НДС: комментарии экспертов

11350
Представляем специальную подборку ответов экспертов журнала «Учет в бюджетных учреждениях» на вопросы читателей о налоге на добавленную стоимость. Уточните свои знания о начислении и уплате НДС и подготовьте налоговую отчетность без проблем.

На вопросы читателей о начислении и уплате НДС отвечают эксперты журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

– Бюджетная организация объявила аукцион на ремонт помещений, смета на площадке размещена с НДС. Выиграл аукцион предприниматель, работающий без НДС. Нужно ли переделывать смету? Указывать ли НДС в актах сдачи-приемки? Нужно ли заказчику или подрядчику исчислять и платить НДС? Бюджетная организация-заказчик тоже работает без НДС.

Александр Бурков, ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ:

– Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ лицами, претендующими на заключение контракта, могут быть любые организации (в том числе и освобожденные от уплаты НДС). Это подтверждается письмами Минэкономразвития от 14 ноября 2011 г. № Д28-565 и от 12 октября 2011 г. № Д28-452.

В соответствии с письмом Минфина РФ от 26 января 2012г. № 03-07-11/21, контракт заключается по цене, предложенной победителем, вне зависимости от применяемой системы налогообложения. При оплате товаров (работ, услуг) в рамках исполнения контракта, заключенного с победителем (в том числе применяющим упрощенную схему налогообложения), уменьшение контракта на сумму НДС не производится, и оплата производится по цене, указанной в контракте.

– Налоговики вернули учреждению переплату по НДС в рамках исполнения государственного задания за прошлый год. Учредитель уточнил, что эти средства подлежат возврату в доход бюджета через счет 304.04 – внутриведомственные расчеты. Как отразить операцию в учете? При возврате средств налоговыми органами была сделана проводка: ДТ 201.11 КТ 303.04. НДС «закрылся под ноль», деньги на счете 201.11.

Владимир Захарьин, эксперт по бюджетному учету, к.э.н.:

– По моему мнению, требования учредителя являются правомерными.

Суммы возвращенного налога относятся к операциям прошлого финансового года. Следовательно, в текущем финансовом году должен образоваться остаток неиспользованной субсидии на выполнение государственного или муниципального задания.

В соответствии с Указаниями по применению бюджетной классификации (Приказ Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н) доходы от возврата бюджетными (автономными) учреждениями остатков субсидий прошлых лет относятся к прочим доходам (код 180).

В соответствии с пунктом 17 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

Однако на указанные в вопросе суммы (возврата излишне уплаченного НДС) действие данного пункта, по моему мнению, не распространяется, так как абзацем первым пункта 1 статьи 78.1. БК РФ регулируется порядок предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Использование сумм возвращенного налога не могло быть зачтено при формировании размера субсидии, так как, скорее всего, по состоянию на начало года соответствующее решение еще не было принято.

Не совсем понятно, каким образом расчеты по НДС в учете могли закрыться в ноль после поступления суммы возврата. На практике это может означать, что в бюджет была перечислена сумма, превышающая начисленную и отраженную в бухгалтерском учете.

С учетом сказанного выше, представляется правомерным отражение поступившей суммы по кредиту счета 440110180. В этом случае проблем с отражением задолженности в составе внутриведомственных расчетов не возникнет. Разумеется, ранее оформленная проводка должна быть сторнирована.

– Казенное учреждение планирует сдать в аренду муниципальное имущество. Обязано ли учреждение при этом платить НДС, и если да, то из каких средств? Бюджетной сметой данные расходы не предусмотрены.

Владимир Захарьин, эксперт по бюджетному учету, к.э.н.:

– С 1 января 2012 года вступила в силу норма пп. 4.1. п.2 ст. 146 НК РФ, в соответствии с которой оказание услуг казенными учреждениями объектом обложения налогом на добавленную стоимость не является.

Вследствие того что формулировка указанной нормы оказалась недостаточно четкой, Минфином России в течение 2012 года неоднократно издавались разъяснения по поводу обложения НДС стоимости услуг в виде арендной платы, получаемой казенными учреждениями.

В частности, мнение финансового ведомства по данному поводу выражено в письме Минфина России от 3 сентября 2012 г. № 03-07-11/344, разъясняющим, что, поскольку с 1 января 2012 г. согласно пп. 4.1 п. 2 ст. 146 Кодекса оказание услуг казенными учреждениями объектом обложения налогом на добавленную стоимость не является, арендаторы указанного имущества с 1 января 2012 г. уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет не должны.

Таким образом, при заключении договора аренды муниципального имущества арендная плата устанавливается без учета НДС.

– Учреждение получило освобождение от НДС на 12 месяцев на основании ст. 145 НК РФ. Нужно ли во все действующие договоры, в которых учреждение выступает в качестве продавца, внести изменения цены, указав ее без НДС, то есть снизить цену на сумму НДС, или цена остается прежней, только с указанием «без НДС»?

Владимир Захарьин, эксперт по бюджетному учету, к.э.н.:

– В коммерческом договоре цена, как правило, указывается с оговоркой – «включая НДС» или «без НДС». Если такая оговорка отсутствует, то НДС, как правило, начисляется сверх цены, указанной в договоре. При этом, если покупатель выражает несогласие с доначислением НДС, арбитражные суды (включая ВАС РФ) встают на сторону продавца (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. № 7090/10 по делу № А05-18763/2009).

В то же время, одностороннее изменение цены договора учреждением (продавцом) представляется неправомерным. Поэтому здесь следует исходить из других условий договора, в частности, обстоятельств и условий, позволяющих изменить цену.

Экономически обоснованным представляется увеличение цены договора (на основании дополнительного соглашения между контрагентами).

При этом следует учитывать, что при сохранении цены работ или услуг на прежнем уровне (без учета НДС) учреждение понесет определенные убытки – суммы НДС по стоимости приобретенных запасов, работ и услуг не могут быть приняты к вычету, следовательно, они увеличат себестоимость работ и услуг и уменьшат балансовую прибыль.

С другой стороны, покупатель работ и услуг не заинтересован оплачивать работы и услуги по прежней цене с учетом НДС, так как право на вычет он теряет, и, следовательно, в данном случае уже у него возникнут дополнительные убытки. При наличии на рынке поставщиков аналогичных работ и услуг, не освобожденных от уплаты НДС, контрагент, скорее всего, предпочтет расторгнуть договор с учреждением, так как расчеты с такими поставщиками экономически будут более предпочтительными.

Таким образом, представляется, что взаимоприемлемое решение между обеими сторонами договора (в каждом конкретном случае) может быть достигнуто посредством дополнительных переговоров, по результатам которых существенные элементы договора могут быть пересмотрены.

– Будет ли нарушением, если не учитывать входной НДС по предпринимательской деятельности и приходовать материалы и услуги с НДС, «входной» НДС при этом не возмещать?

Дмитрий Каримов, консультант по бюджетному учету и налогам:

– Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового Кодекса РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

То есть уменьшение суммы налога – это право учреждения. В то же время, если этого не делать – увеличится сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. То есть учреждение понесет траты, которые нести не должно. А это неэффективное расходование средств организации.

С точки зрения уголовного или административного законодательства, нарушения здесь нет. В данном случае может быть нарушение действующих в учреждении правил внутреннего финансового контроля. Обязанность такого контроля в организации установлена ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.

– Учреждение пользуется освобождением от НДС по ст. 145 НК РФ (счета-фактуры на все виды услуг выставляются с указанием «без НДС»). По мнению ФНС России, высказанному в Письме от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86@, операции по предоставлению арендаторам коммунальных услуг не относятся к операциям по реализации товаров для целей исчисления НДС, так как учреждение не может выступать в роли поставщика данных товаров для арендатора, поскольку само является покупателем (абонентом). Соответственно, объект обложения НДС у бюджетных учреждений – арендодателей отсутствует и счета-фактуры арендаторам на суммы указанных платежей (компенсационных выплат) не выставляются. Учреждение выставляет арендаторам акты выполненных работ на возмещение стоимости коммунальных услуг соответственно занимаемой арендаторами площади. Нужно ли оформлять счета-фактуры при оказании именно этих услуг (возмещение коммунальных расходов)? И нужно ли оформлять счета-фактуры при расчетах по возмещению затрат по налогу на имущество и земельному налогу, оговоренному в договоре аренды?

Владимир Захарьин, эксперт по бюджетному учету, к.э.н.:

– В упомянутом в вопросе письме Минфина России указывается на то, что в данном случае нет объекта реализации и, следовательно, объект налогообложения отсутствует. При этом не имеет значения, является ли арендодатель плательщиком налога или освобожден от обязанностей налогоплательщика (в том числе, по основаниям, установленным статьей 145 НК РФ).

Сдача имущества в аренду, в общем случае, является объектом налогообложения. Следовательно, счет-фактура выставляется, но с учетом требований пункта 5 статьи 168 НК РФ – без выделения налога и с проставлением соответствующего штампа.

Что же касается сумм возмещения затрат по уплате налогов, то, по моему мнению, подобная формулировка представляется юридически не вполне корректной, так как формально предоставляет налогоплательщику право передавать часть обязанности по уплате налога другим лицам. Скорее всего, в договоре указано, что размер арендной платы устанавливается с учетом сумм уплачиваемых арендодателем налогов (в части, относящейся к арендованному имуществу). Если же указано именно на возмещение налогов, то, по моему мнению, объекта налогообложения также не возникает.

Другие комментарии экспертов читайте в рубрике «Экспресс-ответ»
Чтобы задать вопрос эксперту и получить персональный ответ, авторизуйтесь как подписчик или подпишитесь на журнал.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль