Заказы на проектирование и строительство. Разъяснения ВАС РФ

751
Шарипова А. Р.
юрист
Высший арбитражный суд РФ признал неправомерным запрет на объединение в один предмет торгов при размещении госзаказа работ по подготовке проектной документации и по организации строительства.

Решение ВАС РФ от 3 июля 2012 г. №ВАС-4065/12

Регулирование размещения госзаказов

Согласно действующему законодательству о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, заказчик вправе самостоятельно определять предмет государственного или муниципального контракта при условии соблюдения положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее – Закон о размещении заказов).

В то же время Федеральная антимонопольная служба своими решениями и разъяснениями зачастую вносит собственные коррективы в правила размещения госзаказов, устанавливая требования, прямо не предусмотренные законодательством. Одним из примеров этому является письмо ФАС России от 23 мая 2011 г. № ИА/19712, в котором был рассмотрен вопрос правомерности объединения в один предмет торгов работ по проектированию и по строительству.

Мнение ФАС

Чиновники пришли к выводу, что объединение подобных работ недопустимо. Руководствовались они следующим.

В Законе о размещении заказов (ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6) говорится, что документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком (уполномоченным органом). Данные требования определяют:

  • размеры, упаковку, отгрузку товара;
  • качество, технические характеристики, безопасность товара, работ, услуг;
  • функциональные характеристики (потребительские свойства) товара;
  • результаты работ;
  • иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям учреждения-заказчика.

Проектная документация необходима

Как указали чиновники, при строительстве, реконструкции, капремонте объекта капитального строительства соответствующие характеристики указываются именно в проектной документации, которая содержит показатели, связанные с соответствием выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

То есть отсутствие проектной документации в составе пакета документов о торгах на строительство объекта основных средств, по мнению антимонопольной службы, означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта. А это лишает участника размещения заказа возможности обоснованно сформировать свое предложение и является нарушением Закона о размещении заказов.

Следует различать виды работ

Еще одним аргументом, высказанным чиновниками в обоснование недопустимости объединения заказов на подготовку проектной документации и строительство объекта в рамках одних торгов, стало следующее обстоятельство.

Выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе подготовки проектной документации и строительства, возможно только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

При этом организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации и собственно строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций (ст. 55.3 Градостроительного кодекса РФ).

Другими словами, контракт на подготовку проектной документации заключается с лицом, которое обладает свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки такой документации. В то же время контракт на ведение строительства – с лицом, обладающим свидетельством, выданным другой саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта.

Данное обстоятельство было расценено чиновниками как ограничивающее конкуренцию. Ведь по их мнению оно приводит к уменьшению количества участников размещения заказа в связи с тем, что указанные работы относятся к различным товарным рынкам.

Руководствуясь такими соображениями, антимонопольная служба определила, что объединение в рамках одних торгов заказов на подготовку проектной документации и на строительство является основанием для аннуляции торгов.

Решение ВАС РФ

Государственные учреждения обратились в Высший арбитражный суд РФ с заявлением о признании данного письма ФАС России недействительным как нормативного акта, нарушающего их права.

Чиновники, защищая правомерность данных ими разъяснений, настаивали на том, что письмо не содержит новых и не предусмотренных действующим законодательством норм, а потому не может быть признано нормативным актом.

Однако арбитры высшей судебной инстанции, проанализировав спорный документ на соответствие законодательству о размещении заказов, пришли к выводу, что оно содержит новые, не предусмотренные законом требования к порядку размещения заказов, а также правовые последствия их несоблюдения в виде аннуляции торгов.

Действующее законодательство не содержит положений, определяющих компетенцию ФАС России по разъяснению законодательства о размещении заказов.

В то же время, как указали судьи в решении ВАС РФ от 3 июля 2012 г. № ВАС-4065/12, будучи по существу нормативным актом, письмо антимонопольной службы не прошло обязательной для него процедуры регистрации в Минюсте России и официального опубликования.

На этом основании суд признал спорное письмо недействующим.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль