text
Учет в учреждении

Списание имущества в бюджетном учреждении

  • 1 сентября 2016
  • 87662

Порядок списания федерального и муниципального имущества, полномочия и действия комиссии по списанию, процедуры списания имущества в учреждении, а также согласования решения о списании и утверждения акта о списании разъясняют эксперты журнала «Учет в бюджетных учреждениях». Кроме того, в статье рассмотрены особенности списания транспортных средств и другого имущества медицинского учреждения.

Из статьи вы узнаете:
  1. Как действует комиссия в рамках списания имущества
  2. Что главное при списании транспортных средств
  3. Какие особенности в медицинских учреждениях

Полезный материал в статье

перечень документов, необходимых для согласования решения о списании движимого и недвижимого имущества медицинского учреждения Перечень документов для списания имущества медицинского учреждения
Скачать

Порядок списания имущества

Имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Все имущество госучреждений находится в государственной или муниципальной собственности, а собственником считается субъект РФ (муниципальное образование). Особенности списания федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями, регулирует Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834 (далее – Положение № 834).

Новые счета бухгалтерского учёта госучреждений

Скачайте спецвыпуск журнала с ответами на вопросы, которые чаще всего задают коллеги.

Скачать бесплатно

Списание имущества в бюджетном учреждении T1M53S Порядок списания имущества

На основании статьи 298 Гражданского кодекса РФ определены особенности распоряжения имуществом бюджетных учреждений, установлены нормы, в соответствии с которыми бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе списывать особо ценное движимое, а также недвижимое имущество (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ). Бюджетное учреждение без согласования учредителя может самостоятельно распоряжаться особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, и иным движимым имуществом вне зависимости от источника его приобретения.

Об учете мягкого инвентаря читайте в статье "Как оформить движение и списание материалов в учреждениях госсектора"

Согласно пункту 2 Положения № 834, под списанием понимаются действия, связанные с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, или выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления местонахождения имущества. Итак, решение о федеральном имуществе принимается, если оно:

  • непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению из-за утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
  • выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также в случае утраты.

«Зарплата в учреждении»

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
☑ Когда выгоднее уйти в отпуск в 2018 году
☑ Как снизить штраф за СЗВ-М без суда
☑ Как включать премии в расчет отпускных

СКАЧАТЬ СЕЙЧАС »

Комиссия по списанию

Для подготовки и принятия решения о федеральном имуществе в учреждении создается постоянно действующая комиссия. На нее возлагаются следующие полномочия (п. 5, 6 Положения № 834):

  • осмотр имущества с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
  • принятие решения по вопросу целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, возможности его восстановления, использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов;
  • установление причин в числе которых физический или моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания;
  • подготовка акта в зависимости от вида списываемого федерального имущества.

Особо следует отметить, что комиссия  правомочна проводить заседания только при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии. При этом срок рассмотрения представленных ей документов не превышает 14 дней (п. 7 Положения № 834). Как вести учет, чтобы случайно не получить обвинение в хищении имущества читайте в журнале →

Как оценивать техническое состояние

Техническое состояние имущества (целесообразность его эксплуатации) может определяться соответствующей комиссией учреждения на основании заключений компетентных должностных лиц учреждения, специалистов необходимой квалификации. Так, согласно пункту 7 Положения № 834, в случае отсутствия в учреждении работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе. Экспертом не может быть работник, на которого возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за имущество, исследуемое в целях принятия решения (п. 9 Положения № 834). Заключение о техническом состоянии имущества читайте в журнале →

Как принять решение 

Решение принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем оформления акта о списании (п. 9 Положения № 834). Заключение прикладывается к актам в качестве обоснования целесообразности их списания. Выбытие отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом (актом). Комиссия готовит акт о списании федерального имущества в зависимости от его вида и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

Подписанный членами комиссии акт утверждается руководителем учреждения после согласования с федеральным органом исполнительной власти (недвижимое и особо ценное движимое имущество) либо самостоятельно (иное федеральное движимое имущество). По результатам рассмотрения представленных бюджетным учреждением документов учредитель принимает решение о согласовании или об отказе. На это ему отведено 45 календарных дней. Как бухгалтеру отразить расчеты с учредителем читайте в журнале →

Согласование решения о списании имущества

Порядок согласования решения установлен приказом Минэкономразвития России, Минфина России от 10 марта 2011 г. № 96 / 30н (далее – Порядок 96/30н). Для его согласования руководитель федерального государственного учреждения направляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение, следующие документы.

1. Перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию, содержащий для каждого объекта:

  • номер по порядку;
  • наименование объекта;
  • инвентарный номер объекта в случае его присвоения;
  • год ввода в эксплуатацию (год выпуска) имущества;
  • балансовую стоимость имущества на момент принятия решения;
  • остаточную стоимость имущества на момент принятия решения;
  • срок полезного использования, установленный для данного объекта, и срок фактического использования на момент принятия решения.

2. Копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения.

3. Копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения.

4. Акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти.

Копии представляемых документов заверяются подписью руководителя (его заместителя) или главного бухгалтера и печатью учреждения. Счет 02: как его применять, когда списываете основное средство читайте в журнале →

Утверждение акта о списании

После завершения мероприятий утвержденный руководителем учреждения акт, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447, направляются учреждением в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения № 834).

Проводки для списания материальных запасов в казенных и бюджетных учреждениях приведены в статье "Списание материальных запасов в учреждениях госсектора"

При этом в соответствии с пунктом 52 Инструкции № 157н к отражению в бухгалтерском учете акты принимаются только исключительно при наличии согласования решения  с собственником имущества (органом, наделенным функциями и полномочиями учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте. Отражение в бухгалтерском учете выбытия имущества до утверждения в установленном порядке решения выбытии объектов основных средств и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается. Списываем основное средство: нужно ли его учесть на счете 02 читайте в журнале →

Списание транспортных средств

Учреждение принимает решение ов ыбытиитранспортных средств по согласованию с органами государственной власти (муниципальными органами), в ведении которых находится. Такой порядок для трансопртных средств определен  пунктами 4, 4.1 Положения № 834. Если принято решение о списании зарегистрированного транспортного средства, в первую очередь его необходимо снять с учета (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 января 2014 г. № А70-4125/2012). Присутствие самого автомобиля при этом не требуется. Утилизацией автотранспортных средств занимаются специализированные организации.

Если транспортное средство было сдано в аренду, то его учитывают на забалансовом счете 25. Списание такого основного средства с забаланса бюджетного учреждения производится при возвращении его арендатором. Что делать, если учреждение переплатило налог на имущество читайте в журнале →

Причины списания транспортного средства

В соответствии с пунктами 38, 53 Инструкции № 157н транспортное средство  относится к основным средствам. Его выбытие происходит, согласно пункту 51 Инструкции № 157н, в следующих случаях:

  • принято решение по основанию выбытия помимо воли учреждения – то есть из-за хищения, недостачи или порчи, например автомобиля, выявленных при инвентаризации;
  • транспортное средство частично ликвидировано (в том числе при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию);
  • вследствие аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;
  • после разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации, предусмотренных при принятии решения по иным основаниям, в том числе из-за морального и физического износа, нецелесообразности дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности восстановления;
  • при передаче транспорта другому государственному (муниципальному) учреждению или предприятию, органу госвласти или местного самоуправления;
  • в иных случаях прекращения права оперативного управления, предусмотренных законодательством РФ;
  • в случае возврата транспорта, являющегося предметом лизинга (сублизинга), лизингодателю.

Что вы знаете об учете канцелярии и о расходах на служебный автомобиль? читайте в журнале →

Этапы списания транспортного средства

Процедура в отношении транспортных средств включает:

  1. определение технического состояния каждой единицы транспорта;
  2. оформление необходимой документации;
  3. получение разрешения;
  4. демонтаж, разборку;
  5. утилизацию объектов и постановку на учет материалов, полученных от их ликвидации;
  6. списание транспорта с балансового (забалансового) учета. 

Зарегистрированный автотранспорт необходимо снять с учета в соответствии с установленным порядком. Новый Административный регламент исполнения государственной услуги по регистрации транспортных средств действует с 15 октября 2013 года (утвержден приказом МВД России от 7 августа 2013 г. № 605). Кстати, регистрационные знаки могут быть перерегистрированы с автомобилем на нового собственника или сохранены за прежним собственником для последующего присвоения новому транспортному средству (п. 5 разъяснения МВД России от 17 октября 2013 года).

Помимо условий, установленных Порядком 96/30н, органы государственной власти в своих инструкциях (положениях) о порядке списания имущества могут предусматривать различные особенности, например:

  • требование о получении разрешения в уполномоченном органе;
  • различный порядок списания транспорта в зависимости от его стоимости;
  • случаи, когда необходимо оформлять заключение о техническом состоянии, подтверждающее его непригодность к дальнейшей эксплуатации, выданное специализированной организацией (экспертом) и т. д.

Выбытие автотранспортных средств, в частности, оформляться Актом ф. 0504105) (приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н). Внутренний контроль: организовываем ревизию автотранспорта читайте в журнале →

Списание транспортных средств: отражение в учете

<