Общественный контроль бюджетного процесса в субъектах РФ

5887
Принцип открытости бюджетного процесса декларирован в Бюджетном кодексе РФ. Общественный контроль бюджетного процесса развивается в России постепенно. Рассмотрим положительный опыт субъектов РФ в сфере вовлечения общественности в бюджетный процесс.

Бюджетный процесс и процедура публичных слушаний регламентируются нормами бюджетного права субъекта РФ. На федеральном уровне это Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В Бюджетном кодексе РФ прописан принцип открытости бюджетного процесса, который предусматривает общественное участие. Согласно этому принципу население через своих представителей контролирует, как и на что тратятся бюджетные средства. Открытость означает доступность для общества и СМИ проектов бюджетов, их законов и отчетов об их исполнении. Дата, время и место проведения публичных слушаний публикуются в доступных источниках – на сайтах или в газетах. Доступность информации также подразумевает ее понятное, легкое для усвоения изложение.

Граждане могут повлиять непосредственно на целевое распределение средств регионального бюджета в момент составления его проекта, то есть на первой стадии бюджетного процесса. На следующих этапах (рассмотрения, корректировки, исполнения и отчета об исполнении бюджета) общественность контролирует бюджетный процесс и содействует его совершенствованию в целом. Так, например, участники общественного контроля могут отслеживать правовую и организационную прозрачность бюджетного процесса, привлекать независимых экспертов, лоббировать корректировку бюджета.

Публичные слушания региональных законов о бюджете не всегда влекут за собой реальное участие граждан в формировании бюджета, так как за озвученным вопросом или мнением участника общественного контроля иногда не следует никаких действий, изменений. Положительный опыт Самарской области показывает, что возможно и более благоприятное развитие событий. Общественные эксперты в Самарской области с 2004 года оценивают бюджет региона, и эта практика демонстрирует реальные примеры совместного пересмотра проекта бюджета представителями общественности и органами власти и перераспределения бюджетных средств по статьям расходов.

Распространилась положительная практика общественного контроля бюджетного процесса и на Ярославскую область. Более 70 представителей некоммерческих организаций региона совместно с депутатами Ярославской областной Думы, сотрудниками Департамента финансов, управления стратегического планирования Правительства Ярославской области встретились с экспертами открытого бюджетирования. Общественники, вовлеченные в процесс формирования бюджета, становятся посредниками между остальным населением и властью, которая структурирует бюджет. Через активных представителей общественности и реализуется принцип открытости бюджета, его доступности для граждан.

Понимание структуры бюджета, принципов его формирования и системы построения бюджетного процесса снимает многие вопросы населения к органам власти. Участники общественного контроля лучше осознают структуру расходов и доходов бюджета, могут проверить обоснованность размеров бюджетных расходов и сформулировать предложения по совершенствованию бюджета региона.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль