Учетная политика 2015

53485
Захарьин Владимир Реонадович
эксперт по бюджетному учету, к.э.н.
Учетная политика – один из обязательных внутренних нормативных документов всех экономических субъектов, включая государственные и муниципальные учреждения. Учетная политика учреждений 2015 нуждается в существенной корректировке в связи с обновлением Инструкции № 157н. Необходимые изменения в учетной политике комментирует эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Внимание: данная статья устарела! Читайте новую статью «Учетная политика на 2016 год и приложения к ней»

Учетная политика учреждения

Обязательность разработки и утверждения учетной политики учреждений установлена нормами пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (далее – Закон № 402-ФЗ) и пункта 6 Инструкции № 157н. Пунктом 6 Инструкции № 157н также уточнено, что учетная политика формируется исходя из особенностей структуры учреждения, отраслевых и иных особенностей его деятельности, а также его функций и полномочий в соответствии с законодательством РФ. Как правило, весь комплекс мероприятий по разработке и утверждению учетной политики учреждения проводится при его создании или существенном изменении законодательной и нормативной базы (в частности, при изменении типа учреждения). Впоследствии отдельные элементы учетной политики ежегодно уточняются и корректируются в соответствии с изменениями законодательства, принятием новых или изменением действующих отраслевых и ведомственных нормативных актов.

Составить учетную политику на 2016 год поможет сервис «Учетная политика 2016». Рекомендации и программа-составитель учетной политики доступны подписчикам журнала «Учет в бюджетных учреждениях». Не забудьте оформить подписку!

Внесение изменений в учетную политику

Решение о внесении изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета следует принимать с начала финансового года.

Однако изменения в учетную политику могут вноситься также в течение года в следующих случаях:

  • при изменении законодательства РФ или нормативных актов по бюджетному учету;
  • при разработке учреждением новых способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • при существенном изменении условий деятельности;
  • при изменении законодательства о налогах и сборах (с момента вступления в силу изменений).

Сроки утверждения учетной политики при этом определяются учреждением самостоятельно.

Кроме того, в учетную политику могут вноситься дополнения в связи с установлением порядка отражения в учете операций, ранее не производимых учреждением, осуществлением новых видов деятельности. Так как оформить вносимые изменения?

Учетная политика 

Необходимость внесения изменений в учетную политику 2015 года обусловлена существенной корректировкой отдельных вопросов организации и ведения бухгалтерского учета в учреждениях в связи с выходом приказа Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – приказ № 89н). Пунктом 2 приказа № 89н установлено, что его положения применяются при формировании остатков на 31 декабря 2014 года, если актами учреждения, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета его учетную политику, не установлен более ранний срок перехода к применению изменений в Инструкции № 157н.

При этом учреждениям было предоставлено право выбора решения о применении изменений в Инструкции № 157н. Одним из вариантов было полное обновление:

  • организации ведения бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • методики проведения внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни;
  • порядка проведения инвентаризации имущества;
  • учета отдельных активов, обязательств, иных объектов учета;
  • применения рабочего плана счетов учреждения и иных положений методологии.

Вторым вариантом было применение отдельных новых положений Инструкции № 157н исходя из условий проведения инвентаризации имущества (в том числе активов) и обязательств, а также с учетом организационно-технической готовности учреждения. В любом случае перейти на новую редакцию Инструкции № 157н нужно было не позднее 31 декабря 2014 года. То есть, теоретически, могли быть внесены изменения в учетную политику 2014 года, а учетная политика 2015 года могла бы быть сформирована на базе действующего локального нормативного акта.

Проблема осложнялась тем, что приказ № 89н ввел новые нормы только в Инструкцию № 157н. Соответственно, были уточнены только общие методологические принципы организации и ведения бухгалтерского учета. Особенности применения новых норм учреждениями различных типов требовали внесения изменений в другие инструкции по бухгалтерскому учету (№ 162н№ 174н№ 183н). Пока Минфин России лишь опубликовал проекты соответствующих приказов, но как нормативные акты они еще не реализованы.

Подробно о нововведениях читайте в статьях «Изменения в Инструкции № 157н» и «Приказ № 89н и методология бухгалтерского учета».

Методические рекомендации по переходу на новые положения Инструкции № 157н

Некоторую ясность внесли доведенные письмом Минфина России от 19 декабря 2014 г. № 02-07-07/66918 Методические рекомендации по переходу на новые положения Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета... (далее – Методические рекомендации). Однако даже с опубликованием Методических рекомендаций полноценное изменение и утверждение учетной политики учреждений оказалось возможным только с нового (2015) года.

Вместе с тем, возникла еще одна проблема. Изменение группировки и детализации данных бухгалтерского учета в соответствии с новым рабочим планом счетов производится по материалам инвентаризации, итоги которой согласно Закону № 402-ФЗ подводятся по состоянию на 31 декабря (а не 1 января следующего года, как это было ранее). При этом формируются входящие остатки по всем счетам бухгалтерского учета (включая вновь введенные) для Баланса 2015 года. Как уже отмечалось, последней датой перехода на применение Приказа № 89н было определено 31 декабря 2014 года. В связи с этим возникла необходимость разработки и утверждения не позднее 31 декабря 2014 года двух локальных нормативных актов – приказа о внесении изменений в учетную политику 2014 года и приказа об утверждении учетной политики учреждения на 2015 год. Образец приказа можно найти в разделе Формы.

Рассмотрим подробнее порядок утверждения учетной политики и изменения, которые нужно внести в отдельные разделы учетной политики исходя из положений Приказа № 89н и разъяснений, приведенных в Методических рекомендациях. А так же рассмотрим порядок утверждения учетной политики.

Изменения в рабочем плане счетов

При внесении изменений в рабочий план счетов бухгалтерского учета 2014 года, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета, необходимо:

  • уточнить наименование счетов 20120, 20900, 20980, 50400;
  • исключить счета 21001, 30308;
  • ввести новые счета 20582 «Расчеты по невыясненным поступлениям»; 20983 «Расчеты по иным доходам»; 20930 «Расчеты по компенсации затрат»; 20940 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»; 21010 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС»; 50090 «Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)», 50107 «Принимаемые денежные обязательства», 40160 «Резервы предстоящих расходов», забалансовые счета 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» и  30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц».

Если в учетной политике указывался состав операций, отражаемых по отдельным аналитическим и синтетическим счетам бухгалтерского учета, целесообразно такие перечни уточнить.

В частности, из пунктов 4.1. и 4.2. Методических рекомендаций в отношении порядка переноса остатков по доходам можно сделать вывод о том, что на счете 0 209 30 560 отражается:

  • задолженность по ущербу, подлежащему возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек);
  • задолженность перед учреждением по предварительным оплатам в рамках договоров, государственных (муниципальных) контрактов, не возвращенным контрагентом в случае их расторжения, в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы;
  • выявленная при инвентаризации задолженность бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого сотрудник уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • своевременно не возвращенная (не удержанная из заработной платы) задолженность подотчетных лиц.

На счете 0 209 40 560 «Увеличение дебиторской задолженности по ущербу по суммам принудительного изъятия» отражаются суммы задолженности по возмещению ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев.

На счете 0 209 83 000 «Расчеты по иным доходам» (1 209 83 560 – в казенных учреждениях, 2 209 83 560 – в бюджетных и 2 209 83 000 – в автономных) учитывается задолженность по иным доходам, не связанным с выполнением договоров, соглашений, в том числе по предоставлению субсидий, а также с выполнением учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций. При отражении задолженности в бухгалтерском учете кредитуется счет 0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» (1 205 81 660 – в казенных учреждениях, 2 205 81 660 – в бюджетных и 2 205 81 000 – в автономных). Кроме того, на счете 0 209 83 000 (в корреспонденции со счетом 0 205 81 000) будет отражаться задолженность по начисленным процентам за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате или неосновательного получения или сбережения, а также задолженность по возмещению упущенных выгод.

Одновременно рекомендуется ввести дополнительную детализацию видов поступлений и выбытий (по кодам КОСГУ). При этом учреждения вправе предусмотреть дополнительную детализацию операций по статьям 130 «Доходы от оказания платных услуг», 180 «Прочие доходы», 290 «Прочие расходы», 310 «Увеличение стоимости основных средств», 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Детализация устанавливается в рамках третьего разряда кода в соответствии с Указаниями по применению бюджетной классификации (приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н № 65н).

Кроме того, следует уточнить порядок учета земельных участков, переданных учреждению в безвозмездное пользование, и при необходимости ввести дополнительные счета аналитического учета к счету 0 103 00 000.

Счет 0 401 60 000 (и соответствующие аналитические счета) в рабочий план счетов 2014 года можно не включать, так как резервы могут быть созданы не ранее 2015 года. Следует обратить внимание на то, что сфера применения данного счета изменениями в Инструкцию № 157н не определена. По нашему мнению, подобные схемы целесообразно использовать в рамках приносящей доход деятельности – например, для минимизации колебаний размеров себестоимости оказываемых учреждением услуг по сезонам и месяцам календарного года, а также в целях сближения норм бухгалтерского и налогового учета. В случае утверждения поправок в Инструкцию № 174н, обязывающих учреждения формировать себестоимость услуг в рамках основной деятельности (выполнении государственного или муниципального задания) создание резервов может оказаться целесообразным для целей экономического и финансового анализа.

Если учреждением будет принято решение о формировании указанных резервов, необходимы соответствующие корректировки учетной политики на следующий финансовый год. В отдельном разделе учетной политики следует указать вид резервов, которые будут создаваться, сумму отчислений в резерв (или правила ее расчета), а также порядок использования остатка (восполнения дефицита) резерва в конце финансового года.

При необходимости внесения в рабочий план счетов забалансового счета 27 следует отдельно прописать порядок выдачи материальных запасов в эксплуатацию, списания их стоимости на увеличение расходов или себестоимость услуг, а также порядок действий в случае порчи, утраты или хищения таких запасов до истечения срока полезного использования.

Изменения в правилах документооборота

При утверждении учетной политики в разделе, регулирующем правила документооборота и технологию обработки учетной информации, нужно уточнить порядок взаимодействия бухгалтерии (структурного подразделения, на которое возложено ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, централизованной бухгалтерии) с должностными лицами (структурными подразделениями учреждения), ответственными за осуществление фактов хозяйственной жизни и их оформление первичными учетными документами.

Необходимость уточнения обусловлена внесением изменений в пункт 276 Инструкции № 157н, в соответствии с которыми на счете 0 304 04 000 теперь учитываются также расчеты между обособленными структурными подразделениями (филиалами) учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними (а не только между головным учреждением и его структурными подразделениями).

Изменения, касающиеся форм документов

В разделе учетной политики, который описывает формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым законодательством РФ обязательные формы не установлены, необходимо уточнить перечни и формы регистров бухгалтерского учета и (или) порядок их формирования, в том числе в виде электронного документа. Необходимость изменения форм учетных регистров может быть обусловлена тем, что изменениями, внесенными в пункт 11 Инструкции № 157н, установлены обязательные реквизиты учетных регистров.

Кроме того, в отдельном разделе учетной политики учреждения необходимо указать:

  • порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
  • лицо, ответственное за принятие решения об отражении операций после отчетной даты (главный бухгалтер учреждения);
  • перечень событий после отчетной даты, информация о которых включается в показатели отчетного периода;
  • день (предельный срок), до которого принимаются первичные учетные документы, отражающие события после отчетной даты;
  • условия существенности указанных событий при отражении результатов деятельности учреждения.

Понятие события после отчетной даты внове для бюджетного учета. Скорее всего, влияние таких событий на финансовые показатели деятельности учреждений будет учитываться уже при составлении отчетности за 2014 год. Поскольку приказом № 89н и Методическими рекомендациями порядок отражения таких фактов не детализирован, на первых порах (до утверждения соответствующих разъяснений), по видимому, придется адаптировать к нуждам бухгалтерского учета требования ПБУ 7/98, которое, по общему правилу, распространяется только на коммерческие организации.

Данные, относящиеся к событиям после отчетной даты, нужно отразить уже в бухгалтерской отчетности за 2014 год. Следовательно, этот раздел (элемент) нужно включить в учетную политику учреждения и на 2014, и на 2015 год. Следует также обратить внимание на положения пунктов 2 и 6 Методических рекомендаций, согласно которым:

  • по счетам Рабочего плана счетов учреждения с уточненными наименованиями счетов отраженные в регистрах бухгалтерского учета обороты до даты перехода на применение Приказа 89н не корректируются;
  • первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, сформированные учреждением с 1 января 2014 года до даты перехода на применение Приказа № 89н, не подлежат переоформлению и (или) исправлению в связи с корректировкой методологии бухгалтерского (бюджетного) учета.

Таким образом, внесение изменений в учетную политику учреждения никаких дополнительных исправлений в документы и регистры бухгалтерского учета не потребует и производится исключительно в целях формирования входящих остатков по синтетическим и аналитическим счетам бухгалтерского учета по тем правилам, которые будут обязательны к применению в 2015 году.

Также смотрите:
– 
Приказ № 89н и методология бухгалтерского учета
– Изменения в Инструкции № 157н
– Изменения в законодательстве 2015
– Первичные документы бюджетных учреждений

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчикоформите демодоступ или подпишитесь на журнал.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль