Предоставление субсидии на выполнение госзадания

59296
Захарьин Владимир Реонадович
эксперт по бюджетному учету, к.э.н.
Государственное (муниципальное) задание определяет основную деятельность учреждения. Источником обеспечения выполнения госзадания служат субсидии на государственное (муниципальное) задание. Как выделяются субсидии на госзадание, каковы правила их отражения в учете и порядок расходования, когда объем субсидий на госзадание может быть изменен, уточняет эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Государственное (муниципальное) задание

В соответствии с пунктом 3 статьи 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетные учреждения ведут свою деятельность на основании государственного (муниципального) задания, которое формируется соответствующим органом, реализующим функции и полномочия учредителя. Отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение не может.

Топ 10 вопросов по КВР и КОСГУ

Скачайте свежий номер журнала с ответами на вопросы, которые чаще всего задают коллеги. Это бесплатно.

Скачать бесплатно

Все о предоставлении субсидии на выполнение госзадания T1M35S Предоставление субсидии на выполнение госзадания

Предоставление субсидии на выполнение госзадания

Общие требования к формированию государственного (муниципального) задания, включая состав показателей госзадания, установлены нормами статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ. Однако порядок формирования государственного (муниципального) задания каждое публично-правовое образование определяет самостоятельно. Для региональных государственных учреждений такой порядок устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, для муниципальных учреждений – местной администрацией. Кроме того, учредитель (публично-правовое образование) определяет:

  • форму государственного (муниципального) задания;
  • порядок его утверждения (грифом «утверждаю» или правовым актом);
  • порядок внесения в него изменений (переутверждение госзадания в целом или только утверждение его изменений).

Предоставление субсидии на выполнение госзадания

Бюджетный кодекс РФ не устанавливает единого (предельного) срока утверждения государственного (муниципального) задания для всех государственных (муниципальных) учреждений. Такой срок также самостоятельно определяет соответствующее публично-правовое образование. Очевидно, что госзадание нужно утвердить не только до начала очередного финансового года, но и до начала работы над соответствующим бюджетом на очередной год, поскольку именно государственное или муниципальное задание будет основанием для определения размера субсидий на его выполнение.

Помимо субсидий на выполнение государственного или муниципального задания, предоставляются и субсидии на иные цели. Как правило, такое финансирование имеет целевой характер. О том, как учесть такие поступления, в статье "Целевые субсидии: возврат и учет".

В соответствии со статьей 69.2 Бюджетного кодекса РФ в случае утверждения закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год государственное (муниципальное) задание утверждается на срок до одного года. При утверждении закона (решения) о бюджете на трехлетний период госзадание также может утверждаться на срок до трех лет. При этом предполагается, что показатели задания могут ежегодно корректироваться.

Выполнение госзадания и качество госуслуг

Учредитель вправе, но не обязан, включить в госзадание показатели качества государственных (муниципальных) услуг. Это разъяснено разделом 5 Комментариев (Комплексных рекомендаций) Минфина России от 29 октября 2013 года по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (для органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления) (далее – Комментарии). Показатели качества могут устанавливаться в отношении процесса оказания госуслуги, например:

  • число сотрудников учреждения, имеющих ученую степень (ученое звание, первую или высшую квалификационную категорию);
  • отсутствие предписаний надзорных органов;
  • доля персонала, прошедшего повышение квалификации (профессиональную переподготовку) в течение года;
  • время ожидания визита на прием.

Помимо этого, критерии качества услуги могут применяться и к ее результатам, например:

  • доля обучающихся – участников (лауреатов, призеров) региональных (национальных, международных) конкурсов (смотров, олимпиад);
  • число выпускников, получивших диплом о высшем образовании с отличием;
  • продолжительность жизни пациентов (клиентов), получивших услугу.

Достижение установленных показателей качества может быть основанием для увеличения объема государственного (муниципального) задания и, соответственно, объема субсидии на госзадание, а также для премирования руководителя и работников учреждения.

В каком порядке предоставляются субсидии на выполнение госзадания

Порядок, по которому нужно определять объем и условия предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, устанавливают нормативно-правовые акты:

  • Правительства РФ – в отношении субсидий из федерального бюджета;
  • высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ – в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ;
  • местной администрации – в отношении субсидий из местных бюджетов.

Об этом сказано в абзаце 3 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. В любом случае объем субсидии рассчитывается исходя из нормативных затрат (письмо Минфина России от 20 октября 2015 г. № 02-01-10/60055).

Чтобы выделить субсидию, учредитель, помимо самого госзадания, заключает с бюджетным (автономным) учреждением соглашение на его финансовое обеспечение. В соглашении прописывают порядок и условия предоставления субсидии. Требования к содержанию соглашения установлены пунктом 44 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.

О том, в каком порядке образовательным учреждениям выделяют субсидии, в статье "Субсидии образовательным учреждениям".

еотъемлемой частью соглашения о финобеспечении является график перечисления субсидий (п. 45 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640). При составлении графика имейте в виду, что субсидию учреждению нужно перечислять не реже одного раза в квартал в сумме, которая не превышает:

  • 25 процентов годового размера субсидии в течение I квартала;
  • 50 процентов годового размера субсидии в течение первого полугодия. А для учреждений, деятельность которых требует неравномерного финансового обеспечения (например, образовательные) – до 65 процентов;
  • 75 процентов годового размера субсидии в течение девяти месяцев.

Когда не нужно соглашение 

Есть случаи, когда заключать соглашение не нужно. Во-первых, если учреждение выполняет функции главного распорядителя федерального бюджета. А во-вторых, чтобы определить объем и периодичность перечисления средств субсидии на госзадание обособленным подразделениям учреждения. Для таких учреждений есть возможность принять свой правовой акт (приказ, распоряжение). И этот документ как раз и будет определять объем и периодичность перечисления субсидии. Об этом сказано в пунктах 40, 44 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.

Вышеприведенный порядок не распространяется на учреждения, которые находятся в стадии реорганизации или ликвидации.

Такой порядок предусмотрен пунктом 46 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640.

Объем субсидии (финансового обеспечения) на выполнение госзадания учреждению рассчитывайте на основании нормативных затрат на оказание услуг с учетом затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества (ОЦИ). Причем может быть, что учреждение оказывает госуслугу (выполняет работу) в рамках госзадания за плату. Тогда размер субсидии уменьшите на объем доходов от платной деятельности, которые планируются к поступлению от потребителей таких услуг (работ).

Уменьшение ращмера субсидий

Уменьшать размер субсидий на выполнение госзадания можно только в строго установленных случаях. 

По общему правилу уменьшить объем субсидии, предоставленной на выполнение госзадания, в течение срока его исполнения можно только при изменении самого госзадания (п. 2.2 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 3 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, п. 41 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640). Чтобы уточнять показатели госзадания и сокращать объемы субсидии, учредителю нужно вовремя проводить контрольные мероприятия.

Нормативные затраты

Порядок определения нормативных затрат для подведомственных учреждений устанавливает учредитель (ГРБС). Но при этом он должен учитывать общие требования для их определения, которые утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2015 г. № 104н, а также другими приказами федеральных органов исполнительной власти для соответствующих сфер деятельности, в частности:

  • в сфере обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг в многофункциональных центрах – приказом Минэкономразвития России от 1 октября 2015 г. № 727;
  • в сфере образования, науки и молодежной политики – приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. № 1040;
  • в сфере ЖКХ, благоустройства, градостроительной деятельности, строительства и архитектуры – приказом Минстроя России от 24 августа 2015 г. № 609/пр;
  • в сфере социальной защиты населения – приказом Минтруда России от 13 июля 2015 г. № 445н и др.

Дополнительно Минфин России письмами от 18 мая 2015 г. № 02-01-09/28324 и от 1 октября 2014 г. № 02-01-09/49180 довел Методические рекомендации и примерную форму акта по утверждению общих требований к порядку расчета объема финобеспечения государственного (муниципального) задания. В этих письмах предлагается общий подход к определению нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг.

О том, как рассчитать нормативные затраты для определения стоимости услуги по государственному (муниципальному) заданию, в статье "Расчет нормативных затрат".

По общим правилам нормативные затраты рассчитывают на единицу объема оказания услуги, установленного в госзадании. Причем делать это нужно на основе базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов.

В базовый норматив включают затраты, непосредственно связанные с оказанием госуслуги, и затраты на общехозяйственные нужды.

А именно:

В базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием госуслуги, включают:

В базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды включают:

– на зарплату и страховые взносы на зарплату сотрудников, которые принимают непосредственное участие в оказании госуслуги.

Расходы на административно-управленческий персонал в данном виде затрат учитывают только в том случае, если это установлено стандартом услуги;

– на зарплату и страховые взносы на зарплату вспомогательного, технического персонала, который не принимает непосредственного участия в оказании госуслуги.

Расходы на административно-управленческий персонал в данном виде затрат учитывают только в том случае, если это установлено стандартом услуги;

– на приобретение материальных запасов;

– на приобретение ОЦДИ с учетом срока полезного использования. То есть в расчет включают сумму годовой амортизации по ОЦДИ*;

– арендные платежи;

– на коммунальные услуги;

– другие расходы, которые также непосредственно связаны с оказанием госуслуги

– на содержание объектов недвижимого имущества, используемого для выполнения госзадания, в том числе арендные платежи;

– на содержание объектов особо ценного движимого имущества;

– на услуги связи;

– на приобретение транспортных услуг;

– затраты на прочие общехозяйственные нужды

* Если же в текущем году учреждению недостаточно средств для покупки нового имущества, то оно может подать запрос учредителю на целевую субсидию (письмо Минфина России от 25 декабря 2015 г. № 02-01-10/76373).

При определении базового норматива применяйте нормы, выраженные в натуральных показателях (рабочее время сотрудников, материальные запасы, топливо и другие ресурсы, которые используются для оказания услуги). Эти нормы берите из ГОСТов, СНиПов, стандартов и других нормативных актов. А если такие нормы не установлены, то их нужно определить самостоятельно. Как это сделать, сказано здесь.

К полученному базовому нормативу применяют корректирующий коэффициент, который состоит из:

  • территориального корректирующего коэффициента на оплату труда, коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества – устанавливает учредитель;
  • отраслевого корректирующего коэффициента, отражающего отраслевую специфику госуслуги, – устанавливает Правительство РФ.

Значения базового норматива и корректирующих коэффициентов на переходный период до 2018 года устанавливают учредители.

Об этом сказано в пунктах 10, 19–26 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640, пункте 2 приказа Минфина России от 1 июля 2015 г. № 104н, разделе 1 общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2015 г. № 104н (а также в других приказах федеральных органов власти), и письме Минфина России от 13 июля 2015 г. № 02-01-09/40241.

Формулы расчета нормативных затрат и базовых нормативных затрат приведены в разделе 2 общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2015 г. № 104н (а также в других приказах федеральных органов власти).

Как отразить в учете учреждения полученные субсидии, читайте в статье "Как отразить в учете и отчетности получение субсидий".

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×