Планируем исходя из приоритетов

5845
Несмотря на то что за окном ещё только сентябрь, активно продолжается работа по планированию расходов на очередной финансовый год. Значимость этого процесса трудно переоценить - ведь от качества плановых показателей напрямую зависит эффективность и результативность работы всех структурных подразделений. Поделиться опытом, рассказать о том, как происходит процесс планирования в системе учреждений МЧС России, мы попросили Максима Михайловича Анищенкова, начальника отдела сводного финансового планирования расходных обязательств федерального бюджета Финансово-экономического департамента МЧС России.

Источник: "Финансовый справочник бюджетной организации", № 9-2010

- Максим Михайлович, расскажите, пожалуйста, как организован процесс планирования в системе МЧС России?

- Процесс планирования в систе­ме МЧС России напрямую увязан с процессом составления проекта федерального бюджета на очеред­ной финансовый год и плановый период. Его можно разделить на два этапа: первый - формирование бюджетной заявки МЧС России и работа по формированию бюдже­та МЧС России в рамках работы по формированию федерального бюд­жета (апрель-сентябрь), второй - уточнение заявок организаций си­стемы МЧС России, распределение утвержденных бюджетных ассигно­ваний между подведомственными организациями и доведение до них утвержденных объемов.

Отправными точками, на основа­нии которых осуществляется пла­нирование, являются Бюджетное послание Президента Российской Федерации и прогноз социально-экономического развития, в кото­рых определяются основные на­правления бюджетной политики. Порядок и сроки составления про­екта федерального бюджета утверждены Бюджетным кодексом Россий­ской Федерации, постановлением Правительства Российской Федера­ции от 29.12.2007 № 1010. Одновре­менно Правительством Российской Федерации ежегодно утверждается график подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, до­кументов и материалов, разрабаты­ваемых при составлении проекта федерального бюджета, согласно которому организуется работа по формированию федерального бюд­жета в текущем году и уточняются сроки представления необходимых документов.

Так в 2009 и 2010 годах срок вне­сения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период был отсрочен на месяц в связи с не­обходимостью уточнения социально-экономического прогноза развития страны. Исходя из сроков и перечня документов, утвержденных Прави­тельством Российской Федерации в апреле этого года, в МЧС России разработан свой график. Он утверж­ден распоряжением первого замести­теля министра после рассмотрения и одобрения его Лимитной комисси­ей МЧС России.

Лимитная комиссия МЧС Рос­сии - это коллегиальный орган ми­нистерства, сформированный для принятия решений о приоритетных направлениях средств, закрепления бюджетных ассигнований за доволь­ствующими подразделениями цен­трального аппарата, формирования вопросов, выносимых на рассмотре­ние Минфина России, Правитель­ства Российской Федерации.

- Какие мероприятия предусмотрены графиком?

- В мае-июне мы представля­ли документы, а 2 августа Минфин России направил проектировки пре­дельных объемов бюджетных ассиг­нований федерального бюджета на 2011-2013 гг. До 16 августа мы долж­ны были распределить доведенные бюджетные ассигнования по прио­ритетным направлениям и предста­вить в Минфин России обоснования бюджетных ассигнований, реестры расходных обязательств, другие доку­менты, формы которых на текущий год доведены письмом Минфина России от 02.08.2010 № 16-01-05/53. В Минфине России представленные документы обобщаются, рассматри­ваются несогласованные вопросы, вначале в соответствующих департа­ментах Минфина России, затем на Бюджетной комиссии. После этого Минфин России вносит проект бюд­жета на рассмотрение Правительства Российской Федерации.

- Каким образом подведомственные учреждения участвуют в процессе формирования бюджета?

- На первом этапе планированием занимается только центральный ап­парат министерства, используя име­ющиеся в его распоряжении данные о системе МЧС России, в том числе и полученные от подведомственных организаций (состав сил, их осна­щенность, потребность в ресурсах, действующие тарифы и т. д.). Подве­домственные организации напрямую в этом процессе не участвуют. Доведенные предельные объемы рассматриваются Лимитной комис­сией МЧС России, распределяются между довольствующими подразде­лениями центрального аппарата — департаментами и управлениями по различным направлениям деятель­ности (тыла и вооружения, инвести­ций и капитального строительства, медицинского). А те, в свою оче­редь, определяют свои приоритеты, безусловно, в рамках направлений, определенных Лимитной комиссией. Кроме того, значительная часть бюд­жетных ассигнований доводится ми­нистерству в рамках федеральных це­левых программ.

- Одним из главных событий уходя­щего года для учреждений сектора государственного управления являет­ся принятие Закона № 83-ФЗ. Что в связи с этим меняется в процессе планирования?

- Если говорить о глобальных из­менениях, то это, безусловно, переход на формирование государственных заданий на выполнение государ­ственных услуг и финансовое обеспе­чение бюджетных учреждений в виде субсидий на выполнение госзада­ний. Пока трудно говорить с полной определенностью, когда произойдет этот переход. Прежде всего нужно разработать огромное количество до­кументов. Сейчас принимаются ор­ганизационные документы, которые составляют правовую основу этих изменений. В их развитие мы долж­ны разработать свои, ведомственные документы, четко определить ведом­ственный перечень государственных услуг, показатели качества, порядок формирования госзадания, его фи­нансового обеспечения.

Большая часть учреждений, под­ведомственных МЧС России, - подразделения федеральной проти­вопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования будут казенными в силу закона. Они, конечно, могут оказывать какие-то платные услуги, но это им несвойствен­но, поэтому финансовое обеспечение их расходов будет осуществляться на основании бюджетной сметы.

Другие учреждения на время уста­новленного Законом № 83-ФЗ пере­ходного периода, вероятно, также будут осуществлять свои расходы на основании смет. Сейчас необхо­димо определить перечень государ­ственных услуг для всех учреждений, а дальше по мере готовности формировать госзадания и принимать ре­шение о переводе части учреждений на финансовое обеспечение в виде субсидий на выполнение госзаданий.

- Получается, большая часть учреж­дений МЧС России будет осущест­влять свою деятельность в 2011 году на основе бюджетной сметы. Каков порядок составления и утверждения бюджетных смет подведомственных учреждений?

- Порядок составления, утверж­дения и ведения бюджетных смет утвержден приказом МЧС России от 29.12.2007 № 705. В конце сентя­бря - начале октября учреждения представляют проекты бюджетных смет с приложенными расчетами и обоснованиями потребности в бюд­жетных средствах для обеспечения своих функций. Заявки учреждений направляются в различные департа­менты министерства в соответствии с их специализацией, там они рассмат­риваются и корректируются. Иными словами, пожелания учреждений со­поставляются с возможностями бюд­жета - предельными объемами, кото­рые уже были доведены Минфином России, с задачами, возлагаемыми на учреждения. Далее все показатели сводятся, и утверждается бюджетная смета, которая устанавливает лимиты бюджетных обязательств учреждения.

- Какие проблемные моменты при планировании Вы могли бы выделить?

- Одной из основных проблем яв­ляется то, что далеко не всегда удает­ся работать в тех параметрах, которые были заложены на стадии планиро­вания. В силу объективных причин вносятся изменения в перспективный план развития министерства, воз­никают новые задачи, утверждаются новые нормативные правовые акты. Например, в этом году аномально жаркая погода вызвала природные по­жары, повлекшие за собой гибель лю­дей, уничтожение целых населенных пунктов. На фоне этого проявилась недостаточная оснащенность МЧС России отдельными видами техники. В связи с этим руководством страны принимались решения и давались поручения о дополнительном осна­щении МЧС России техникой, в том числе и авиационной, в результате чего Минфином России для нашего министерства планировались допол­нительные бюджетные ассигнования.

Кроме того, в настоящее время вносится огромное количество изме­нений в законодательство. Меняются бюджетная классификация, порядок ведения бюджетного учета. Причем все это происходит в очень сжатый промежуток времени, практически без предварительной подготовки. Безусловно, это отражается на дея­тельности финансово-плановых ор­ганов и качестве планирования. В то же время необходимо помнить, что потребителю наших услуг неважно, с какими трудностями мы сталкива­емся в процессе работы, мы все равно должны обеспечить выполнение воз­ложенных на министерство задач.

- Учитывая специфику функций и задач МЧС России, поделитесь, по­жалуйста, опытом - как удается планировать непредвиденные расходы, ведь наводнения, пожары и другие чрезвычайные ситуации невозможно предусмотреть, а ваша деятельность непосредственно связана с ними?

- В силу специфики деятельности у МЧС России есть целевой финан­совый резерв, который формируется в рамках общей сметы. Он представляет собой условно-постоянную величину. Если же министерством выполняются какие-то специальные поручения ру­ководства страны (например, по лик­видации аварии на Саяно-Шушенской ГЭС), то средства дополнительно вы­деляются и из Резервного фонда Пра­вительства Российской Федерации. В таких ситуациях основная задача - это обеспечить ресурсами проводимые мероприятия в тот момент, когда они действительно нужны.

Конечно же, специфика деятель­ности министерства влияет на то, что в течение года объемы изменений смет у нас довольно значительны. Но это не единственная, к сожале­нию, причина, по которой вносятся изменения. Есть и иные причины, как объективного (реформирование, изменения нормативной базы), так и субъективного (недостатки плани­рования) характера.

Чтобы максимально снизить субъ­ективные причины этого процесса, мы стараемся довести до учреждений максимальный объем лимитов бюд­жетных обязательств - не менее 85%. Владение информацией о ресурсах, с которыми предстоит работать в оче­редном году, несомненно, повышает качество планирования, исполнения бюджета и ответственность руково­дителей подведомственных структур.

- А каким образом в системе МЧС России оценивается качество плани­рования?

- Качество планирования МЧС России в целом оценивается на осно­вании показателей, разработанных и утвержденных приказом Минфина России от 13.04.2009 № 34н. Опира­ясь на них, министерством разрабо­таны собственные показатели для подведомственных учреждений, ко­торые утверждены приказом МЧС России от 15.05.2008 № 259. Мы уже имеем определенный опыт в этом направлении работы, проводим мо­ниторинг показателей, награжде­ние передовых подведомственных структур, что определенно мотиви­рует к улучшению качества их работы и повышает качество финансового менеджмента министерства в целом.

- В заключение нашей беседы, что бы вы хотели пожелать своим коллегам? На какие моменты при планировании нужно обращать особое внимание?

- На наш взгляд, самое главное в процессе планирования - это пра­вильно определить приоритетные направления и направить туда не­обходимые ресурсы, а также в пол­ном объеме обеспечить социальную защиту людей, которые выполняют возложенные на орган исполнитель­ной власти функции. Только в этом случае можно с уверенностью ска­зать, что государственные услуги бу­дут оказаны в необходимом объеме и соответствующего качества.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль