Внимание: изменен Закон о госуслугах

1621
В федеральные законы, регламентирующие механизм предоставления государственных и муниципальных услуг, внесены существенные поправки. Самые значительные из них коснулись Закона о госуслугах. Причем ряд новаций вступил в силу уже 1 июля 2011, ряд – вступает 1 октября 2011 и в начале 2012 года.

Новые понятия

Немаловажное практическое значение имеют дополнения, внесенные в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон о госуслугах).

Прежде всего, обратим внимание, что данный закон пополнился тремя новыми понятиями (соответствующие дополнения внесены в ст. 2 Закона о госуслугах).

Во-первых, дано определение подведомственной государственному органу (органу местного самоуправления) организации. В качестве такой организации может выступать государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданное соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Отметим, что появление данного термина вполне обоснованно и логично. Дело в том, что многие из государственных и муниципальных услуг предоставляются структурами (учреждениями или унитарными предприятиями), подведомственными государственным или муниципальным органам.

Во-вторых, раскрыто содержание понятия «межведомственное информационное взаимодействие». Под ним понимается взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией в целях предоставления госуслуг, в том числе в электронной форме, между органами, участвующими в этом процессе.

Наконец, законодатель пояснил, что является межведомственным запросом. Это документ о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, направленный органом, предоставляющим услугу, в государственный орган, орган местного самоуправления, подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении этих услуг. Он может быть как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа. Межведомственный запрос направляется на основании запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги.

Обязанности органов, предоставляющих госуслуги

Статья 6 Закона о госуслугах (здесь прописаны обязанности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги) изложена в новой редакции.

Госуслуги предоставляются в соответствии с административными регламентами.

Сохранена обязанность обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной или иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя.

Вместе с тем для государственных и муниципальных органов и подведомственных им организаций предусмотрена обязанность представлять документы и сведения в соответствии с межведомственным запросом органов, оказывающих государственные или муниципальные услуги (ст. 6 Закона о госуслугах). Исключение – документы, перечисленные в части 6 статьи 7 Закона о госуслугах.

Какие документы нельзя требовать

Основные требования к порядку предоставления государственных и муниципальных услуг определены в статье 7 Закона № 210-ФЗ. Там установлено, что от заявителя нельзя требовать:

  • представления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • подачи документов, которые находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов, а также в подведомственных им организациях (за исключением документов из особого перечня, приведенного в ч. 6 ст. 7 Закона № 210-ФЗ в новой редакции);
  • осуществления действий (в том числе согласований), необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные госорганы, органы местного самоуправления, подведомственные им организации (за исключением перечня услуг, приведенного в ч. 1 ст. 9 Закона № 210-ФЗ в новой редакции).

Какие документы необходимо представить

Частью 6 статьи 7 Закона о госуслугах предусмотрен перечень (18 позиций) документов, которые вправе потребовать от заявителя. Исключения могут предусматриваться нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления таких услуг. Если же исключений не предусмотрено, то заявитель должен быть готов предъявить, в частности:

  • документы, удостоверяющие личность гражданина РФ;
  • свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;
  • документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида;
  • документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
  • документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;
  • документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина;
  • учредительные документы юридического лица.

Запрет требовать от заявителя представления документов и информации, которые имеются в распоряжении госорганов, не распространяется на самого заявителя. Законодатель предусматривает оговорку о том, что заявитель по собственной инициативе вправе представить имеющиеся у него документы и информацию.

Уточнен порядок предоставления госуслуг

Существенным является и уточнение, которое содержится в части 2 статьи 7 Закона о госуслугах. В момент, когда заявитель делает запрос, считается, что он дает согласие на обработку его персональных данных (в целях и объеме, необходимых для предоставления услуги).

В том случае, когда для получения определенной услуги заявитель указывает данные третьего лица, необходимы документы, подтверждающие его согласие (законных представителей этого лица) на обработку персональных данных (ч. 3 ст. 7 Закона о госуслугах).

Также должны быть подтверждены полномочия заявителя действовать от имени третьих лиц. Исключения распространяются на лиц, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими.

Основание для предоставления услуги в электронной форме – направление заявителем (с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг) сведений из документов, указанных в части 6 статьи 7 Закона о госуслугах (например, паспортных данных заявителя). Но это если иное не предусмотрено законодательными актами при регламентации предоставления государственной или муниципальной услуги.

Введенная Законом № 169-ФЗ статья 7.1 Закона о госуслугах определяет требования к межведомственному информационному взаимодействию. В частности, оговорено, что непредставление или несвоевременное представление по межведомственному запросу документов и информации не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю услуги.

Должностное лицо, не представившее (несвоевременно представившее) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующего органа или организации документ или информацию, привлекается к дисциплинарной, административной или иной ответственности.

В свою очередь новая статья 7.2 прописывает требования к межведомственному запросу о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, в рамках межведомственного информационного взаимодействия.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль