"Первоочередные задачи в 2011 году - переход на программное государственное управление и реформирование сети бюджетных учреждений"

9032
В преддверии нового года принято подводить итоги того, что было сделано в уходящем году, и строить планы на будущее. Мы тоже не будем отходить от этой традиции. Тем более что 2010 г. ознаменовался принятием нормативных правовых актов, которые заложили основы реформирования бюджетной сфе­ры, обозначили новые подходы к оказанию услуг государственными (муници­пальными) учреждениями.

- Валерий Валерьевич, подводя итоги 2010 года, как бы Вы охарактеризо­вали работу, проделанную Минфином и Правительством России в целях реализации направлений бюджетной политики? Какое достижение уходя­щего года Вы выделили бы как самое значимое?

- Самым значимым можно на­звать разработку и утверждение Про­граммы Правительства РФ по повы­шению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

Эта программа является результа­том трудов нескольких лет, в ней обозначены ключевые направления бюджетной политики на ближайшую перспективу. Среди них реформи­рование бюджетной сети и повыше­ние эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг, переход к программно-целево­му принципу организации деятельно­сти органов государственной власти и органов местного самоуправления, выработка долгосрочной бюджетной стратегии, разработка бюджетов на основе консервативных прогнозов, снижение дефицита бюджета.

Многие из перечисленных направ­лений начали реализовываться уже в этом году. С целью реформиро­вания бюджетной сети был принят Закон № 83-ФЗ и развернута боль­шая работа по подготовке к изме­нению статуса бюджетных учрежде­ний. С точки зрения регламентации и повышения качества оказания го­сударственных услуг очень важным является принятие Федерального за­кона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. В нем установлены общие требования к предоставлению услуг, к административным регламентам, к использованию информационно-телекоммуникационных технологий. Для постепенного перехода к фор­мированию программной структуры расходов бюджетов были утвержде­ны порядок разработки, реализации и оценки эффективности государ­ственных программ, методические указания по их разработке, а также непосредственно перечень программ и аналитическое распределение рас­ходов по ним.

Подготовленный проект федераль­ного закона о федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов содержит суще­ственные новации, направленные на дальнейшее снижение дефицита бюджета за счет сбалансированно­сти доходов и расходов. В этом году в сравнении с прошлым нам удалось добиться сокращения дефицита бюд­жета с 5,9 до 5,3% к ВВП. В том числе и за это достижение Алексей Кудрин был назван журналом Euromoney лучшим Министром финансов года. Одной из задач бюджетной политики является обеспечение формирования бездефицитного бюджета к 2015 году.

Можно с уверенностью сказать, что в этом году Минфином и Пра­вительством России была проделана очень большая работа, которая ста­нет основой для дальнейшего разви­тия и совершенствования бюджетной системы.

- А были какие-то серьезные планы, связанные с реформированием бюд­жетной сферы, которые не удалось реализовать?

- Наверно, здесь правильнее го­ворить не о невыполнении пла­нов, а о значительных отклонениях в сроках их реализации. Реформа изначально идет не так быстро, как это предполагалось. По сути, она началась уже давно, еще в 2007 году с вступлением в силу Закона об авто­номных учреждениях. Этот закон принимался для того, чтобы значи­тельная часть бюджетных учрежде­ний на добровольных началах пере­шла в автономные. Как известно, на федеральном уровне этого не про­изошло. Аналогичная ситуация сло­жилась и с внедрением государ­ственных заданий. Все нормативные документы, необходимые для того, чтобы формировать задания, были утверждены еще в 2008 году, однако на федеральном уровне заданий было установлено очень мало. Справедли­вости ради нужно отметить, что на региональном уровне дела обстоят гораздо лучше. Многие регионы уже перешли или переходят на установ­ление заданий практически для всех учреждений.

Поскольку в добровольном поряд­ке реформирование бюджетной сети провести не удалось, был принят За­кон № 83-ФЗ, который хоть и ото­двинул проведение запланированных мероприятий еще на год, но сделал их обязательными и необратимыми. Мы надеемся, что в 2011 году рефор­мирование вступит в свою активную стадию.

- Если нормативная правовая база, необходимая для применения механиз­мов повышения эффективности бюд­жетных расходов, была разработана и утверждена уже довольно давно, тогда в чем причина такого увеличе­ния сроков проведения реформы?

- На мой взгляд, главная причи­на пробуксовки реформ заключается в инертности мышления управлен­цев всех уровней. Значительное вре­мя уходит на изменение их сознания, очень немногие готовы проявить инициативу и взять на себя ответ­ственность за принимаемые решения, особенно в условиях отсутствия нара­ботанной практики. Нередко органы власти сами не понимают до конца, что нужно делать, соответственно не могут разъяснить этого своим под­ведомственным учреждениям.

Называть причиной медленного проведения реформ отсутствие нор­мативной базы вряд ли будет кор­ректным. Все необходимые акты уже существуют. В других странах такого количества документов изначально не разрабатывалось, поскольку в осно­ву положены не законы, а опыт, луч­шая практика, традиции. У нас другой порядок, мы привыкли, что все долж­но быть жестко регламентировано.

- Принятие Закона № 83-ФЗ про­ходило в условиях активного обсуж­дения социально-экономических по­следствий такого решения. Многие боятся пускаться в самостоятельное плавание и переходить в бюджетные или автономные учреждения. Боятся неопределенности, недостаточной проработанности нормативной базы, ухудшения своего положения. Как Вы считаете, действительно есть повод для беспокойства?

- Повод, конечно, есть. В отличие от финансового обеспечения по сме­те, подразумевающего стабильность положения учреждения, финансовое обеспечение деятельности бюджет­ного учреждения в виде субсидии предполагает жесткую связь с ре­зультатом. Количество оказываемых учреждением услуг в течение года может существенно колебаться, со­ответственно и объем ассигнований не будет постоянным, присутствует определенная нестабильность в по­лучении доходов. При этом учрежде­ние должно функционировать круг­лый год. В такой ситуации ключевым является правильный выбор методи­ки расчета субсидии.

Например, если рассматривать по­жарную часть, то услугой является не непосредственное тушение по­жаров, а обеспечение состояния го­товности к их тушению - пожарные в течение 12 месяцев 24 часа в сутки должны быть готовы быстро выехать на место возгорания и потушить его. Мы не сможем объективно посчитать стоимость услуги по тушению пожа­ра, она будет слишком велика.

Можно привести другой пример. Библиотека должна работать неза­висимо от частоты посещений. В то же время цель ее функционирова­ния - привлечение большего коли­чества читателей, от этого зависит объем финансового обеспечения ее деятельности. Если рассчитывать стоимость услуги только в зависи­мости от количества посещений, то стоимость одного посещения будет просто гигантская, намного дороже, чем та книга, которую взял читатель. Ему проще было бы купить эту кни­гу, а не ходить в библиотеку. Но суть услуги не ограничивается только ко­личественным показателем. При рас­чете субсидии обязательно нужно ис­кать баланс между необходимостью обеспечивать нужное количество по­сещений и постоянно поддерживать библиотеку в рабочем состоянии.

Поэтому самое главное - это сна­чала правильно определить суть ока­зываемой услуги, а затем рассчитать ее стоимость. Опасения учреждений, что ввиду отсутствия опыта они мо­гут что-то сделать неверно и будут сильно ограничены в финансовом обеспечении, конечно, имеют под собой почву. В следующем 2011 году эта проблема должна быть решена в первую очередь. Важно, чтобы само учреждение предлагало решения, чтобы каждая услуга была зафикси­рована, подробно описана и финан­сово обоснована.

- Перечень госуслуг будет опреде­ляться учредителями или, применяя действующую терминологию, глав­ными распорядителями бюджетных средств?

- Да. Изначально предполагалось, что перечень госуслуг будет формиро­ваться органами, осуществляющими функции по выработке государствен­ной политики и нормативно-право­вому регулированию в определенной сфере деятельности, т. е. министер­ствами. Но это оказалось трудновы­полнимым. На уровне министерства очень сложно понять и описать спе­цифику услуг, оказываемых всеми учреждениями подведомственной сети. Поэтому было принято решение возложить эту задачу на ГРБС. Ми­нистерством утверждается основной перечень услуг, а ГРБС его прораба­тывают, детализируют и доводят до подведомственных учреждений. За­тем, исходя из состава услуги, опре­деляется ее стоимость.

- В нашей беседе мы затронули много различных направлений реформиро­вания бюджетной сферы. Подводя краткий итог, чтобы помочь на­шим читателям сориентироваться в происходящих изменениях, назовите, пожалуйста, первоочередные задачи, которые придется решать всем без исключения учреждениям в 2011 году.

- Возвращаясь к самому началу нашего разговора, первоочередные задачи в 2011 году - это переход на программное государственное управ­ление и реформирование сети бюд­жетных учреждений. Они затронут абсолютно всех, поскольку в каче­стве цели программы должно быть указано не содержание сети учрежде­ний, а предоставление определенно­го объема услуг. На оказание этого объема услуг и будет выделяться со­ответствующий объем ассигнований. Таким образом, в корне изменится принцип финансового обеспечения расходов, оно будет осуществляться с привязкой к выполнению задания, т. е. к конечному результату.

Бюджетный процесс будет орга­низовываться таким образом, что­бы контролировать связь между заявленными и исполненными за­даниями, между результатами дея­тельности учреждения и объемами выделенных ассигнований. Для это­го планируется провести большую работу по включению в отчетность не только финансовых, но и содер­жательных показателей, например характеризующих выполнение зада­ний. С большой долей вероятности показатели объема и качества ока­зания услуг появятся в отчетности. Они будут собираться через систему Федерального казначейства. Все не­обходимые механизмы сейчас отра­батываются и в ближайшие год-два будут реализованы. Поэтому уже сейчас всем учреждениям нужно на­страивать свой аналитический учет именно в разрезе услуг и программ.

Чтобы госзадания не были аб­страктными, учреждения обязатель­но должны контактировать с органом власти - учредителем, проходить со­вместное обучение, вырабатывать общие подходы к определению сущ­ности оказываемых госуслуг, расчету субсидий на реализацию госзадания. Без участия подведомственных учреж­дений орган власти не сможет качест­венно выполнить эту работу. Только в результате тесного взаимодействия учреждение получит такое задание, которое сможет потом выполнить.

- Такие глобальные изменения в организации бюджетного процесса затронут все аспекты деятельности учреждений. Какие подготовительные мероприятия нужно провести в рам­ках реализации Закона № 83-ФЗ?

- Каждое учреждение должно пе­ресмотреть свою деятельность, внести изменения в учредительные доку­менты. Казенным учреждениям очень важно оценить приносящую доход деятельность, поскольку средства, полученные от такой деятельности, будут поступать в соответствующий бюджет, а финансовое обеспечение учреждений будет осуществляться на основании сметы в соответствии с установленным госзаданием.

В развитие Программы по повы­шению эффективности бюджетных расходов, утвержденной Правитель­ством РФ, все органы власти должны подготовить и представить свои про­граммы, направленные на оптимиза­цию расходов. Все расходы должны быть обоснованны. В этой связи на учреждения возлагается большая от­ветственность, поскольку именно они должны показать органу власти, какие расходы необходимо осуществить, чтобы оказать заданный объем услуг.

- Что, по Вашему мнению, нужно делать ГРБС и подведомственным учреждениям, чтобы извлечь макси­мальную пользу из нововведений?

- В первую очередь им нужно очень вдумчиво подойти к опреде­лению, осознанию содержательной части своей работы и ее описанию, чтобы обосновать величину финан­сового обеспечения своей деятельно­сти. Если сделать это формально, то и размер финансового обеспечения будет рассчитан соответствующим образом, его может не хватить либо будут происходить необоснованные перепады.

Конечно, успех деятельности каж­дого конкретного учреждения во многом зависит от квалификации и качества работы сотрудников орга­на власти. Но учитывая, что нередко они оставляют желать лучшего, воз­растает роль руководителя учрежде­ния. Если руководитель будет иметь свою позицию, у него есть все шансы убедить руководителя органа власти в правильности своих мыслей, от­стоять свой подход. Сейчас все без исключения органы власти открыты для общения, потому что подходы одинаково новы для всех, никакой догмы не существует. Всегда можно наладить конструктивный диалог.

На самом деле тот труд, который сделает руководитель одного учреж­дения, будет проецироваться и на со­седние. Есть надежда, что из 500 уч­реждений, подведомственных ГРБС, найдутся два-три активных, которые качественно сделают необходимые разработки. Но остальным учрежде­ниям нужно учитывать, что актив­ные руководители будут представлять свои интересы, и можно оказаться в проигрышной ситуации. Например, если крупные академии наук закрепят свои интересы в методиках, большая часть вузов может попасть в невы­годное положение. Таким образом, чем больше будет активных людей, тем с большим успехом они смогут отстоять свои интересы.

- Мы говорили о новациях бюджетной политики, которые только предстоит претворить в жизнь. А что можно сказать о применении существующих инструментов бюджетирования, ориентированного на результат: прио­ритетных национальных проектов, докладов о результатах и основных направлениях деятельности, обос­нований бюджетных ассигнований, ведомственных целевых программ, государственных заданий? Есть ли уже какие-то ощутимые результаты или пока БОР носит в большей степени формальный характер?

- Для того чтобы оценить резуль­тативность деятельности органа вла­сти, нужно формализовать его цели, выразить их в конкретных цифрах. Простого текстового описания до­стижений недостаточно, поскольку оно носит субъективный характер и полностью зависит от таланта че­ловека, написавшего доклад. Не­формализованные доклады лишь отдаленно отражают реальные ре­зультаты деятельности органа власти, поэтому в настоящее время требуется выражение достигнутых результа­тов в конкретных цифрах. Конечно, не всегда представленные показате­ли свидетельствуют об эффективной деятельности, но зато они помогают оценить объективную действитель­ность. Я считаю, что в этом плане произошли изменения в лучшую сто­рону. Безусловно, система управле­ния постепенно совершенствуется. Больший акцент делается на то, что достигнуто, а не на то, сколько по­трачено.

Дальнейшим шагом на данном пути будет формирование госпро­грамм. Тем самым осуществится окончательный переход от "тре­нировочных" инструментов БОР к формализации целей и результатов деятельности органов власти. Пока речь идет об основных направлени­ях деятельности, но в дальнейшем госпрограммы будут охватывать всю деятельность госорганов.

Политическая оценка деятельно­сти высших чиновников - минист­ров будет напрямую связана с резуль­татами деятельности их министерств: невозможно оставаться хорошим министром, не показывая хорошего результата. Поэтому в дальнейшем планируется заключение контрактов с руководителями органов власти, в которых будут указываться в том числе показатели результативности деятельности.

- Валерий Валерьевич, благодарим Вас за содержательную беседу. Мы встречаемся накануне нового года и не можем завершить разговор, не по­здравив наших читателей с наступаю­щими праздниками. Что Вы хотели бы пожелать им в преддверии нового 2011 года?

- Новый год и Рождество - это особенные праздники, которых ждут и взрослые, и дети, когда вместе соби­раются только самые близкие и доро­гие люди, звучат добрые слова, шутки, смех, когда все кажется возможным. Поэтому я с удовольствием присо­единяюсь ко всем тем поздравлениям и пожеланиям, которые будут сказа­ны в эти замечательные дни. Лично от себя хочу пожелать всем читателям ФСБО, чтобы 2011 год оправдал их самые смелые ожидания, все пере­мены в жизни были только к лучше­му, рядом были единомышленники, и в каждом новом дне была частица праздника.


Ознакомиться с содержанием некоторых статей номера можно на портале.
Посмотреть содержание номера, оформить подписку и заказатьБЕСПЛАТНЫЙ ознакомительный номер журнала можно в Интернет-магазине МЦФЭР.
Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×