Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении

101655
Учреждение обязано утвердить приказом порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля. Сделать это нужно в рамках формирования учетной политики (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н)

Внутренний контроль в бюджетных учреждениях

Одно из важных условий обеспечения эффективности использования денежных средств, трудовых и материальных ресурсов учреждения – правильно организованный внутренний финансовый контроль в бюджетных учреждениях.

Система финансового и хозяйственного надзора в учреждении включает:

  • нормативно-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц;
  • субъекты, то есть должностных лиц, ведущих надзор;
  • объекты надзора;
  • виды, формы и методы финансового и хозяйственного надзора;
  • целенаправленное руководство финансовым и хозяйственным контролем;
  • планирование деятельности в области надзора.

При организации муниципального финансового контроля в учреждении следует обратить внимание на сложившуюся практику, а также руководствоваться нормами:

Все новации законодательства – в статьях и сервисах журнала «Учет в учреждении». Не забудьте оформить подписку!

Основные задачи внутреннего контроля

Он направлен на проверку в учреждении:

  • соблюдения федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ, правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов;
  • исполнения приказов и распоряжений руководителя учреждения;
  • законности совершения кассовых операций;
  • организации учета и обеспечения сохранности имущества;
  • соответствия операций регламентам и полномочиям сотрудников;
  • наличия внутрихозяйственных резервов и принятия мер к их использованию в интересах обеспечения деятельности учреждения;
  • соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бухгалтерском учете;
  • точности и полноты документации бухгалтерского учета;
  • своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращения ошибок и искажений в учете;
  • причин недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, а также мер их устранения, предупреждения и своевременного возмещения причиненного ответственными лицами материального ущерба;
  • опыта практического применения и совершенствования действующих положений, инструкций и иных актов, определяющих нормы и порядок финансового и материального обеспечения.

Положение о внутреннем контроле

В Положении определяются организация финансового надзора, руководство контрольно-ревизионной работой и ответственность за ее состояние. В соответствии с пунктом 6 Инструкции № 157н порядок организации и обеспечения (ведения) субъектом учета финансового контроля утверждается на основании акта субъекта учета, устанавливающим в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета. Таким образом, наиболее правомерным представляется утверждение положения о внутреннем контроле в составе учетной политики учреждения – в качестве одного из приложений. Издавать отдельный приказ не обязательно.

Структура и состав положения о контроле  бюджетного учреждения  существенно зависят от отрасли и масштаба деятельности учреждения, а также от состояния ведомственной нормативной базы. В какой-либо отрасли основные принципы формирования и утверждения положения могут быть установлены ведомственным нормативным актом.

При отсутствии подобной инструкции или аналогичного документа в положение можно включить следующие разделы.

  1. Цели, задачи и принципы  контроля. В данном разделе следует указать нормативные документы, применяемые в рамках контрольных мероприятий, а также соответственно их цели и задачи.
  2. Порядок организации. То есть объекты надзора, график проведения мероприятий (инвентаризаций, ревизий, проверок) и порядок их оформления.
  3. Права и обязанности контролирующих и проверяемыл лиц. В этом разделе необходимо определить состав комиссий по проведению внутреннего контроля, порядок привлечения работников учреждения для участия в работе комиссии, разграничение полномочий и т. п. Также определяется перечень лиц, ответственных за проведение ревизий и проверок, и список лиц, уполномоченных проводить служебные расследования по материалам ревизий и проверок по отдельным направлениям.
  4. Ответственность сторон в части соблюдения положения о внутреннем контроле.
  5. Порядок обработки результатов мероприятий, устранения выявленных недостатков и выполнения вынесенных предложений.
  6. Оценка состояния эффективности системы контроля в учреждении. Оценка производится субъектами проверки и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.
  7. Иные необходимые разделы.

Должностные лица, на которых возложена работа по организации проверок в учреждении, рассматривают материалы ревизий и проверок внешних контролирующих органов и принимают меры к своевременному устранению выявленных нарушений и недостатков, повышению качества и эффективности контроля.

Комиссии необходимо рассматривать результаты финансово-хозяйственной деятельности учреждения, разрабатывать предложения по улучшению этой деятельности. Также следует принимать необходимые меры для укрепления кассовой, плановой, договорной и штатной дисциплины, соблюдения законности, предупреждения и пресечения бесхозяйственности, халатности, расточительства и злоупотреблений в расходовании денежных средств и материальных ценностей. Особое внимание необходимо уделять проверке организации закупок для государственных (муниципальных) нужд в учреждении.

Внутренний финансовый контроль

Отметим и такой немаловажный момент. Мероприятия, проводимые в рамках внутреннего финансового контроля, взаимозависимы и проводятся последовательно. Вначале следует проверка:

  • финансово-плановых документов (составления смет, штатных расписаний, тарификаций и т. п.);
  • порядка начисления заработной платы, назначений пенсий и пособий (наличия положений об оплате труда, приказов о приеме, переводе и увольнении сотрудников,  и т. п.);
  • других локальных документов, необходимых для финансово-хозяйственной деятельности в учреждении.

Позднее, после совершения финансово-хозяйственных операций, производят последующий финансовый контроль документации. Например, проверяют кассовые операции, достоверность операций, совершенных по бюджетным и внебюджетным лицевым счетам, расчеты с подотчетными лицами, поставщиками и покупателями, полноту оприходования материальных запасов, готовой продукции, правильность принятия к учету и выбытия основных средств, проведение ремонтных работ и т. п.

Проверка документов

В целях упорядочения процесса составления документов и отражения в них данных можно посоветовать:

  • создать график документооборота учреждения (возможно, в качестве приложения к учетной политике);
  • последовательно нумеровать первичные документы каждого вида в течение отчетного периода (это нужно также для обеспечения поиска документов при необходимости и выявления отсутствующих документов);
  • гасить первичные и оправдательные документы в установленных случаях (это необходимо во избежание повторного их использования);
  • брошюровать документы в папки по окончании отчетного периода;
  • организовать архив;
  • сдавать папки с документами в архив по истечении сроков оперативного хранения документов, установленных графиком документооборота организации;
  • своевременно составлять первичные документы.

В соответствии с предъявляемыми требованиями первичные документы в учреждении:

  • Оформляются в момент совершения хозяйственных операций или сразу после их окончания, иначе возрастает вероятность ошибочных записей в первичном документе. Кроме того, операция вообще может остаться не отраженной в учете.
  • Содержат обязательные реквизиты, установленные законодательством о бухгалтерском учете.
  • Соответствуют типовым унифицированным формам, если таковые установлены.
  • Соответствуют формам документов, описанным в учетной политике организации (если формы документов установлены учетной политикой учреждения).

Кроме того, специальные расчеты и бухгалтерские справки, содержащие обоснование исправлений в случаях внесения таких исправлений в бухгалтерский учет, излагаются просто и ясно во избежание двусмысленного толкования.

Оформление ревизий и проверок

По результатам проведенного мероприятия внутреннего контроля составляется соответствующий акт проверки. В нем следует отразить:

  • программу проверки, утвержденную приказом руководителя учреждения;
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
  • виды, методы и приемы, способы, применяемые при проведении проверки;
  • анализ соблюдения законодательных и нормативных актов РФ;
  • выводы о результатах мероприятий внутреннего надзора;
  • размеры причиненного материального ущерба, другие последствия допущенных нарушений, а также виновных должностных лиц;
  • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок в дальнейшей работе.

При включении в акт внутренней проверки выявленных недостатков, нарушений и злоупотреблений необходимо указать на то, какие нормативные акты нарушены, и на подлинные документы, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей. Например, если в приходном кассовом ордере (при получении суммы из банка в кассу) указана сумма, не соответствующая сумме по банковской выписке, то в акте следует указать номер, дату, сумму ПКО, номер листа кассовой книги, дату выписки банка, сумму, списанную с лицевого счета.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам внутреннего финансового контроля. Только на основании полной и достоверной информации руководитель может принять адекватные меры.

Топ 10 вопросов по КВР и КОСГУ

Скачайте свежий номер журнала с ответами на вопросы, которые чаще всего задают коллеги. Это бесплатно.

Скачать бесплатно

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль