Инвентаризация: проводим грамотно

1579
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности учреждения должны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Поэтому при принятии учреждением учетной политики наряду с другими решениями, необходимыми для организации бухгалтерского учета, утверждается порядок проведения инвентаризации. (Составить учетную политику на 2011 год поможет автоматизированный сервис «Учетная политика 2011».)
К ИНВЕНТАРИЗАЦИИ СЛЕДУЕТ ПОДГОТОВИТЬСЯ
Итак, прежде чем проводить инвентаризацию, необходимо выполнить ряд мероприятий.

Во-первых, следует создать в учреждении постоянно действующую комиссию для проведения инвентаризации при большом объеме работ — дополнительные рабочие комиссии. Как правило, в комиссию включаются работники администрации учреждения, бухгалтерии, а также иные специалисты. Обратите внимание: при проведении инвентаризации должны присутствовать все члены комиссии. Отсутствие хотя бы одного из них может послужить основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Во-вторых, проверить наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации; наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. Если документов по каким-либо причинам не хватает, следует обеспечить их получение или оформление (п. 3.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).

В-третьих, следует оформить акты сверки расчетов с контрагентами, налоговыми и финансовыми органа-ми, внебюджетными фондами.

В-четвертых, необходимо получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Также следует взять с материально ответственных лиц расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Перед проведением инвентаризации денежных средств надо снять показатели кассы.

Когда все условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества, в установленные сроки будут созданы, можно приступать к инвентаризации (конечно, при наличии соответствующего приказа руководителя).
 
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Итак, при инвентаризации проводится непосредственная сверка фактического наличия имущества. Данные вносятся в инвентаризационные описи. Там указывают наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество в единицах измерения, принятых в учете. Помните: вносить данные со слов материально ответственных лиц (без проверки их фактического наличия активов) не допускается. Это отмечено в пункте 3.17 Методических указаний. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Ошибки в описях исправляются путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных. Таким способом корректировки вносятся во все экземпляры описей. Описи подписывают члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Это общие нормы. Далее рассмотрим нюансы проведения инвентаризации отдельных объектов учета.
 
Основные средства
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. Причем инвентаризация касается не только собственных активов, но и тех, что находятся на ответственном хранении, а также арендованных объектов.

При инвентаризации недвижимости обращают внимание на правоустанавливающие документы на такие акти-вы (комиссия производит осмотр объектов). В описи вносятся: полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

Данные о машинах, оборудовании и транспортных средствах вписываются в описи с указанием заводского инвентарного номера, года выпуска, назначения, мощности (согласно техническому паспорту) соответствующего актива.

А вот однотипные предметы хозинвентаря, инструменты, станки, на которые оформлены инвентарные карточки группового учета, указывают так же вместе (по наименованиям с указанием количества этих предметов).

Комиссия может установить, что определенные объекты основных средств использовать уже нельзя (непригодны и не подлежат восстановлению). На такие активы составляется отдельная опись.

И еще такой момент. Объекты основных средств, которые в момент инвентаризации находятся вне местонахождения учреждения (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины и т. п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.
 
Нематериальные активы
При инвентаризации нематериальных активов данные вносятся на основании документов, подтверждающих права организации на их использование. Комиссия должна обратить внимание на правильность и своевременность отражения нематериальных активов в учете.
 
Материальные запасы
Сведения по таким активам заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, груп-пы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта).

При хранении материальных запасов в разных помещениях (на разных складах) инвентаризация проводится последовательно по местам их хранения. Комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материальных ценностей. Активы пересчитывают (перевешивают, перемеривают).

Если весовых товаров много, можно поступить так. Один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо заполняют отдельные ведомости по результатам перевеса активов. А в конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные сличают и выверенный итог вносят в опись.

Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

Определено, что материальные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются только после инвентаризации. На это составляется отдельная опись.

В исключительных случаях материалы могут отпускаться даже в ходе инвентаризации (но только с разрешения руководителя, главного бухгалтера и в присутствии членов комиссии). Такие ценности также вносятся в отдельную опись (как материальные запасы, отпущенные во время инвентаризации).

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по их местонахождению и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.

Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. д.). На негодную тару составляется акт на списание.
 
Денежные средства
Инвентаризация кассы проводится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40). В рамках инвентаризации денежных средств подсчитывается не только наличность в кассе, но и другие ценности, находящиеся там (например, денежные документы: почтовые марки, путевки в дома отдыха и санатории и т. д.).

При инвентаризации средств, находящихся на лицевых счетах, сверяются суммы остатков, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерского учета, с данными выписок.
 
Обязательства (расчеты)
В рамках такой инвентаризации анализируются расчеты с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами.

Данные актов сверок с поставщиками и покупателями сверяются с учетными показателями. Выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. Проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение). (Подробно порядок такой сверки мы описали в журнале«Учет в бюджетных учреждениях» № 11, 2010 г.)

Путем документальной проверки инвентаризационная комиссия должна подтвердить:

а) правильность расчетов с финансовыми органами, налоговиками, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями учреждения, выделенными на отдельный баланс;

б) правильность и обоснованность числящейся в бухучете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
 
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И ОТРАЖЕНИЕ ИХ В УЧЕТЕ
Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

На ценности, не принадлежащие учреждению, но числящиеся в бухучете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Фиксируются установленные расхождения данных фактического наличия финансовых и нефинансовых активов с данными бухучета, а также выявленные излишки и недостачи по каждому объекту учета в количественном и суммовом выражении. Эти расхождения отражаются на счетах бюджетного учета в таком порядке:

а) излишек имущества приходуется (исходя из рыночной стоимости, то есть по той цене, которая может быть получена в результате продажи указанного имущества на дату принятия к бюджетному учету);

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на расходы, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются.

Однако в определенных случаях возможно провести и зачет излишков и недостач. В Методических рекомендациях отмечено: «Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах».
Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×