Закупка горюче-смазочных материалов по новым правилам

2377
Ермакова А. В.
руководитель экспертно-консультационного центра Института госзакупок РГТЭУ, к. ю. н.
Согласно изменениям, внесенным в Закон о госзакупках, бюджетные учреждения вместо государственных (муниципальных) контрактов теперь обязаны заключать гражданско-правовые договоры, в том числе при закупке ГСМ. О нюансах, которые следует учесть в данной ситуации, пойдет речь в статье.

Выбор способа размещения заказа

Напомним, что отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, регулирует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Согласно ему, для приобретения ГСМ заказчики вправе:

  • провести запрос котировок цен;
  • провести аукцион в электронной форме;
  • воспользоваться пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ (закупив горючее у произвольно определенного поставщика без каких-либо специальных процедур);
  • скомбинировать несколько способов размещения заказа.

Причем выбор способа размещения заказа непосредственно зависит от цены контракта. Так, применение пункта 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ возможно путем заключения одного или нескольких договоров на поставку (на отпуск) ГСМ. При этом общая цена одного такого договора не может превышать предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юрлицами по одной сделке. Конечно, заказчик вправе заключить одновременно или последовательно несколько договоров на поставку, но их сумма в течение календарного квартала также не может превышать 100 тыс. руб.

При наличии потребности в ГСМ не менее чем на 100 тыс. руб., но не более чем на 500 тыс. руб. в квартал, учреждению необходимо провести запрос котировок либо аукцион в электронной форме. Учреждение (выступая в роли заказчика) может провести несколько запросов котировок в квартале на поставку ГСМ, но начальная максимальная цена контракта каждый раз не должна превышать 500 тыс. руб. И сумма всех контрактов, заключенных по итогам запроса котировок цен в рамках одного квартала, также не должна превышать 500 тыс. руб.

При определении даты размещения заказа и отнесения ее к конкретному кварталу надо руководствоваться не датой размещения извещения о проведении запроса котировок, а датой заключения контракта. Допустим, запрос котировок может быть объявлен в конце марта, а контракт заключен в середине апреля. В этом случае заказ относится ко второму кварталу.

Аукционы в электронной форме на поставку ГСМ заказчики вправе проводить во всех без исключения случаях. А вот проведение конкурсов на поставку ГСМ запрещено частью 4 статьи 10 Закона № 94-ФЗ в силу того, что бензин и дизельное топливо включены в так называемый аукционный перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р.

Бензин и дизельное топливо – одноименные товары

Обращаем внимание, что согласно Номенклатуре товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 1 декабря 2010 г. № 601, бензин и дизтопливо являются одноименной продукцией (входят в группу 39). Поэтому будет неправомерным, например, заключение договора с ценой 80 тыс. руб. на поставку бензина АИ-95 и договора с ценой 50 тыс. руб. на поставку бензина АИ-92. Так как в этом случае нарушается требование пункта 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ, что чревато ответственностью в соответствии с частью 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нарушением будет и заключение контракта на поставку дизтоплива по итогам запроса котировок на сумму 300 тыс. руб. с заключением в том же квартале контракта на поставку бензина на сумму 250 тыс. руб. В этом случае учреждение будет привлечено к ответственности в соответствии с частью 2 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как исходя из суммы цен договоров следовало провести аукцион.

Комбинирование нескольких способов размещения заказа

При закупке одной и той же продукции одним заказчиком разрешено и широко применяется комбинирование нескольких способов размещения заказа. Так например, заказчик может провести один крупный электронный аукцион на поставку 30 000 литров АИ-95 и 20 000 литров АИ-92, указав местом поставки несколько конкретных районов города. Параллельно, учитывая, что автотранспорт учреждения часто выезжает в другие районы области, можно провести запрос котировок цен на поставку бензина АИ-95 в объеме 10 000 литров, указав местом поставки определенные районы области. Направляя свой автотранспорт в соседний субъект РФ, можно выдать деньги под отчет водителю или заранее заключить договор с поставщиком ГСМ в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ на приобретение 1000 литров АИ-92 на общую сумму, например, 26 тыс. руб.

Такое комбинирование способов закупок не только возможно, но зачастую необходимо. Ведь условия контрактов, заключенных по итогам аукционов или запросов котировок цен, в ходе исполнения контракта не могут изменяться (ч. 4.1 и 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ). Так, не подлежат изменению общая цена контракта, цена за литр ГСМ, место поставки, сроки поставки (отпуска), объем поставки и др. Исключение составляет возможность учреждения изменить объем поставки на 10 процентов в соответствии и по правилам части 6 статьи 9 Закона № 94-ФЗ.

При нарушении и изменении условий контракта иным способом учреждение могут привлечь к ответственности, предусмотренной статьей 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Изменение цены ГСМ

Один из самых проблемных моментов при закупке ГСМ – непрогнозируемое изменение поставщиками цены на бензин. Ведь в случае когда цена за литр бензина зафиксирована в контракте и поставщик уведомляет учреждение о ее росте, последний не вправе согласиться на такое изменение, а поставщик не вправе настаивать на нем. Соответственно, контракт следует расторгнуть по соглашению сторон (ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

Однако из этой ситуации есть выход – закупка ГСМ путем приобретения топливных талонов, топливных карт, номинированных в натуральных измерителях (литрах). Так, приобретая топливную карту на 1000 литров за 26 тыс. руб., учреждение фактически фиксирует цену за литр на весь период обслуживания карты, что и требуется от него по Закону № 94-ФЗ.

Топливные карты и топливные талоны удобны для учреждений и тем, что, как правило, заправляться по ним транспорт может на АЗС сразу нескольких сетей.

Отметим, что, приобретая топливные карты или топливные талоны, учреждение еще не приобретает само топливо, а значит, оно вправе не оплачивать 100 процентов стоимости карты (талона). Заказчик (в лице учреждения) может выплатить лишь аванс в пределах разрешенного размера (для федеральных заказчиков на 2011 год он составляет 30%), а в дальнейшем рассчитываться по факту, например, ежемесячно за вычетом суммы, пропорциональной размеру аванса.

Основание – пункт 12 постановления Правительства РФ от 28 декабря 2010 г. № 1171 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Интересно, что если цена на бензин упадет, то учреждение и поставщик в любой момент могут подписать соглашение об изменении цены контракта без изменения объема поставки (ч. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

Учтите требования к АЗС и месту поставки

Административная практика ФАС России богата случаями признания заказчиков, закупавших ГСМ, нарушившими Закон № 94-ФЗ и Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Чаще всего это происходит из-за установления заказчиками излишних требований к АЗС поставщика. Так, ФАС России признает незаконными, ограничивающими конкуренцию, всякие попытки учреждений установить требования к количеству АЗС на определенной территории, требования «о наличии распространенной сети АЗС» на чрезмерно больших территориях, указание точного адреса АЗС и т. д. Суды зачастую поддерживают ФАС России по таким делам (например, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2009 г. № Ф04-7313/2009).

В то же время, когда заказчик может обосновать потребность в том, что местом поставки ГСМ должны быть определенные районы города, а иногда и определенные улицы, ФАС России и суды не видят в этом нарушения (например, решение Оренбургского УФАС России от 31 января 2011 г. № 08-07-26/2011, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 сентября 2009 г. № А14-521/2009-15/30). Зачастую обоснованием требования о поставке ГСМ в конкретных районах города, области является наличие филиалов заказчика, его подведомственных учреждений, главного распорядителя.

Как рассчитать начальную (максимальную) цену контракта

Участвуя в процессе размещения заказа, особое внимание также следует обратить и на порядок установления начальной цены контракта. Нередко она рассчитывается исходя из среднесуточного пробега транспортного средства, продолжительности работы спецоборудования, утвержденных норм расхода топлива на пробег и транспортную работу, дополнительных норм расхода спецоборудования. Применяются и маршрутные нормы расхода топлива или укрупненные нормы расхода топлива на единицу транспортной работы действующих цен на топливо в данной местности или в территориях маршрута следования транспортного средства, количества рабочих дней в неделю, согласно внутреннему трудовому распорядку учреждения. Нормы расхода топлива утверждены распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"».

Контракт или договор?

С 1 января 2011 года бюджетные учреждения (с расширенными полномочиями) вместо государственных и муниципальных контрактов заключают гражданско-правовые договоры. Этот момент отмечен в письме Минфина России и Федерального казначейства от 31 декабря 2010 г. № 02-03-06/5491, № 42-7.4-05/5.2-12. При этом по тексту Закона № 94-ФЗ и Кодекса РФ об административных правонарушениях при упоминании контрактов предполагаются также и гражданско-правовые договоры (п. 5 ч. 1 ст. 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 5 Закона № 94-ФЗ).

Сведения о гражданско-правовом договоре, подлежащие включению в реестр контрактов, формируются так: в первой строке реквизита «Источник финансирования контракта» указывают наименование публично-правового образования – учредителя бюджетного учреждения, вторая строка не заполняется.

В сведения реестра о государственных и муниципальных контрактах, заключенных до 1 января 2011 года и действующих после этой даты, поправки, связанные с изменением правового положения бюджетных учреждений, не вносятся.

Важно запомнить

Размещение госзаказа допускается несколькими способами: путем проведения торгов либо путем запроса котировок. Выбор того или иного способа размещения госзаказа зависит в большей степени от цены государственного контракта.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×