Закон № 140-ФЗ: изменения в Законе о контрактной системе

26224
Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 140-ФЗ опубликован и вступил в силу в день своего принятия. Он вносит существенные изменения в Закон о контрактной системе, направленные на определенное упрощение ранее установленного режима закупок. Поэтому поправки выгодны для учреждений.

Закон № 140-ФЗ: вступление изменений в силу

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 140-ФЗ (далее – Закон № 140-ФЗ) опубликован и вступил в силу в день своего принятия. Он вносит существенные поправки в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (Закон о контрактной системе). Так, в Закон о контрактной системе введено понятие совокупного годового объема закупок, которое используется для расчета объемов закупок до 100 тыс. руб. у единственного поставщика. Понятие правомочности участника закупки заключать контракт из закона, напротив, исключено. Упрощен порядок проведения электронного аукциона. Возможности закупок у единственного поставщика существенно расширены, процедуры таких закупок упрощены. Смягчены требования к отдельным видам закупок. Уточнен состав заявок на участие в открытом конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок. Изменения упрощают ранее установленный режим закупок, поэтому они выгодны для учреждений. При этом ответственность контрактного управляющего теперь распространяется на более широкий круг обязанностей. Комментарии изменений в Законе № 44-ФЗ дает эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Часть нововведений распространяется на закупочную деятельность, которую заказчики вели раньше – с 1 января 2014 года. Таким образом, отдельные нормы Закона о контрактной системе, которые в силу практических трудностей выполнялись далеко не всеми заказчиками, были признаны утратившими силу с самого начала их действия. Безусловно, следует ожидать, что все заказчики будут рады внесенным изменениям.

Кстати, по поводу сроков – введение в действие правил нормирования в сфере закупок (ст. 19 Закона о контрактной системе) перенесено с 1 июля 2014 года на 1 января 2015 года. Ниже представлен обзор иных новшеств в Законе о контрактной системе.

Совокупный годовой объем закупок

Одно из главных и революционных изменений – введение в Закон о контрактной системе (п. 16 ст. 3) определения «совокупный годовой объем закупок». Под ним понимается утвержденный на соответствующий год общий объем финансового обеспечения для проведения заказчиком закупок по Закону о контрактной системе. В том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного года, но подлежащих оплате в этом году.

Это понятие используется в Законе о контрактной системе в отношении ограничений на мелкие закупки (до 100 тыс. руб.) у единственного поставщика и на закупки путем проведения запроса котировок, а также для определения необходимости создания контрактной службы и для преференций малому бизнесу и социально ориентированным некоммерческим организациям (НКО).

Таким образом, с учетом внесенных изменений закупки по контрактам до 100 тыс. руб. будут составлять, по общему правилу, не более 5 процентов всех средств заказчика, которые выделены на оплату закупок товаров, работ, услуг в текущем году. В эту цифру входит оплата долгосрочных контрактов и контрактов, заключенных в конце предыдущего года. При этом цены контрактов, в том числе указанные в плане-графике начальные (максимальные) цены контрактов, не имеют значения для определения годового лимита закупок до 100 тыс. руб.

В отношении запроса котировок действует аналогичное правило определения 10-процентного лимита. Это новшество введено в действие с 1 января 2014 года.

Вместе с тем, в Законе о контрактной системе остался нерешенным вопрос, какие именно суммы следует засчитывать в «годовой объем закупок, осуществленных путем проведения запроса котировок». В силу сохраняющейся неопределенности возможны следующие альтернативные определения этого понятия:

  1. сумма цен контрактов, заключенных в текущем году по результатам запросов котировок (вне зависимости от даты оплаты контракта);
  2. объем финансовых средств, выделенных заказчиком на оплату в текущем году контрактов, заключенных по результатам запросов котировок (вне зависимости от даты заключения контракта).

На практике представляется более правильным применять второй критерий для определения использования 10-процентного предела, выделенного на запрос котировок. Ведь этот вариант повторяет логику выделения общего понятия «совокупный годовой объем закупок».

Правомочность участника закупки

Следующее важное изменение Закона о контрактной системе снимает массу возникавших на практике вопросов и споров, как следует понимать и применять «правомочность участника закупки заключать контракт» (п. 2 ч. 1 ст. 31). Это требование к участникам закупок полностью исключено из закона с 4 июня 2014 года. Теперь заказчикам и поставщикам не придется ломать голову, какими документами следует правильно подтвердить правомочность участника закупки.

Электронный аукцион

В новой редакции Закона о контрактной системе урегулирована ситуация, вызывавшая большие споры на практике. Речь о том, каким образом следует заключать контракт с единственным участником электронного аукциона, в случае если такой аукцион признается несостоявшимся в ходе подведения его итогов (в ходе рассмотрения вторых частей заявок). Согласно части 3.1 статьи 71 и пункту 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, контракт в этом случае заключается с участником такого аукциона, только одна вторая часть заявки которого была признана соответствующей установленным документацией об электронном аукционе требованиям. Заключение контракта производится по предварительному согласованию с соответствующим контрольным органом.

В Законе о контрактной системе по-прежнему прямо не указан порядок действий заказчика, в случае если в ходе электронного аукциона только один участник такого аукциона подал предложение о снижении цены контракта. Вместе с тем, представляется, что это полностью укладывается в вышеуказанные положения Закона о контрактной системе (ч. 3.1 ст. 71 и п. 25 ч. 1 ст. 93). Ведь после такого электронного аукциона сведения о единственном участнике, снизившем цену, и вторая часть его заявки будут переданы заказчику для подведения итогов аукциона. Далее, согласно части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе, комиссия примет решение о соответствии требованиям документации только одной второй части заявки на участие в аукционе. В силу этого такой аукцион будет признан несостоявшимся. Затем по согласованию с контрольным органом производится заключение контракта с единственным участником, снизившим цену в ходе аукциона.

Закупки у единственного поставщика

Изменения исключают определенные случаи закупок из сферы действия Закона о контрактной системе и расширяют возможности закупок у единственного поставщика.

Мелкие закупки (закупки до 100 тыс. руб.)

В течение года закупки до 100 тыс. руб. могут проводиться заказчиками не более чем на 5 процентов совокупного годового объема закупок и при этом не более чем на 50 млн руб. Или на сумму не более чем 2 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). Последнее ограничение – нововведение, которое позволяет заказчикам с совокупным годовым объемом закупок менее 40 млн руб. вместо 5-процентного лимита руководствоваться в мелких закупках льготным пределом в 2 млн руб. Поясним, почему.

Если годовой совокупный объем закупок заказчика составляет, например, 30 млн руб., то сумма лимита в 5 процентов составит 1,5 млн руб. (30 000 000 руб. х 5%). Следовательно, ему выгоднее применить вместо 5-процентоного ограничения лимит в 2 млн руб. А вот при годовом объеме закупок, скажем, в 50 млн руб. 5-процентный лимит будет выше 2 млн руб. – он составит 2,5 млн руб. (50 000 000 руб. х 5%), поэтому выгоднее применить именно его. Однако при объеме, равном 40 млн руб., разницы нет, поскольку 5 процентов от этой суммы как раз составляет 2 млн руб. (40 000 000 руб. х 5%).

Случаи закупок у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика дополнительно возможна, в том числе, в следующих случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе:

  • закупка услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд. При этом для совершения закупки не требуется решение Правительства РФ или иного органа власти (п. 32 ч. 1 ст. 93);
  • заключение бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии (п. 36 ч. 1 ст. 93).

Обоснование способа определения поставщика

Составлять отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика с 4 июня 2014 года нет необходимости. Также не нужен отчет об обосновании цены контракта и иных существенных условий контракта. Речь идет о случаях осуществления закупок у единственного поставщика на основании части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а именно по пунктам 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19–21, 24–26, 28, 29, 33, 36. Кроме этого, в перечисленных случаях контракт может не содержать расчет и обоснование цены контракта (ч. 3, 4 ст. 93 Закона о контрактной системе). В остальных случаях закупки у единственного поставщика такие документы и сведения необходимы.

Например, по закупкам до 100 тыс. руб. заказчики вновь вправе заключать контракты, как в 2013 году, без составления дополнительных документов, в том числе без изучения рынка и обоснования цены. Об общих правилах совершения мелких закупок читайте в статье «Закупки до 100 тыс. руб. по Закону о контрактной системе».

Конкурентная процедура закупки, если участник только один

Изменен порядок заключения контракта с единственным участником конкурентной процедуры закупки (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). Обращение в контрольный орган за согласованием заключения контракта с таким участником для заказчика обязательно. Оно направляется не позднее чем в течение 10 дней с момента размещения в ЕИС протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (со дня подписания соответствующих протоколов в случае проведения закрытого конкурса, аукциона). Срок согласования закупки контрольным органом не превышает 10 рабочих дней с момента поступления обращения. После этого контракт с единственным поставщиком заключается в срок не более 20 дней с момента получения заказчиком согласования.

Если запрос котировок признан несостоявшимся

Согласно новой редакции пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в случае признания запроса котировок несостоявшимся контракт с единственным поставщиком заключается без обращения за согласованием в контрольный орган. Такое возможно, если подана только одна заявка, соответствующая требованиям закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.

Заключение отдельных видов контрактов по Закону № 140-ФЗ

Изменения смягчают целый ряд требований к содержанию, порядку заключения и исполнения отдельных видов контрактов.

Возможность заключения контрактов в любой форме

Контракты, заключаемые на основании подпунктов 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 26, 28 и 29 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, с 4 июня 2014 года могут быть заключены в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ. В том числе они могут не включать в себя положения, предусмотренные частями 4–9, 11–13 статьи 34 Закона о контрактной системе (ч. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Эта поправка легализует оформление закупки счетом и накладной, а также закупку «по чеку» путем выдачи работнику средств под отчет. Кроме этого, такое изменение упрощает работу заказчиков с организациями-монополистами и другими поставщиками, которые используют свои стандартные формы договоров и не идут на их изменение.

Отчет об исполнении контракта

Необходимость составления и размещения заказчиками в ЕИС отчета об исполнении контракта (этапа контракта), заключенного на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе), с 4 июня 2014 года отменена. Освобождение заказчиков от предоставления отчетов по мелким закупкам логично, поскольку в Законе о контрактной системе отсутствует обязанность размещения сведений о таких закупках в реестре контрактов на официальном сайте.

Привлечение экспертов

Сокращено количество случаев, когда обязательно привлекать внешних экспертов и организаций к экспертизе поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе). Для проверки результатов работы исполнителя по контракту заказчику вместо привлечения независимых экспертов, экспертных организаций достаточно провести экспертизу своими силами, в том числе в следующих случаях:

  1. При закупках на основании пунктов 1–9, 14, 15, 17–23, а также пункта 24 (только при проведении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктов 25, 26, 28–30, 32, 33, 36 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Таким образом, внешняя экспертиза не требуется в самых распространенных случаях закупок у единственного поставщика, в том числе когда контракт заключен с единственным участником закупки по согласованию с контрольным органом.
  2. При закупках услуг независимых экспертов, экспертных организаций.
  3. При закупках таких работ как изготовление проектной документации объекта капитального строительства и (или) проведение инженерных изысканий. Результаты этих работ проходят обязательную по законодательству РФ государственную или негосударственную экспертизу.

Это изменение распространяет свое действие на закупки с 1 января 2014 года. Это значит, что все заказчики, которые раньше в этих случаях в силу различных причин не выполняли требование закона о проведении обязательной независимой экспертизы, были оправданы и освобождены от возможных претензий контрольных органов.

В переходных положениях Закона о контрактной системе (ч. 29 ст. 112) установили, что к закупкам, извещения о которых были размещены на официальном сайте до 1 января 2014 года, не применяются установленные законом требования:

  • о проведении экспертизы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 94;
  • о подготовке отчета, предусмотренные частью 9 статьи 94.

Контракты на проведение ремонта

Новой редакцией статьи 22 Закона о контрактной системе, а именно частью 9.1, заказчикам разрешено обосновывать цену контракта на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений проектно-сметным методом. Если заказчик не хочет воспользоваться этим правом, он рассчитывает и обосновывает цену текущего ремонта по общим правилам – методом анализа рынка или другими применимыми методами.

Закупки для избирательных комиссий

Закон о контрактной системе более не применяется к закупке товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством РФ о выборах и референдумах (п. 6 ч. 2 ст. 1 Закона о контрактной системе).

Закупки у малых предприятий и НКО по Закону № 140-ФЗ

Скорректирован порядок предоставления преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным НКО (ст. 30 Закона о контрактной системе). Причем эти изменения распространяют свое действие на закупки с 1 января 2014 года. Заказчики не обязаны исчислять 15 процентов закупок, которые нужно совершить у указанных субъектов и организаций, от закупок:

  • закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • у единственного поставщика в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (т. е. не только от закупок у естественных монополий, но и во всех остальных случаях закупок у единственного поставщика).

В частности, если заказчик проводит все закупки у единственного поставщика без конкурентных процедур, то он не обязан предоставлять преимущества малым предприятиям и социально ориентированным НКО в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.

В совокупный годовой объем закупок заказчика, от которого считается 15 процентов закупок у малых предприятий и социально ориентированных НКО, не включаются закупки, извещения о которых размещены на официальном сайте до 1 января 2014года (ч. 30 ст. 112 Закона контрактной системе).

Если закупки путем конкурентной процедуры проводились заказчиком только среди малых предприятий и социально ориентированных НКО, в контракт включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком соответствующего документа о приемке. Если закупка у малого бизнеса и социально ориентированных НКО не состоялась, заказчик вправе провести эту закупку на общих основаниях. Однако стоимость таких закупок не засчитывается в 15-процентный порог закупок у таких субъектов. Этим Закон о контрактной системе отличается от ранее действовавшего Закона о размещении заказов, согласно которому в объем закупок, осуществленных у малого бизнеса, включались в том числе несостоявшиеся процедуры.

Форма, порядок подготовки и размещения в ЕИС ежегодного отчета заказчика о предоставлении преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным НКО определяются Правительством РФ.

Ответственность контрактного управляющего по Закону № 140-ФЗ

Дополнена сфера ответственности контрактной службы и контрактного управляющего. Соответствующие работники теперь занимаются не только претензионной, но и исковой работой в сфере закупок (п. 5 ч. 4 ст. 38 Закона о контрактной системе). В связи с этим в очередной раз становится актуальным вопрос комплектования закупочных подразделений заказчиков грамотными специалистами, в том числе с юридическим образованием.

Антидемпинговые меры

В статью про антидемпинговые меры (ч. 12 ст. 37 Закона о контрактной системе) внесено дополнение, восстанавливающее справедливость в отношении определенной группы товаров – лекарственных препаратов, цены на которые подлежат госрегулированию. Речь о лекарственных препаратах, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших. Демпингом с 4 июня 2014 года не считается даже самое сильное снижение участником закупки начальной (максимальной) цены таких лекарственных препаратов, если предлагаемая им цена снижена не более чем на 25 процентов относительно зарегистрированной цены указанных препаратов. То есть, для признания участника демпингующим в отношении цены таких лекарственных препаратов необходимо соблюдение в совокупности двух условий:

  • снижение участником установленной заказчиком начальной цены контракта на 25 процентов и более;
  • снижение предельной отпускной цены, зарегистрированной производителем на данные препараты, на 25 процентов и более.

Закон № 140-ФЗ: заявки на участие в конкурсах, аукционах и запросе котировок

В текст всего Закона о контрактной системе внесены уточнения относительно состава заявок на участие в открытом конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок.

ИНН

Идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки, указывается участником в заявке только при наличии у указанных лиц такого номера.

Статус участника

Если в открытом конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок участвует субъект малого предпринимательства или социально ориентированная НКО (в случае проведения заказчиком закупки только среди таких субъектов), статус участника теперь не нужно подтверждать какими-либо документами в составе заявки. Однако нужна декларация участника о его принадлежности к таким организациям. Таким образом, нормы Закона о контрактной системе о составе заявок на участие в открытом конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок приведены в соответствие с частью 3 статьи 31 закона.

При этом дополнительно следует отметить случай предоставления преимуществ организациям инвалидов. Они, согласно Закону о контрактной системе, предоставляют в составе заявки документы, подтверждающие их право на получение преимуществ. Но в действительности им достаточно только в произвольной форме заявить свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе. Это закреплено пунктом 3 Правил предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 341.

Ограничение требований к участникам

Ограничено право заказчика требовать в составе второй части заявки от участников электронных аукционов копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ. Теперь не допускается требовать представления указанных документов, если по законодательству они передаются вместе с товаром (п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе). Таким образом, сертификаты соответствия и декларации качества товара вновь не могут быть затребованы в составе заявки на участие в электронном аукционе – заказчик получает их только в ходе исполнения контракта вместе с партией товара. Однако требовать в составе заявок регистрационные удостоверения на лекарственные препараты и на медоборудование по-прежнему правомерно. Ведь они выдаются на все товары определенного наименования, а не на конкретную партию продукции. Следует отметить, что при проведении конкурса аналогичное ограничение применялось с самого начала действия Закона о контрактной системе.

Содержание заявки на участие в запросе котировок

В составе заявок представляются документы, подтверждающие соответствие участников запроса котировок пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в случае установления заказчиком соответствующего требования). Например, копии лицензий на работы, предусмотренные контрактом (п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе). Кроме того, заявка включает (ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе):

  • наименование, место нахождения (для юридического лица);
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица);
  • банковские реквизиты участника закупки;
  • наименование и характеристики поставляемого товара (в случае закупки товара).

Конкурс с ограниченным участием

Статья 56 Закона о контрактной системе дополнена частью 2.1, которая регулирует проведение конкурса с ограниченным участием. Так, в предусмотренных законом случаях проведение конкурса с ограниченным участием признается правом, а не обязанностью заказчика. Однако в любом случае не допускается проведение открытого конкурса вместо конкурса с ограниченным участием, а при проведении иных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не допускается установление дополнительных требований к участникам, если возможность установления таких требований предусмотрена только при проведении конкурса с ограниченным участием.

Банковские гарантии. Жалобы

Реестр банковских гарантий

Установлено, что в реестр банковских гарантий вместо копии договора банковской гарантии подлежит включению копия самой гарантии (п. 5 ч. 9 ст. 45 Закона о контрактной системе).

Обеспечение исполнения контракта

Согласно внесенным изменениям, предусмотренное законом обеспечение исполнения контракта не требуется также в случаях (ч. 8 ст. 96 Закона о контрактной системе):

  • закупки услуги по предоставлению кредита;
  • заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого будет выдача банковской гарантии.

Жалоба в контрольный орган

Теперь при рассмотрении жалобы контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу только в части заключения контракта (ч. 7 ст. 106 Закона контрактной системе). Ранее контрольный орган был вправе приостановить до рассмотрения жалобы по существу и заключение контракта, и определение поставщика.

Важно запомнить

В статье рассмотрены только наиболее значимые изменения, внесенные в Закон о контрактной системе Законом № 140-ФЗ. Представляется, что можно поздравить заказчиков с большей частью этих поправок. Ведь они направлены на явное смягчение порядка подготовки, заключения и исполнения контрактов. В особенности в случаях проведения закупок у единственного поставщика.

Также смотрите:
– Закупки 2014: специальная подборка материалов
(доступ для зарегистрированных читателей)
– Закупки до 100 тыс. руб. по Закону о контрактной системе
– Закупки по Закону № 223-ФЗ
– Типовое положение о закупке: практическое применение
– Размещение планов-графиков 2014

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×