Оплата труда бюджетников в 2015 году

80657
Положение об оплате труда работников бюджетных учреждений на 2015 год нужно составлять с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год. О новых принципах оплаты труда бюджетников в 2015 году рассказывают эксперты журнала «Учет в учреждении».

Положение об оплате труда работников бюджетных учреждений на 2015 год нужно составлять с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год. О новых принципах оплаты труда бюджетников в 2015 году рассказывают эксперты журнала «Учет в учреждении». В этом материале:

Все о новациях в законодательстве – в статьях и сервисах журнала «Учет в учреждении». Не забудьте оформить подписку!

Системы оплаты труда в бюджетных учреждениях 2015

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений протоколом от 24 декабря 2014 года № 11 утвердила Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год. Они определяют принципы формирования систем оплаты труда в бюджетных учреждениях в 2015 году. Новая система оплаты труда бюджетников 2015 в обязательном порядке включает критерии эффективности. Заработная плата каждого работника зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Формально Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда на 2015 год – не нормативный акт. Однако целесообразно руководствоваться Едиными рекомендациями при разработке и утверждении положения об оплате труда. В частности, это позволит избежать проблем при планировании потребности в бюджетных средствах на оплату труда, обосновать правомерность принятия к учету отдельных видов расходов. Таким образом, при проверке к учреждению не будет претензий по поводу неэффективного или нецелевого расхода средств.

Базовый оклад бюджетников 2015

В подпункте «д» пункта 4 раздела II Единых рекомендаций уточнено, что при установлении размеров оплаты труда учитываются результаты деятельности не только работника, но и учреждения. Если этот критерий эффективности ранее не упоминался в положении об оплате труда, коллективном и трудовых договорах, то может потребоваться внести изменения в эти документы.

Существенно переработан текст подпункта «д» пункта 7 раздела IV Единых рекомендаций. При совершенствовании порядка установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы средства в структуре заработной платы будут перераспределяться на увеличение доли условно-постоянной, а не тарифной (постоянной) части заработка сотрудников, как это было ранее. Целью перераспределения теперь будет кадровое обеспечение, а не повышение мотивации работников. И мнение профсоюзной организации в данном случае может не учитываться.

Из подпункта «е» этого же пункта исключен текст, обязывающий назначать повышенную оплату труда работникам, занятым на тяжелых работах и работах с иными особыми условиями труда. Повышенная оплата полагается только лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В пункте 8 Единых рекомендаций уточнено, что право на изменение оплаты труда работника возникает не только при присвоении, но и при установлении квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией.

Ваших коллег сейчас больше всего интересует:
• Как облегчить себе работу над 6-НДФЛ
• Справка для центра занятости: считаем средний заработок
• Исправляем ошибки в расчете пособий по больничным

Советуем оформить подписку на журнал "Зарплата в учреждении" до конца месяца на выгодных условиях.

Стимулирующие выплаты госслужащим в 2015 году

Заработная плата конкретного работника устанавливается в соответствии с действующими у  работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса РФ). В статье 144 Трудового кодекса РФ сказано, что системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений регламентируются следующими документами:

  • коллективными договорами и соглашениями;
  • локальными нормативными актами (например, Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583);
  • нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Выплатами стимулирующего характера признаются те, которые направлены на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу. Минздравсоцразвития России приказом от 29 декабря 2007 г. № 818 утвердило Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных учреждениях. В него включены:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • премиальные по итогам работы (за квартал, полугодие, 9 месяцев, год).

Конкретные виды стимулирующих выплат, их размеры (в пределах фонда оплаты труда) и условия назначения устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (положениями об оплате труда, приказами, распоряжениями и т. п.).

Согласно Рекомендациям № 167н нужно конкретизировать условия начисления работнику различных выплат компенсационного и стимулирующего характера: четко прописать название каждой выплаты, ее размер, условия получения, периодичность, а также точные измерители, в связи с которыми она назначается. Например, это может быть достижение определенных показателей деятельности или набор необходимого количества баллов по результатам работы в определенном периоде. Последнее особенно актуально для новой системы оплаты труда работников образования в 2015 году. Аналогичную конкретизацию нужно обеспечить в трудовом договоре (допсоглашении) для каждого работника учреждения (п. 12 Рекомендаций № 167н), причем в форме, понятной работнику и исключающей неоднозначное толкование этих условий.

Показатели эффективности в системе оплаты труда бюджетников

Правительство РФ проводит работу по совершенствованию систем оплаты труда работников бюджетной сферы с конца 2012 года. В частности, Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, предусматривает повышение роли стимулирующих выплат. Стимулирующие выплаты, устанавливаемые без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников, будут отменены. Нужно также определить оптимальное соотношение гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок. В связи с этим чиновники настаивают, что нельзя ссылаться на такие понятия как добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность и качество труда, без указания конкретных измеримых параметров.

Учтите, что показатели эффективности деятельности собственно учреждения, а также его руководителя обычно разрабатывает учредитель. Показатели эффективности работников закрепляются локальным актом. Все это нужно для повышения качества работы, экономии фонда оплаты труда и перехода всех бюджетных организаций на эффективный контракт.

Кроме того, при выборе критериев эффективности следует учитывать нормы, предусмотренные локальными нормативными актами, коллективными договорами и соглашениями, определяющие:

  • систему оплаты и нормирования труда работников;
  • условия труда работников по итогам аттестации и спецоценки рабочих мест.

Оплата труда руководителей бюджетных учреждений в 2015 году

Во-первых, норма, в соответствии с которой должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров устанавливаются на 10–30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений, теперь будет не обязательной (как было раньше), а рекомендуемой.

Во-вторых, уточнено, что в расчет предельного соотношения заработной платы заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров путем определения соотношения средней заработной платы заместителей, руководителей и главбухов и средней заработной платы работников учреждений не включаются доходы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера.

Новая система оплаты труда медработников в 2015 году

Наиболее серьезные изменения претерпел пункт 39 раздела X Единых рекомендаций, посвященный учреждениям здравоохранения. В подпункт «а» пункта 39 внесено дополнение, согласно которому повышение оплаты труда работников медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, возможно за счет любых источников финансирования.

В подпункте «б» этого же пункта уточнено, что за счет средств ОМС, учитываемых в части расходов на зарплату в тарифах на оплату медпомощи, производятся только денежные выплаты стимулирующего характера отдельным категориям работников здравоохранения.

В подпункт «в» пункта 39 включены количественные характеристики, которых следует добиваться при совершенствовании структуры заработной платы работников медицинских учреждений:

  • 55–60 процентов заработной платы направляется на выплаты по окладам;
  • 30 процентов – на стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, за квалификационную категорию;
  • 10–15 процентов – на выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда медицинских работников.

Из подпункта «в» пункта 39 исключена рекомендация, в соответствии с которой при пересмотре механизма установления должностных окладов нужно учитывать квалификацию работников. Вместе этого предложено ориентировать работника на повышение квалификации с помощью размеров выплат стимулирующего характера. Кроме того, введен дополнительный подпункт «д» пункта 39 Единых рекомендаций, согласно которому при назначении выплат стимулирующего характера за квалификационную категорию необходимо предусматривать увеличение доли выплат на эти цели в общем объеме стимулирующих выплат. То есть квалификация работников здравоохранения теперь будет учитываться только при определении размеров стимулирующих выплат.

Вновь введенным подпунктом «е» пункта 39 предусмотрено более жесткое, по сравнению с учреждениям других отраслей, соотношение заработной платы руководителей и работников учреждений здравоохранения. Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждения рекомендуется устанавливать в кратности от 1 до 6 с учетом сложности и объема выполняемой работы (уровень оказания медицинской помощи, коечный фонд учреждения, численность прикрепленного к учреждению населения, количество сотрудников и др.).

Также из Единых рекомендаций исключена норма, в соответствии с которой при формировании штатных расписаний необходимо учитывать рекомендуемые штатные нормативы, содержащиеся в порядках оказания медицинской помощи. Теперь штатные расписания будут составляться исключительно с учетом номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников.

Положение об оплате труда работников культуры 2015

Учреждениям культуры посвящен раздел XI Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год. В этот раздел включены ссылки на три приказа Минкультуры России: от 25 сентября 2014 г. № 1668, от 5 мая 2014 г. № 763 и от 8 апреля 2013 г. № 325. Они содержат перечни должностей различных категорий работников учреждений культуры. Эти документы носят рекомендательный характер. Приведем пример установления оплаты труда для работников культуры.

Для бюджетного учреждения «Дом культуры» вышестоящей организацией разработаны показатели эффективности деятельности на основании Рекомендаций, доведенных приказом Минкультуры России от 28 июня 2013 г. № 920:

  • число участников культурно-досуговых мероприятий и клубных формирований, по сравнению с предыдущим годом (в процентах);
  • количество проведенных мероприятий за период, а также доля в их составе предназначенных для детей и молодежи;
  • средняя посещаемость мероприятий (в процентах);
  • удельный вес населения, участвующего в платных мероприятиях (в процентах);
  • доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях;
  • число лауреатов международных, всероссийских, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей.

Показатели эффективности деятельности для каждого работника установлены приказом по учреждению, о чем сделана соответствующая ссылка в трудовых договорах и допсоглашениях (для давно работающих в учреждении):

  • внедрение новых форм и применение передовых методов работы, использование новых технологий;
  • перевыполнение основных показателей деятельности учреждения, установленных учредителем (количество видов предоставляемых платных услуг, количество проводимых мероприятий и др.);
  • развитие материально-технической базы учреждения;
  • удовлетворенность населения предоставленными услугами;
  • другие показатели (в зависимости от должности сотрудника и его вклада в работу).

Эти показатели измеряются в баллах. Балльная система рассчитана на полугодие и увязывается с нормативами. Для каждой должности сформулировано, в чем состоит достижение показателя, и приведена конкретная сумма баллов. Также прописаны условия снятия баллов с работника, например, наличие замечаний потребителей.

Документальное оформление изменений оплаты труда бюджетников в 2015 году

При приеме на работу в учреждение с сотрудником заключается трудовой договор (ст. 56 Трудового кодекса РФ). При этом в бюджетном секторе рекомендуется использовать:

Напомним, что в трудовом договоре обязательно описывается трудовая функция – работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работы. Также в трудовой договор включаются условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. Это определено статьей 57 Трудового кодекса РФ и пунктом 6 Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. № 424н).

Если понадобилось изменить условия труда уже работающего сотрудника, следует оформить соглашение об изменении определенных сторонами условий (существенных условий) трудового договора (п. 5 Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения,.. утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н; далее – Рекомендации № 167н). Таким образом, после разработки и утверждения новых критериев и показателей оценки эффективности труда с работниками заключаются дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Не забудьте: о предстоящих изменениях условий трудового договора, а также об их причинах работника надо уведомить в письменной форме не позднее чем за два месяца (ст. 74 Трудового кодекса РФ). И трудовой договор, и допсоглашение к нему заключаются письменно в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один передается работнику, другой хранится у работодателя (ст. 67, 72 Трудового кодекса РФ, п. 6 Рекомендаций № 167н). Если же сотрудник откажется работать в новых условиях, учреждение обязано в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу. При отсутствии подходящей работы или отказе работника от нее трудовой договор прекращается.

Также смотрите:
– Изменения в законодательстве 2015
– Трудовое законодательство и страховые взносы 2015
– Коллективный договор бюджетного учреждения
– Подсчет страхового стажа 2015
– Справка-расчет к больничному листу
– Патент для иностранцев

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.

Читайте в следующих номерах журнала "Зарплата в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для бухгалтеров по зарплате в учреждениях

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и зарплату учреждениях;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×