text
Учет в учреждении

Нюансы распределения дебиторской задолженности прошлых лет

  • 27 декабря 2012
  • 1150
к. э. н., профессор кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Института экономики и управления в промышленности, председатель Комитета по бухгалтерскому учету и налогообложению в государственных (муниципальных) учреждениях ИПБ России

Как правило, нередко учреждениям в начале года поступают средства в результате возврата авансов, ранее уплаченных поставщикам, или возврата сумм по расчетам с бюджетами. Верно распорядиться полученными денежными средствами и отразить операции в учете поможет наша статья.

Операции перед возвратом средств

У бюджетных учреждений отсутствует обязанность возвращать суммы полученной дебиторской задолженности прошлых лет. На это указывают нормы Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29 октября 2010 г. № 16н. При этом возникает вопрос о задолженности прошлых лет, поступающей «новому» бюджетному учреждению. Так как у многих осталась дебиторская задолженность, сформированная за счет средств, выделенных в рамках бюджетного финансирования.

Напомним, что при переносе остатков по счетам бухучета на дату перехода на финансовое обеспечение путем получения субсидий следовало руководствоваться соответствующими письмами Минфина России в зависимости от даты перехода на новый тип учреждения.

В частности, письмом Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 02-06-07/1546 оговорено, что если данный переход произошел на 1 января 2012 года, то учреждения должны после получения денежных средств от дебиторов перечислить в доход бюджета дебиторскую задолженность, сформированную за счет бюджетных средств, например, по начисленным доходам.

Общий смысл указаний, приведенных в письме, состоит в следующем:

  • бюджетному учреждению нужно дополнительно отразить в своем учете задолженность по перечислению в доход бюджета таких поступлений (по счетам 206 00 «Расчеты по выданным авансам», 205 00 «Расчеты по доходам», 209 00 «Расчеты по ущербу имуществу», 303 00 «Расчеты по платежам в бюджет»). Задолженность отражается в межотчетный период;
  • бюджетное учреждение обязано уведомить учредителя о суммах дебиторской задолженности по соответствующим счетам, ожидаемых к возврату 1 января 2012 года и позднее;
  • учредителю необходимо на основании представленных сведений о дебиторской задолженности, подлежащей зачислению в доход бюджета, если учредитель наделен полномочиями администратора соответствующих доходов бюджета, отразить в своем учете дебиторскую задолженность по соответствующим счетам счета 1 205 00 000. Задолженность отражается в межотчетный период на счете 4 303 05 000.

Следовательно, бюджетному учреждению надлежит согласовывать с учредителем суммы входящих остатков по расчетам с бюджетом в части обязательств учреждения по перечислению в доход бюджета денежных средств, поступающих от дебиторов в счет погашения задолженности прошлых лет.

Переносить остатки в середине года следовало, руководствуясь письмом Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 02-06-07/5236, где данная методика приведена в виде бухгалтерских записей операций по изменению типа учреждений – получателей бюджетных средств в течение финансового года.

Пример 1

Бюджетное учреждение при переносе остатков по счетам отразило дебиторскую задолженность по счету 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу», на котором числилась недостача материальных ценностей по текущей рыночной стоимости на сумму 15 000 руб., выявленная при проведении инвентаризации. На основании Справки (ф. 0504833) составляются бухгалтерские записи по переносу сальдо дебиторской задолженности на источник финансового обеспечения «4»:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списаны входящие остатки

1 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

1 209 00 000
«Расчеты по ущербу имуществу»

15 000

Отражены входящие остатки

4 209 00 000
«Расчеты по ущербу имуществу»

4 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

15 000

Начислена задолженность перед бюджетом

4 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

4 303 05 000
«Расчеты по прочим платежам в бюджет»

15 000

Поступление задолженности

При поступлении средств от возврата дебиторской задолженности прошлых лет на счет «нового» бюджетного учреждения суммы возврата дебиторской задолженности, поступившие на счет, открытый ОФК в подразделении расчетной сети Банка России на балансовом счете 40501, подлежат отражению на открытом бюджетному учреждению лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений, по коду 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» классификации операций сектора государственного управления. Это установлено письмом Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 02-03-07/3956.

Там же отмечено, что суммы возврата дебиторской задолженности, поступившие в наличной форме в кассу бюджетного учреждения, подлежат взносу на счет, открытый ОФК в подразделении расчетной сети Банка России или в кредитной организации на балансовом счете 401 16 на основании Объявлений на взнос наличными (ф. 0402001).

Пример 2

На лицевой счет бюджетного учреждения поступила задолженность по недостаче от виновного лица. В учете составлены бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Зачислена на лицевой счет учреждения сумма возврата дебиторской задолженности прошлых лет

4 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

4 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

15 000

Перечислена учреждением в доход бюджета сумма дебиторской задолженности прошлых лет, поступившая в отчетном периоде

4 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

15 000

На основании письма № 02-03-07/3956 отраженные на лицевом счете суммы возврата дебиторской задолженности, возникшей у бюджетного учреждения при исполнении им в прошлые годы бюджетной сметы, подлежат перечислению на счет, открытый ОФК в подразделении расчетной сети Банка России на балансовом счете 40101 по месту открытия лицевого счета администратора доходов бюджета главному администратору доходов федерального бюджета, осуществляющему функции и полномочия учредителя, для последующего перечисления сумм возврата в федеральный бюджет.

При этом платежное поручение на перечисление сумм возврата дебиторской задолженности на счет 40101 оформляется с учетом следующих особенностей:

  • в полях «ИНН» и «КПП» получателя указываются ИНН и КПП соответствующего администратора доходов бюджета;
  • в поле «104» указывается код классификации доходов бюджета XXX 1 13 02991 01 6000 130, где XXX – код главного администратора доходов бюджета;
  • в поле «105» указывается код территории по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления, на которой находится соответствующий администратор доходов бюджета.

Возврату подлежат внебюджетные средства

Если кассовый расход в прошлые годы был произведен в рамках исполнения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, зачисленные на лицевой счет бюджетного учреждения, остаются в самостоятельном распоряжении учреждения. Они используются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в порядке, установленном учредителем (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4131).

Однако ничего не сказано о просроченной дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, которая была ранее списана с баланса и отражается на забалансовом счете 04. Такая задолженность тоже может быть возвращена уже после того, как учреждение станет бюджетным, следовательно, она также должна быть отправлена в доход бюджета.

Важно запомнить

Если кассовый расход в прошлые годы был произведен в рамках исполнения бюджетной сметы, суммы дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в доход бюджета. В рамках приносящей доход деятельности суммы дебиторской задолженности остаются в самостоятельном распоряжении учреждения.

Статья опубликована в журнале «Учет в бюджетных учреждениях», 2013, № 1

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.