травматизм, они начисляются только на суммы, которые считаются оплатой труда (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 184). А расход без персонификации не отвечает понятию «оплата труда», установленному трудовым законодательством (ст. 129, 135 Трудового кодекса РФ). Следовательно, взносы на травматизм начислять также не придется.