"Реализация Закона № 83-ФЗ проходит методом проб и ошибок"

7288
С 1 января 2011 года вступил в силу Закон № 83-ФЗ. Подготовитель­ные мероприятия для реализации положений Закона начали проводиться еще в 2010 году, однако именно с начала 2011 года реформирование бюджетной сети вошло в свою активную стадию. Своим опытом делится директор Финансово-экономического департамента МЧС России Максим Владимирович Лоскутов.

- Максим Владимирович, в начале на­шей беседы расскажите, пожалуйста, о том, что было сделано МЧС России в 2010 году для реализации положений Закона № 83-ФЗ и как это происходи­ло. На настоящий момент, вероятно, уже определено, какие учреждения будут казенными, а какие - бюджет­ными, разработаны документы по фи­нансовому планированию, утвержде­ны нормативы затрат на оказание бюджетными учреждениями услуг, проведены другие мероприятия.

- На самом деле, мы начали го­товиться к предстоящим реформам значительно раньше, в 2009 году, много консультировались с разработ­чиками Закона № 83-ФЗ в Минфине еще на стадии подготовки проекта. В апреле 2010 года на коллегии МЧС России был рассмотрен план мини­стерства по повышению эффективности бюджетных расходов и тогда же утвержден первоначальный план мероприятий, который лег в основу дальнейшей работы по реализации требований Закона № 83-ФЗ. После выхода подзаконных актов Прави­тельства и Минфина России в него вносились соответствующие коррек­тировки. То есть все необходимые организационные решения были своевременно приняты.

Первым практическим шагом по реализации Закона № 83-ФЗ ста­ло утверждение перечня казенных и бюджетных учреждений, в процент­ном соотношении они составили 80 и 20% соответственно. К бюджетным были отнесены медицинские, науч­ные, образовательные учреждения, а также производственно-технические центры федеральной противопожар­ной службы и судебно-экспертные учреждения (испытательные пожар­ные лаборатории). Основная масса остальных учреждений приобрела статус казенных уже в силу Закона. Это воинские спасательные форми­рования, подразделения пожарной охраны, поисково-спасательные формирования министерства.

Далее был сформирован перечень госуслуг для бюджетных учреждений. В целом мы сделали его правильно. Сейчас в соответствии с рекоменда­циями Минфина России устраняем небольшие несоответствия наше­го перечня с утвержденными Минздравсоцразвития и Минобрнауки России базовыми перечнями.

- Подведомственные бюджетные учреждения оказывали практическую помощь в формировании перечня гос­услуг? Ведь они как непосредственные участники реформы должны быть наиболее заинтересованы в донесении своего видения до разработчиков нор­мативных правовых актов.

- Обязательно. В этой работе уча­ствовали наиболее заинтересованные их них - научные, образовательные и медицинские учреждения. Они рас­сматривали предлагаемые перечни госуслуг, готовили свои предложе­ния, консультировались с коллегами из профильных ведомств, изучали их опыт и подходы.

- Какие мероприятия по реализации Закона № 83-ФЗ вызвали наибольшие трудности? Чем это можно объяснить?

- С самыми большими трудностя­ми мы столкнулись при формирова­нии перечня госуслуг и определении госзаданий. Никакого опыта в этой области пока не наработано, поэто­му приходилось действовать методом проб и ошибок. Проблема была, пре­жде всего, в определении сущности госуслуги, насколько укрупненно ее нужно формулировать, возникали вопросы, как госуслуга соотносится с приносящей доход деятельностью и с обычной функцией учреждения.

Больше всего споров велось по поводу определения перечня меди­цинских услуг. Мы долго не могли прийти к решению о степени их де­тализации, например, считать ли отдельной услугой взятие крови из пальца, и как в таком случае опреде­лять объемы финансового обеспече­ния каждой услуги. Но потом сами медицинские учреждения, попытавшись рассчитать нормативы, отка­зались от чрезмерной детализации, поскольку очень сложно определить госзадание на столь конкретную услугу и очертить круг ее потребите­лей. В итоге наименования государ­ственных услуг звучат так: "Оказание специализированной амбулаторно-поликлинической медицинской по­мощи", "Оказание стационарозаме-щающей медицинской помощи (в том числе дневной стационар)", "Скорая медицинская помощь" и т. п.

Из-за всех перечисленных слож­ностей с перечнем госуслуг мы опре­делились уже ближе к концу года. С установлением госзаданий и нор­мативов затрат определенные про­блемы сохраняются и по сей день, поскольку пока еще трудно посчитать объемы госзаданий и, соответствен­но, нормативы затрат по ним. Общий подход на первоначальном этапе со­стоит в том, что нормативы пример­но будут соответствовать сметам на содержание учреждений. Но в то же время они должны быть подтвер­ждены расчетами, обоснованиями, исходя из натуральных показателей, сделать это не самая простая задача.

- Заместитель директора Департа­мента бюджетной политики и ме­тодологии Минфина России Валерий Сидоренко в декабрьском интервью на­шему журналу отметил, что самым важным для финансового обеспечения деятельности учреждения любого типа является правильное определение сути оказываемой услуги. В качестве одного из примеров он привел пожарную часть, обратив внимание на то, что услугой является не непосредствен­ное тушение пожаров, а обеспечение состояния готовности к их тушению. Расскажите, пожалуйста, утвержден ли в МЧС России перечень госуслуг для казенных учреждений и как идет рабо­та по определению их сущности?

- Как я уже упоминал в начале на­шей беседы, на настоящий момент перечень госуслуг разработан только для бюджетных учреждений. Приме­нительно к казенным мы планиру­ем проводить эту работу в 2011 году именно потому, что достаточно про­блематично сформулировать суть оказываемых услуг. Например, туше­ние пожаров, спасение, гуманитарное реагирование - это услуги или все же функции государства, которые не от­носятся к госуслугам, имеющим кон­кретного потребителя?

А если все-таки услуги, то в чем они заключаются? На эти и другие вопросы мы и пыта­емся сейчас найти ответы. Для этого в министерстве создана рабочая группа, которую возглавляет Статс-секре­тарь - заместитель министра. В нее входят представители всех ключевых департаментов по направлениям дея­тельности, также к работе привлечены два наших научных учреждения - Все­российский научно-исследователь­ский институт по проблемам граж­данской обороны и чрезвычайных ситуаций и Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследова­тельский институт противопожарной обороны, а также сторонние кон­сультанты. Именно рабочей группой ведется системная методологическая работа по формированию перечня госуслуг для казенных учреждений.

- Какие первоочередные задачи стоят перед министерством в 2011 году? Что планируется сделать для их ре­шения?

- Первое, что мы должны сделать в 2011 году, - это определить порядок финансового обеспечения оказания госуслуг бюджетными учреждениями, т. е. установить нормативы затрат по госзаданиям на 2012 год, рассчитать размер субсидии. Иными словами, нам нужно реализовать на практике те положения, которые уже продек­ларированы в утвержденных норма­тивных правовых актах. В 2011 году финансовое обеспечение бюджетных учреждений будет осуществляться в прежнем порядке на основе смет.

Второе направление - определе­ние перечня госуслуг для казенных учреждений и нормативных затрат на их оказание. Это, действительно, достаточно сложный для нас вопрос, от решения которого зависит эффек­тивность выполнения учреждениями возложенных на них функций.

- Согласно перечню государственных программ, утвержденному распо­ряжением Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р, МЧС России является ответственным исполни­телем госпрограммы "Защита насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" и соисполнителем еще ряда программ. Какие работы осуществляются в этом направлении, ведь содержание действовавших ранее ФЦП отличается от госпрограмм?

- Говорить о том, что что-то кар­динально изменилось, наверно, пока преждевременно, так как процесс формирования госпрограмм толь­ко начался. На сегодняшний день мы сформулировали госпрограмму и начали разрабатывать перечень под­программ. Ранее все расходы также планировались в рамках программных документов, применялись инструмен­ты бюджетирования, ориентирован­ного на результат. Поэтому ощущения, что мы делаем что-то кардинально новое, нет. Возможно, использование ресурсов в рамках госпрограмм будет более жестко увязываться с достиже­нием конечных результатов.

- МЧС России в декабре 2010 года исполнилось 20 лет. Мы хотели бы поздравить Вас с этим праздником, пожелать дальнейшей успешной работы. За это время сотрудники министерства помогли очень многим людям в самых сложных ситуациях природного и техногенного характера. Их труд высоко оценивается россияна­ми: по данным исследования, проведен­ного Всероссийским центром изучения общественного мнения, они считают МЧС России самым эффективным из силовых ведомств. В этой связи как Вы считаете, можно ли еще повысить эффективность работы министер­ства, что для этого нужно сделать?

- Я не стал бы ограничиваться срав­нением только с другими силовыми ведомствами. По многим показателям МЧС России является одним из самых эффективных среди всех федеральных органов исполнительной власти. Ос­новным достижением министерства можно назвать формирование про­фессии спасателя в широком смысле этого слова. Возможности наших спе­циалистов очень высоко оценивают­ся и коллегами из других стран. Это подтвердил и Международный форум пожарных и спасателей, прошедший в 2010 году. Многие иностранные спа­сатели выразили желание перенять опыт МЧС России.

Безусловно, никогда нельзя оста­навливаться на достигнутом, возмож­ности для улучшения работы есть всегда. Мы также находимся в посто­янном развитии. Я считаю, что реа­лизация положений Закона № 83-ФЗ будет способствовать повышению эф­фективности менеджмента, посколь­ку объем ресурсов будет увязываться непосредственно с решением постав­ленных задач. Это будет способство­вать достижению оптимального ре­зультата при имеющихся средствах. В ближайших планах министерства переоснащение подразделений но­вейшими образцами техники и во­оружений, также будем заниматься развитием авиации, поскольку про­шедшее лето наглядно показало, что возможности ликвидации в Россий­ской Федерации таких чрезвычай­ных ситуаций как масштабные при­родные пожары явно недостаточны, а непосредственно силы министер­ства не были предназначены и соот­ветственно оснащены для этого.

- Максим Владимирович, в заключение нашей беседы мы хотели бы попро­сить Вас как представителя силового ведомства, который не понаслышке знает все особенности службы, по­здравить наших мужчин с их праздни­ком - Днем защитника Отечества. Что бы Вы пожелали им в этот день?

- В нашем Отечестве очень много достойных защитников. Это своего рода каста, характерная категория лю­дей в обществе, на них держится очень многое. Я хотел бы пожелать, чтобы они неизменно пользовались заслу­женным авторитетом, оправдывали те надежды, которые на них возлагаются, и были эффективны в своей работе.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×