Налог на имущество: рекомендации экспертов

9782
Представляем специальную подборку ответов экспертов журнала «Учет в бюджетных учреждениях» на вопросы читателей о налоге на имущество организаций. Уточните свои знания о начислении и уплате налога на имущество и подготовьте отчетность без проблем.

На вопросы читателей о начислении и уплате налога на имущество организаций отвечают эксперты журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

– Надо ли сдавать нулевые налоговые расчеты по авансовому платежу по налогу на имущество организаций? Остаточная стоимость по недвижимому и движимому имуществу на 01.01.2013 составила 0,00 рублей, учреждение не использует спецрежимы.

Надежда Гаврилова, заместитель начальника отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России:

– Налоговые декларации, в том числе расчеты по авансовым платежам, представляются налогоплательщиками всегда, если есть объект налогообложения, в том числе если остаточная стоимость объектов нулевая (статья 373 во взаимосвязи со статьей 386 НК РФ).

– Бюджетное учреждение по предпринимательской деятельности уплачивает ЕНВД. Обязано ли учреждение платить налог на имущество?

Алексей Сорокин, начальник отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России:

– Согласно пункту 4 статьи 346.26 НК РФ уплата организациями единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) предусматривает, в частности, освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.

На основании пункта 7 статьи 346.26 НКРФ налогоплательщики обязаны вести раздельный учет имущества, используемого в предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и имущества, используемого в иных видах предпринимательской деятельности.

Следовательно, если учреждение помимо осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, осуществляет иную платную деятельность, то оно обязано вести раздельный учет имущества. Уплата учреждением налогов в отношении предпринимательской деятельности, не подпадающей под обложение ЕНВД, а также бюджетной деятельности производится в соответствии с установленными по каждому налогу режимами налогообложения.

При этом необходимо учитывать, что если ветеринарные услуги финансируются из бюджета и оказываются заказчикам бесплатно, они под ЕНВД не подпадают, а облагаются по общей или упрощенной системе налогообложения.

– Учреждение, за которым закреплено имущество на праве оперативного управления, приобретает мебель и компьютерную технику. Признается ли указанное имущество объектом обложения налогом на имущество в 2013 году?

Владимир Захарьин, эксперт по бюджетному учету, к.э.н.:

– В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 ноября 2012 года № 202-ФЗ, в  пункт 4 статьи 374 НК РФ, объектом обложения налогом на имущество не является движимое имущество организации. Так как изменения вступили в силу с 1 января 2013 года, то в налоговую базу не включается имущество, принятое на учет организации с 1 января 2013 года.

При этом НК РФ не устанавливает каких-либо особенностей применения новой нормы государственными и муниципальными учреждениями. Это значит, что включению в налоговую базу не подлежит движимое имущество независимо от группы – особо ценное, иное имущество или имущество лизинга.

– В соответствии с письмом Минфина России от 30 марта 2012 г. № 02-06-07/1061 учреждение, которому передан объект недвижимости в оперативное управление, в течение времени оформления его государственной регистрации учитывает этот объект на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Следует ли включать остаточную стоимость этого объекта недвижимости в налогооблагаемую базу при расчете налога на имущество?

Алексей Сорокин, начальник отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России:

– В силу положений статей 373 и 374 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации в отношении движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Следовательно, объект имущества, учитываемый на забалансовом счете учреждения, до постановки его на баланс в составе основных средств не может рассматриваться в качестве объекта обложения указанным налогом.

– Бюджетное учреждение провело капитальный ремонт здания. Нужно ли производить переоценку основных средств (здания)? Какими нормативными документами руководствоваться при переоценке имущества?

Владимир Захарьин, эксперт по бюджетному учету, к.э.н.:

– Возможно, в вопросе имеется в виду не переоценка, а изменение первоначальной стоимости объекта основных средств в связи с проведенными мероприятиями по их восстановлению.

В соответствии с пунктом 28 Инструкции № 157н учреждения проводят переоценку стоимости объектов имущества и капитальных вложений в нефинансовые активы, за исключением активов в драгоценных металлах и драгоценных камнях, а также имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. В соответствии с законодательством Российской Федерации сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, завершение капитального ремонта не является достаточным основанием для проведения переоценки.

– Субсидии бюджетному учреждению разделяются на возмещение нормативных затрат на оказание единицы услуги и нормативных затрат на содержание имущества. Затраты на содержание имущества рассчитываются согласно приказу мэрии города и включают:
– затраты на потребление электроэнергии в размере 10% от общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;
– затраты на потребление тепловой энергии в размере 50% общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;
– затраты на уплату налогов.
Как распределять затраты по счетам учета расходов?

Владимир Захарьин, эксперт по бюджетному учету, к.э.н.:

– По-видимому, соответствующий нормативный акт органа местного самоуправления разрабатывался на основании постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 года № 671.

В соответствии с пунктом 12.1. Порядка, утвержденного данным постановлением, при определении размера субсидии используются нормативные затраты на выполнение работ в рамках государственного задания.

В соответствии с пунктом 13 Порядка нормативные затраты на содержание имущества федерального бюджетного учреждения рассчитываются с учетом затрат:

а) на потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей;
б) на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей;
в) на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральным бюджетным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки.

Пунктом 16 Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденных Приказом Минфина России № 137н и Минэкономразвития России № 527 от 29 октября 2010 г. и разработанных в развитие упомянутого постановления № 671, при определении нормативных затрат на оказание государственной услуги учитываются:

  • нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;
  • нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества).

Пунктами 17, 18, 22 и 24 Методических рекомендаций дополнительно установлено, что в составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие группы затрат:

  • нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги;
  • нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги;
  • иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги.

Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.

К нормативным затратам на общехозяйственные нужды относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги, и к нормативным затратам на содержание имущества. Распределение нормативных затрат на общехозяйственные нужды по отдельным услугам рекомендуется осуществлять в соответствии с методами, указанными в главе II настоящих Методических рекомендаций.

В составе затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие группы затрат:

  • нормативные затраты на коммунальные услуги (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества);
  • нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества;
  • нормативные затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества;

Нормативные затраты на содержание недвижимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат:

  • нормативные затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;
  • нормативные затраты на аренду недвижимого имущества;
  • нормативные затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами;
  • прочие нормативные затраты на содержание недвижимого имущества.

Нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат:

  • нормативные затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов особо ценного движимого имущества;
  • нормативные затраты на материальные запасы, потребляемые в рамках содержания особо ценного движимого имущества, не отнесенные к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги;
  • нормативные затраты на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • прочие нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества.

Таким образом, термин «содержание имущества» в смысле, применяемом при формировании размера субсидии на выполнение муниципального задания, не аналогичен тому же понятию, используемому в Указаниях по применению бюджетной классификации (Приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н) и в Инструкции № 174н.

Что касается отнесения затрат на счета учета расходов (010900000 и 040120000), то действующими в настоящее время нормативными актами (Инструкциями № 157н и № 174н) не запрещается все затраты относить в состав текущих (то есть списывать на счет 040120000) или формировать себестоимость муниципальных услуг (на счете 010900000). При этом, по моему мнению, на счет 010900000 в последнем случае подлежат отнесению и нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и нормативные затраты на общехозяйственные нужды. Разница состоит в том, что первая группа затрат списывается в полном объеме, а вторая – подлежит распределению в соответствии с порядком, установленным соответствующим законодательным или нормативным актом.

Другие комментарии экспертов читайте в рубрике «Экспресс-ответ»
Чтобы задать вопрос эксперту и получить персональный ответ, авторизуйтесь как подписчик или подпишитесь на журнал.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×