• Главная страница
  • » Статьи
  • » Бюджетный учет и отчетность
  • » Государственные и муниципальные учреждения: перезагрузка системы. Чтобы оценить плюсы и минусы проводимой реформы и разобраться, чего ждать от ее реализации сегодняшним государственным и муниципальным учреждениям, проанализируем положения Закона № 83-ФЗ.

Государственные и муниципальные учреждения: перезагрузка системы. Чтобы оценить плюсы и минусы проводимой реформы и разобраться, чего ждать от ее реализации сегодняшним государственным и муниципальным учреждениям, проанализируем положения Закона № 83-ФЗ.

13705
Еще на стадии проекта Закон № 83-ФЗ вызвал бурную реакцию - как одобри­тельную, так и кардинально негативную. Одни выражали неприятие закона, полагая, что он сделает платными многие социальные услуги, поскольку госу­дарство откажется от прямого финансирования учреждений и перейдет на субсидирование государственных заданий. Другие считали, что принятие За­кона будет способствовать повышению эффективности расходов бюджетов на предоставление государственных и муниципальных услуг за счет созда­ния условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создаст правовые механизмы для оптимизации бюджетной сети.

Чтобы оценить плюсы и минусы проводимой реформы и разобраться, чего ждать от ее реализации сегодняшним государственным и муниципальным учреждениям, проанализируем положения Закона № 83-ФЗ.

В попытке упорядочить всю нормативную базу, касающуюся дея­тельности учреждений, изменения были внесены как в кодексы — Гражданский, Бюджетный, Налоговый, Кодекс об административных правонарушениях (далее — ГК РФ, БК РФ, НК РФ, КоАП РФ соответственно), так и в федеральные законы, регулирующие образо­вательную, музейную, закупочную и другие сферы деятельности. Основные положения Закона вступают в силу с 1 января 2011 г. При этом до 1 июля 2012 г. устанавливается переходный период.

Итак, в ближайшем будущем каждое государственное или муници­пальное учреждение должно стать казенным, бюджетным или авто­номным учреждением. Рассмотрим подробнее существенные харак­теристики, сходства и отличия по каждому из видов учреждений.

Казенные учреждения

В пояснительной записке к проекту Закона № 83-ФЗ было зафик­сировано предложение о создании нового типа государственных (му­ниципальных) учреждений — казенного учреждения, статус которого, по сути, будет совпадать с закрепленным в действующем законода­тельстве статусом бюджетного учреждения. Дополнительным ограни­чением будет являться зачисление с 2011 г. всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.

Таким образом, казенное учреждение — это нынешнее бюджетное, только с небольшим ограничением в правах, которое оно будет иметь.

Сразу следует отметить, что положения бюджетного законодательства в части определения финансового обеспечения, расходования средств, ограничения по принятию решений в процессе осуществления своих функций распространяют­ся на органы государственной власти (государ­ственные органы), органы местного самоуправ­ления (муниципальные органы) и органы управ­ления государственными внебюджетными фон­дами. Таким образом, законодатель, не затрагивая статус государственных и муниципальных власт­ных структур, определил их правовое положение.

Так называемое "создание" казенных учреждений в соответствии с новыми нормами на федеральном уровне коснулось учреждений по списку. В него вошли учреждения в сферах деятельности Минобороны России, ФСИН России, МВД России, ГУСП, ФМС России,

Согласно новой редакции ст. 6 БК РФ казенное учреждение - это го­сударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муни­ципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государ­ственных (муниципальных) функ­ций в целях обеспечения реализа­ции предусмотренных законода­тельством Российской Федерации полномочий органов государствен­ной власти (государственных орга­нов) или органов местного самоу­правления, финансовое обес­печение деятельности которого осуществляется за счет средств со­ответствующего бюджета на осно­вании бюджетной сметы.

ФТС России, ФСБ России, СВР России, ФСО России, МЧС России. В этом же перечне ока­зались психиатрические больницы, лепрозо­рии и противочумные учреждения.

Региональным и муниципальным властям предоставлено полно­мочие самостоятельно определить аналогичный перечень учрежде­ний, которые останутся в тесной взаимосвязи с государством и муни­ципальным образованием.

В связи с предстоящими изменениями не может не радовать тот факт, что действия по документальному переоформлению законода­тель постарался свести к минимуму. При изменении типа учреждения с бюджетного на казенное не потребуется переназначения руководи­теля и иных работников, дополнительного закрепления имущества, находящегося в оперативном управлении, переоформления лицен­зий, свидетельств о государственной аккредитации, иных разреши­тельных документов.

Далее:

  • Приносящая доход деятельность
  • Подведомственность
  • Субсидиарная ответственность
  • Финансовое обеспечение

Бюджетные учреждения

При сравнении нового понятия бюджетного учреждения, приве­денного в ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, и определения, действующего до вступления изменений в силу, которое содержится в ст. 6 БК РФ, на­прашивается вывод, что перенос определения бюджетного учрежде­ния из одного нормативного правового акта в другой не случаен. Дей­ствительно, бюджетное учреждение перестает быть получателем бюд­жетных средств и фактически участником бюджетного процесса, его доходы перестают быть доходами бюджета.

Финансовое обеспечение теперь осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также посредством получения доходов от оказания платных услуг и исполь­зования имущества. Поскольку для бюджетного учреждения не пред­усмотрено сметное финансирование, оно самостоятельно определяет направления расходования имеющихся средств.

Особенно сильным стимулом повысить результативность деятель­ности учреждения будет возможный в дальнейшем конкурсный ха­рактер распределения государственного (муниципального) задания. Тем самым на рынке государственных (муниципальных) услуг уста­навливается конкуренция между бюджетными и автономными учреждениями, а также иными хозяйствующими субъектами. Идея неплохая, с учетом низкого (по разным причинам) качества деятель­ности современных бюджетных учреждений (например, здравоохра­нения).

Лишение бюджетного учреждения статуса участника бюджетного процесса порождает ряд изменений в его правах и обязанностях. Про­анализируем их подробнее.

Далее:

  • Распоряжение имуществом
  • Размещение заказов
  • Особенности и нюансы работы

Подробнее о реформе бюджетных учреждений читайте в «Финансовом справочнике бюджетной организации» № 8/2010.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль