Приказ № 89н и методология бухгалтерского учета

27896
Стенечкина Анна Константиновна
эксперт по бюджетному учету
Изменения в Инструкции № 157н стали причиной серьезных корректировок и учетной политики учреждений, и принципов организации учета. Проверьте, какие действия нужно предпринять во избежание ошибок в учете и формировании отчетности.

Новая методология бухгалтерского учета

Изменения в Инструкции № 157н, внесенные приказом Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н (далее – Приказ № 89н), потребовали от учреждений пересмотра методологии бухгалтерского учета не только в 2015 году, но уже до наступления нового года. Уточнено понятие события после отчетной даты в зависимости от существенности фактов хозяйственной жизни. Учреждения могут самостоятельно разрабатывать регистры бухгалтерского учета и утверждать их в своей учетной политике. Кроме того, в связи с новациями в гражданском законодательстве в некоторых случаях может потребоваться внесение изменений в контракты, уже заключенные учреждениями. Необходимые действия субъектов бухгалтерского учета в контексте нововведений прокомментировала Светлана Сивец, заместитель директора департамента бюджетной политики и методологии Минфина России. Выступление чиновника анализирует эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Рекомендации учреждениям в связи с изменениями в законодательстве читайте в январском номере журнала «Учет в бюджетных учреждениях» – не забудьте оформить подписку!

Изменения в учете до 31 декабря 2014 года

Согласно пункту 2 Приказа № 89н внесенные им в Инструкцию № 157н изменения необходимо было применить:

  • на последний день отчетного периода 2014 года при формировании показателей объектов учета, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения;
  • по мере организационно-технической готовности учреждений к применению учетной политики в рамках положений Приказа № 89н в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений.

В отношении позиций, которые требуют изменений учетных процедур, отлагательная норма об организационно-технической готовности действовала лишь до 31 декабря 2014 года. В противном случае учреждение не смогло бы сформировать бухгалтерскую отчетность за 2014 год с учетом всех изменений, внесенных Приказом № 89н.

Для корректировки принципов бухгалтерского учета учреждениям было рекомендовано активно пользоваться специальным методическим кабинетом на официальном сайте Минфина России. Нормативно-правовые акты в методическом кабинете представлены не только в виде графических официальных копий, но и в других форматах, удобных для изучения изменений и скачивания.

Подробный анализ новаций в правовых документах и нормах бухучета читайте в материалах «Изменения в законодательстве 2015» и «Изменения в Инструкции № 157н».

Помимо Инструкции № 157н будут изменены и другие инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности. Пока их новые редакции находятся в стадии утверждения. Проекты изменений в инструкции № 191н (бюджетная отчетность), № 162н (казенные учреждения), № 183н (автономные учреждения), № 174н (бюджетные учреждения) представлены в разделе «Обсуждение вопросов методологии» на сайте Минфина России в виде рабочих материалов. Для удобства и наглядной демонстрации изменений эти документы размещены в формате режима правки, а не в виде приказа. При этом следует учитывать особенности публикации информации – так, отсутствие графической копии документа означает его ненормативный характер.

Внесение изменений в контракты

Скорейшей корректировки могут потребовать не только учетные процедуры, но и уже заключенные учреждением контракты. Так, глава 4 Гражданского кодекса РФ с 1 сентября 2014 года действует в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ. Из гражданского законодательства удалены упоминания о таких организационно-правовых формах как открытые и закрытые акционерные общества. При первом же внесении изменений в уставы юридические лица – контрагенты учреждений – будут приводить обозначения своих организационно-правовых форм в соответствие с новыми нормами. В связи с этим по заключенным в 2014 году договорам (государственным контрактам) с такими контрагентами могут прийти, например, акты выполненных работ с наименованием организационно-правовой формы, не соответствующим ранее представленным документам. Поскольку санкционирование обязательств по контрактам привязано непосредственно к первичным документам, это может стать проблемой для учреждений.

До выработки универсального решения Минфин России предлагает учреждениям требовать от бывших ОАО и ЗАО приложения к представляемым первичным документам информации об изменениях в ЕГРЮЛ. Такие сведения подтвердят, что смена наименования организационно-правовой формы контрагента связана с изменениями в гражданском законодательстве. В этом случае «первичку» возможно будет принять для санкционирования и исполнения обязательств. Учреждениям начиная с конца 2014 года очень важно анализировать заключенные контракты (договора) и выявлять те из них, которые нуждаются в уточнении.

Следует также принять во внимание, что новая редакция гражданского законодательства РФ еще не учтена методологами бюджетной классификации. Из-за этого возможны проблемы с наименованиями целевых статей расходов. Например, наименование «Взнос в уставный капитал акционерного общества...» уже устарело.

События после отчетной даты

События после отчетной даты – объективный факт хозяйственной жизни. Например, еще до внесения изменений в Инструкцию № 157н территориальным органам Казначейства России приходилось в первый рабочий день нового календарного года учитывать завершение прошедшего года, распределение остатков средств и других отдельных позиций. Такие события происходили и в 2015 году, но отражать их необходимо было декабрем 2014 года. Ранее это следовало из положений Бюджетного кодекса РФ, однако сама учетная процедура прописана не была. Ситуация исправлена благодаря новациям, внесенным Приказом № 89н. В частности, в Инструкцию № 157н введено положение о том, что все операции, в том числе и совершаемые после отчетной даты, отражаются в учете и отчетности в зависимости от их существенности.

Например, денежные средства, перечисленные в последние дни уходящего года, возвращаются обратно в первый рабочий день нового года. Причиной может стать, в частности, необходимость уточнения какого-либо реквизита. Если это существенный факт хозяйственной жизни, предопределяющий другие позиции, то его можно рассматривать как событие после отчетной даты. Это особенно важно, когда речь идет не о копеечных суммах и не об одном событии, а о целом потоке, что особенно характерно для конца календарного года. Также в качестве примеров событий после отчетной даты можно рассматривать учитываемые субъектами РФ и территориальными органами Казначейства России трансферты, не прошедшие из-за невыясненных платежей, или закрытие лицевых счетов учреждений, реорганизованных с 1 января 2015 года.

Ранее каждую такую ситуацию приходилось корректировать в учете отдельно после выхода разъясняющих писем Минфина России. По мере изменения методологии учета достаточно руководствоваться положениями Инструкции № 157н и отражать в бухгалтерском отчете и отчетности события после отчетной даты, случившиеся в первый рабочий день января 2015 года, другой датой – 31 декабря 2014 года. При этом решение об отражении события после отчетной даты принимает не бухгалтер по своему усмотрению. Возможность такого события фиксируется в учетной политике учреждения, а его возникновение в каждом случае подтверждается решением руководителя учреждения.

Отражение фактов хозяйственной жизни

Для учреждений наиболее актуален пример, когда оплата по контракту совершается в 2014 году, а акты подписываются первыми числами января 2015 года. Такая ситуация вполне обыденна, поскольку в общей практике гражданско-правовых отношений первичные учетные документы формируются не позднее 10 дней с момента завершения исполнения контракта (договора). При этом отлагательные сроки установлены и для формирования счетов-фактур. Таким образом, январские документы 2015 года с большой долей вероятности могут относиться к объемам работ по контракту, выполненным по 31 декабря 2014 включительно. Подобные факты хозяйственной жизни нужно отражать в учете как события после отчетной даты.

В качестве события после отчетной даты необходимо рассматривать и получение в январе 2015 года свидетельства о государственной регистрации недвижимости, построенной в 2014 году. Такой факт хозяйственной жизни имеет существенное значение, поскольку определяет объем финансового обеспечения учреждения на весь 2015 год, и его также нужно зафиксировать 31 декабря 2014 года.

Пока бухгалтерам достаточно отразить в учете лишь переходящие события между двумя отчетными годами. Однако в будущем Минфин России планирует уточнить определение события после отчетной даты, чтобы обеспечить с 2015 года ежеквартальный мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности, а также хода исполнения контрактов и принятия обязательств. Во всех приказах Минфина России, регулирующих учет и отчетность, будет предусмотрен особый порядок формирования:

  • отчета о принятых обязательствах;
  • отчета о дебиторской и кредиторской задолженности;
  • учетной информации, которая раскрывает указанные позиции, например, о выданных (полученных) авансах, проведенных (заявленных) контрактациях.

При этом планируется пересмотреть не только понятие события после отчетной даты, но и формы отчетности, например, форму Отчета о принятых обязательствах. Также будет введено дополнение к Пояснительной записке, которое будет раскрывать сведения о принятых обязательствах.

Проверка первичных документов

Документы принимаются к бухгалтерскому учету по результату совершенного факта хозяйственной жизни учреждения. Это особенно важно при организации внутреннего контроля операций учреждения. При этом лица, на которых возложено ведение бухгалтерского учета или с которыми заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (например, централизованные бухгалтерии), не отвечают за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Это подтверждает и Инструкция № 157н в редакции Приказа № 89н.

Таким образом, не только бухгалтеры учреждений, но и сотрудники территориальных органов Казначейства России, получая первичную документацию, будут рассматривать ее как уже прошедшую внутренний контроль сотрудников учреждения. Соответственно, такие документы будут принимать к бухгалтерскому учету либо к исполнению обязательств по контрактам исходя из предположения надлежащего оформления факта хозяйственной жизни. Контроль первичной документации превращается в формализованную проверку наличия всех необходимых реквизитов и подписей. Иными словами, и бухгалтер, и сотрудник Казначейства России на законных основаниях могут предполагать, что если первичный учетный документ свидетельствует о выполнении определенной работы, то она действительно выполнена. В ходе последующих внешних проверок может быть установлено, например, что реальный объем работ меньше, чем указано в принятом к учету акте. В этом случае, даже при наличии установленного нарушения, ответственность будет возложена на того работника, который ввел в заблуждение бухгалтера учреждения и, соответственно, сотрудника Казначейства России.

Самостоятельная разработка регистров бухгалтерского учета

Согласно новым нормам Инструкции № 157н учреждение может самостоятельно разрабатывать регистры бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы. Такие регистры субъект учета утверждает в рамках своей учетной политики. При этом формирование регистров на бумажных носителях возможно только в том случае, если нет технической возможности обеспечить их хранение в электронном виде. То есть ранее действовавший приоритет хранения на бумаге заменен приоритетом хранения в электронном виде.

Составить учетную политику на 2015 год поможет обновленный сервис «Учетная политика». Рекомендации и программа-составитель учетной политики доступны подписчикам журнала «Учет в бюджетных учреждениях». Подпишитесь вовремя!

В трудовые обязанности бухгалтера входит ответственность за хранение документов до момента их передачи в архив. Такое положение зафиксировано, в том числе, в профессиональном стандарте бухгалтера. При этом основанием для снятия с бухгалтера ответственности за хранение документов послужит не только передача документов на бумажных носителях в архив. Если сформированный электронный архив регистров бухгалтерского учета передан администратору сети, бухгалтер также перестает нести ответственность за его хранение.

Также смотрите:
– Изменения в Инструкции № 157н
– Изменения в законодательстве 2015
– Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении
– Положение о бухгалтерии бюджетного учреждения
– План-график закупок в 2015 году
– Отчетность по контракту
– Первичные документы бюджетных учреждений 2014

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.

Топ 10 вопросов по КВР и КОСГУ

Скачайте свежий номер журнала с ответами на вопросы, которые чаще всего задают коллеги. Это бесплатно.

Скачать бесплатно

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×