• Главная страница
  • » Статьи
  • » Бюджетный учет и отчетность
  • » Государственные и муниципальные учреждения: перезагрузка системы. Чтобы оценить плюсы и минусы проводимой реформы и разобраться, чего ждать от ее реализации сегодняшним государственным и муниципальным учреждениям, проанализируем положения Закона № 83-ФЗ.

Государственные и муниципальные учреждения: перезагрузка системы. Чтобы оценить плюсы и минусы проводимой реформы и разобраться, чего ждать от ее реализации сегодняшним государственным и муниципальным учреждениям, проанализируем положения Закона № 83-ФЗ.

13822
Еще на стадии проекта Закон № 83-ФЗ вызвал бурную реакцию - как одобри­тельную, так и кардинально негативную. Одни выражали неприятие закона, полагая, что он сделает платными многие социальные услуги, поскольку госу­дарство откажется от прямого финансирования учреждений и перейдет на субсидирование государственных заданий. Другие считали, что принятие За­кона будет способствовать повышению эффективности расходов бюджетов на предоставление государственных и муниципальных услуг за счет созда­ния условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создаст правовые механизмы для оптимизации бюджетной сети.

Чтобы оценить плюсы и минусы проводимой реформы и разобраться, чего ждать от ее реализации сегодняшним государственным и муниципальным учреждениям, проанализируем положения Закона № 83-ФЗ.

В попытке упорядочить всю нормативную базу, касающуюся дея­тельности учреждений, изменения были внесены как в кодексы — Гражданский, Бюджетный, Налоговый, Кодекс об административных правонарушениях (далее — ГК РФ, БК РФ, НК РФ, КоАП РФ соответственно), так и в федеральные законы, регулирующие образо­вательную, музейную, закупочную и другие сферы деятельности. Основные положения Закона вступают в силу с 1 января 2011 г. При этом до 1 июля 2012 г. устанавливается переходный период.

Итак, в ближайшем будущем каждое государственное или муници­пальное учреждение должно стать казенным, бюджетным или авто­номным учреждением. Рассмотрим подробнее существенные харак­теристики, сходства и отличия по каждому из видов учреждений.

Казенные учреждения

В пояснительной записке к проекту Закона № 83-ФЗ было зафик­сировано предложение о создании нового типа государственных (му­ниципальных) учреждений — казенного учреждения, статус которого, по сути, будет совпадать с закрепленным в действующем законода­тельстве статусом бюджетного учреждения. Дополнительным ограни­чением будет являться зачисление с 2011 г. всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.

Таким образом, казенное учреждение — это нынешнее бюджетное, только с небольшим ограничением в правах, которое оно будет иметь.

Сразу следует отметить, что положения бюджетного законодательства в части определения финансового обеспечения, расходования средств, ограничения по принятию решений в процессе осуществления своих функций распространяют­ся на органы государственной власти (государ­ственные органы), органы местного самоуправ­ления (муниципальные органы) и органы управ­ления государственными внебюджетными фон­дами. Таким образом, законодатель, не затрагивая статус государственных и муниципальных власт­ных структур, определил их правовое положение.

Так называемое "создание" казенных учреждений в соответствии с новыми нормами на федеральном уровне коснулось учреждений по списку. В него вошли учреждения в сферах деятельности Минобороны России, ФСИН России, МВД России, ГУСП, ФМС России,

Согласно новой редакции ст. 6 БК РФ казенное учреждение - это го­сударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муни­ципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государ­ственных (муниципальных) функ­ций в целях обеспечения реализа­ции предусмотренных законода­тельством Российской Федерации полномочий органов государствен­ной власти (государственных орга­нов) или органов местного самоу­правления, финансовое обес­печение деятельности которого осуществляется за счет средств со­ответствующего бюджета на осно­вании бюджетной сметы.

ФТС России, ФСБ России, СВР России, ФСО России, МЧС России. В этом же перечне ока­зались психиатрические больницы, лепрозо­рии и противочумные учреждения.

Региональным и муниципальным властям предоставлено полно­мочие самостоятельно определить аналогичный перечень учрежде­ний, которые останутся в тесной взаимосвязи с государством и муни­ципальным образованием.

В связи с предстоящими изменениями не может не радовать тот факт, что действия по документальному переоформлению законода­тель постарался свести к минимуму. При изменении типа учреждения с бюджетного на казенное не потребуется переназначения руководи­теля и иных работников, дополнительного закрепления имущества, находящегося в оперативном управлении, переоформления лицен­зий, свидетельств о государственной аккредитации, иных разреши­тельных документов.

Далее:

  • Приносящая доход деятельность
  • Подведомственность
  • Субсидиарная ответственность
  • Финансовое обеспечение

Бюджетные учреждения

При сравнении нового понятия бюджетного учреждения, приве­денного в ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, и определения, действующего до вступления изменений в силу, которое содержится в ст. 6 БК РФ, на­прашивается вывод, что перенос определения бюджетного учрежде­ния из одного нормативного правового акта в другой не случаен. Дей­ствительно, бюджетное учреждение перестает быть получателем бюд­жетных средств и фактически участником бюджетного процесса, его доходы перестают быть доходами бюджета.

Финансовое обеспечение теперь осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также посредством получения доходов от оказания платных услуг и исполь­зования имущества. Поскольку для бюджетного учреждения не пред­усмотрено сметное финансирование, оно самостоятельно определяет направления расходования имеющихся средств.

Особенно сильным стимулом повысить результативность деятель­ности учреждения будет возможный в дальнейшем конкурсный ха­рактер распределения государственного (муниципального) задания. Тем самым на рынке государственных (муниципальных) услуг уста­навливается конкуренция между бюджетными и автономными учреждениями, а также иными хозяйствующими субъектами. Идея неплохая, с учетом низкого (по разным причинам) качества деятель­ности современных бюджетных учреждений (например, здравоохра­нения).

Лишение бюджетного учреждения статуса участника бюджетного процесса порождает ряд изменений в его правах и обязанностях. Про­анализируем их подробнее.

Далее:

  • Распоряжение имуществом
  • Размещение заказов
  • Особенности и нюансы работы

Подробнее о реформе бюджетных учреждений читайте в «Финансовом справочнике бюджетной организации» № 8/2010.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль