“В процессе администрирования доходов ничего сложного нет”

9187
“В процессе администрирования доходов ничего сложного нет”
Повышение собираемости доходов бюджета всегда было одной из приоритет­ных задач бюджетной политики, а в период финансового кризиса его значи­мость еще более повысилась. Поделиться своим опытом о том, как обеспе­чить максимальное поступление средств в доход бюджета, мы попросили Ольгу Борисовну Никитину, начальника отдела доходов МЧС России.

- Ольга Борисовна, расскажите, по­жалуйста, о доходах, которые адми­нистрирует ваше министерство?

- В соответствии с приложени­ем 4 к Федеральному закону "О фе­деральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" за МЧС России закреплены восемь источников поступлений в бюджет. Львиная доля всего объема доходов, более 10 млрд руб. в год, приходит­ся на средства от оказания услуг по охране организаций от пожаров. Эти услуги предоставляются договорными подразделениями федеральной про­тивопожарной службы на возмездной основе. Плата за услуги, предостав­ляемые договорными подразделе­ниями федеральной противопожар­ной службы МЧС России, подлежит зачислению в федеральный бюджет. Также министерство является адми­нистратором штрафов за нарушение требований пожарной безопасности, госпошлины за выдачу удостоверений на право управления маломерными судами и за аттестацию судоводите­лей, доходов от реализации высво­бождаемого военного имущества и от возмещения причиненного военному имуществу ущерба. Еще одним источ­ником дохода, который предполага­ется закрепить за МЧС России, будут средства, получаемые за выдачу доку­мента об аккредитации организаций и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказа­ние услуг в области технического ре­гулирования и обеспечения единства измерений.

- Какова схема зачисления этих средств в доход бюджета? Они сразу перечисляются контрагентами на ли­цевой счет администратора или есть такие доходы, которые сначала по­ступают на лицевой счет учреждения от приносящей доход деятельности, а уже затем в бюджет?

- Большинство поступлений, в том числе от оказания услуг по охране ор­ганизаций от пожаров, сразу зачис­ляется в доход бюджета. Исключение составляют только средства от реа­лизации высвобождаемого военного и иного имущества, находящегося в оперативном управлении МЧС Рос­сии. Они действительно сначала учитываются на лицевом счете по­лучателя бюджетных средств как средства от приносящей доход дея­тельности. При этом данные сред­ства могут быть направлены только на уплату налогов, предусмотренных законодательством, оплату расходов по оформлению правоустанавливаю­щих документов на высвобождаемое имущество, оплату расходов, связан­ных с реализацией движимого и не­движимого имущества, а также ме­роприятий по оценке его стоимости. После осуществления всех необхо­димых платежей оставшиеся суммы перечисляются подведомственными организациями на лицевой счет по­лучателя бюджетных средств, откры­тый министерству в установленном порядке, где они также учитываются как средства от приносящей доход деятельности, и только потом с этого счета - в доход федерального бюд­жета. Такой порядок установлен ч. 8 ст. 5 Закона о федеральном бюдже­те на 2010 год и применялся также в прошедшие периоды.

- Применительно к администрируемым МЧС России доходам какие первичные документы служат осно­ванием для их начисления? Бывают ли ситуации, когда доходы начисляются одновременно с поступлением денеж­ных средств, то есть учитываются не по методу начисления, который установлен Инструкцией № 148н, а по кассовому методу?

- Что касается договорных под­разделений федеральной противо­пожарной службы, момент начис­ления дохода определяется согласно условиям договора. Как правило, оно производится поквартально либо помесячно. Затем на основании вы­писки из лицевого счета осуществля­ется сравнение начисленных и фак­тически поступивших сумм.

Задолженность по штрафам за на­рушение требований пожарной безо­пасности начисляется на основании постановления о наложении штрафа, принятого уполномоченным долж­ностным лицом. Именно по штрафам чаще всего и возникает ситуация, о которой вы спрашиваете, когда од­новременно происходит и начисле­ние дохода, и его поступление.

Нельзя сказать, что это повсе­местная практика. В основном она встречается в крупных мегаполисах, где количество выписываемых еже­дневно штрафов достаточно велико. Согласно установленному в МЧС России порядку администрирова­ния инспектор, выписавший штраф, должен своевременно представлять данную информацию в финансовую службу. Однако при большом объ­еме работы и нехватке рабочих рук сделать это в срок не всегда удается. Тогда финансисты вынуждены на­числять задолженность по штрафам по мере их поступления, а не по мере возникновения требований к пла­тельщику. Дополнительные трудно­сти при учете штрафов вызваны еще и тем, что требование к плательщику возникает не сразу после выписки штрафа, а спустя определенное вре­мя, в течение которого проверяемое лицо вправе оспорить применяемые к нему санкции. Скрупулезное отсле­живание всех дат - достаточно трудо­емкий процесс, поэтому бывает очень сложно избежать погрешностей.

- Вы упомянули, что в системе МЧС России установлен порядок администрирования доходов. Расскажите, пожалуйста, об организации этого процесса в министерстве.

- Организация деятельности по администрированию доходов бюдже­тов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соот­ветствии с Приказом МЧС России от 07.02.2007 № 62 "Об организации в системе МЧС России деятельно­сти по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Рос­сийской Федерации". Полномочия администраторов доходов бюджетов в системе МЧС России закреплены отдельным Приказом МЧС России от 03.03.2008 № 96, а в Перечне глав­ных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов феде­рального бюджета, главных адми­нистраторов и администраторов источников финансирования дефи­цита бюджета системы МЧС России за каждой организацией, находящей­ся в ведении МЧС России, закрепле­ны конкретные коды доходов.

Отличительной особенностью си­стемы МЧС России является то, что все подведомственные министерству бюджетные учреждения наделены полномочиями администраторов до­ходов. Это обусловлено в первую оче­редь сложной 4-уровневой иерархией ведомственной подчиненности. Пер­вый уровень - это непосредственно министерство; второй - региональ­ные центры МЧС России и органи­зации прямого подчинения; третий - главные управления МЧС России по субъектам РФ и организации, которые подчиняются региональным центрам МЧС России; четвертый уровень - организации, которые подчиняются главным управлениям МЧС России. В составе организаций могут быть еще и филиалы, но они в системе МЧС России не наделены полномочиями администратора доходов.

Кроме того, учреждения системы МЧС России администрируют дохо­ды не только федерального бюджета, но и бюджетов субъектов РФ, муни­ципальных образований. Например, поступления от штрафов за наруше­ние требований пожарной безопас­ности, правил эксплуатирования маломерных судов распределяются в доходы бюджетов согласно уста­новленным нормативам.

Единственным способом обеспе­чить контроль за полнотой, свое­временностью и правильностью ис­числения и перечисления доходов в бюджеты является закрепление полномочий по администрированию доходов бюджетов бюджетной систе­мы Российской Федерации за каж­дым подведомственным учреждением в соответствии с его деятельностью.

- С Вашей точки зрения, что можно отнести к плюсам существующего порядка или, может быть, наоборот, к недостаткам?

- На мой взгляд, процесс админи­стрирования в системе МЧС России организован на достаточно высоком уровне. За каждым учреждением за­креплены конкретные коды доходов, которые оно администрирует. А са­мое важное, разъяснительная работа ведется не только с финансистами, но и с подразделениями, деятельность которых приводит к возникновению доходов. В приложении № 1 к При­казу № 96 по каждому коду доходов определено структурное подразделе­ние центрального аппарата, ответ­ственное за обеспечение организации деятельности по администрирова­нию соответствующих поступле­ний подведомственными МЧС Рос­сии администраторами доходов. Например, по штрафам за нарушение Федерального закона "О пожарной безопасности" - это Департамент надзорной деятельности; по государ­ственной пошлине за государствен­ную регистрацию маломерных су­дов - Управление государственной инспекции по маломерным судам; по услугам, предоставляемым до­говорными подразделениями феде­ральной противопожарной службы, - Департамент пожарно-спасательных сил, специальной охраны и сил граж­данской обороны. Таким образом, в процессе администрирования по­ступлений тесно взаимодействуют все его участники. Кроме того, ад­министраторами ежемесячно фор­мируются и представляются отчеты о поступлении доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Фе­дерации, производится сверка дан­ных о поступлениях с органами Фе­дерального казначейства и данными бюджетного учета. Все перечислен­ные мероприятия позволяют достичь наилучших результатов, поскольку ни один нюанс не остается незаме­ченным.

- С такой организацией работы не должно возникать никаких проблем...

- Действительно, если человек имеет некоторый опыт, ничего слож­ного в процессе администрирования доходов нет. Главная проблема для нас - это нехватка рабочих рук, по­скольку приходится обрабатывать большие объемы документов, особен­но по штрафам. С договорами рабо­тать значительно проще, за месяц по одному договору может поступить не­сколько миллионов. Суммы штрафов намного скромнее, в совокупности это около 400 млн руб. в год, при этом количество контрагентов несравни­мо больше, соответственно, вести их учет более трудоемко. Это очень кропотливая работа. Госпошлину ад­министрировать проще в том плане, что люди заинтересованы в ее уплате, иначе они не получат необходимый им документ. А вот по штрафам такой заинтересованности, увы, нет.

- Наверное, и прогноз поступлений от штрафов составлять довольно проблематично? Какими данными Вы руководствуетесь?

- Прогнозирование штрафов - это очень больной вопрос, но работать без прогноза мы, к сожалению, не можем. Исходя из данных о факти­ческом поступлении штрафов за не­сколько предыдущих лет, рассчиты­вается среднее значение. Это и есть прогноз. Никакой другой методики не разработано.

Доходы от оказания услуг в обла­сти пожарной безопасности договор­ными подразделениями федеральной противопожарной службы прогно­зируются на основании заключен­ных договоров, многие из которых долгосрочные. Особенностью пла­нирования деятельности договорных подразделений является то, что про­гноз по доходам должен быть равен расходам на их содержание. По сути, эти подразделения находятся на са­моокупаемости: финансовое обеспе­чение их деятельности осуществляет­ся из федерального бюджета, но при этом расходы бюджета должны быть восстановлены охраняемыми орга­низациями. Таково было условие создания этих подразделений.

- В настоящее время бюджетная поли­тика направлена на повышение качества оказания государственных услуг. Каким образом в МЧС России оценивается ка­чество администрирования доходов?

- Мы проводим мониторинг каче­ства финансового менеджмента со­гласно Приказу Минфина России от 13.04.2009 № 34н. Также в МЧС Рос­сии утвержден внутренний приказ, в котором приведены дополнительные показатели качества, в том числе по администрированию, позволяющие наиболее полно оценить работу мини­стерства и подведомственных органи­заций. По результатам мониторинга совокупности показателей выявля­ются организации-победители.

Серьезное внимание уделяется работе с невыясненными поступле­ниями. Их у нас достаточно много, но чаще всего они происходят не по нашей вине. Основная причина - не­правильное указание физическими лицами реквизитов в платежных до­кументах. Нашими администратора­ми проводится большая работа, по минимизизации количества ошибок, вплоть до печати бланков на оплату с заполненными реквизитами. По­явление электронного документо­оборота также существенно облегчи­ло работу. В результате уточняется от 90 до 100% невыясненных платежей.

- Подводя итог, что бы Вы назвали основой качественного администриро­вания доходов?

- Прежде всего должна быть де­тально проработана нормативная база, чтобы все процессы были четко регла­ментированы, каждый знал, что делать в той или иной ситуации. Кроме того, очень важно проводить разъяснитель­ную работу с администраторами как в рабочем порядке, так и в письменной форме, проводить совещания и сборы финансовых работников. В МЧС Рос­сии эта работа налажена, всегда ока­зывается методическая помощь. Эти мероприятия позволяют существенно повысить качество администрирова­ния и избежать очень многих ошибок.

Еще больше материалов по теме "Администрирование доходов бюджетов" в журнале "Финансовый справочник бюджетной организации" № 11-2010.Пролистать ознакомительный номер, а также оформить подписку можно на сайте Интернет-магазина

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль