Расчет совокупного годового объема закупок

41277
Симонова Александра Николаевна
аудитор, консультант по управлению закупками
Заказчики обязаны начиная с 2014 года рассчитывать совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) и постоянно его контролировать. Например, регулярно проверять соблюдение нормы закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). При этом СГОЗ – величина непостоянная, поскольку финансирование учреждения может как увеличиться, так и уменьшиться. Порядок расчета совокупного годового объема закупок комментирует эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Александра Симонова, аудитор, консультант по управлению закупками

Изменение совокупного годового объема закупок в 2015 году

Закупки товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) проводится бюджетными учреждениями прежде всего на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). Кроме того, частью 2 статьи 15 Закона № 44-ФЗ установлены возможности и условия применения бюджетными и автономными учреждениями Федерального Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Внимание: наш новый журнал «Госзакупки в учреждениях»! Скачайте бесплатно пилотный номер здесь. Также вы можете подписаться на журнал.

При этом понятие совокупного годового объема закупок присутствует лишь в Законе № 44-ФЗ. Так, пунктом 16 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ определено, что СГОЗ – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, которые заключены до начала текущего года. Эта расчетная часть совокупного годового объема закупок, как правило, даже при необходимости пересчета СГОЗ остается неизмененной.

Исключением могут стать только случаи, когда сумма оплаты за прошлый год будет уменьшена в результате обнаружения дефектов, завышения объемов выполненных работ и прочих случаев, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом.

О контроле закупок читайте подробнее в статьях «Экспертиза исполнения контракта по Закону № 44-ФЗ» и «Приемочная комиссия».

При внесении изменений в план-график в связи с возникновением обстоятельств, которые невозможно было предвидеть на дату его утверждения, в составе СГОЗ может измениться стоимость контрактов, заключенных в 2015 году:

  • контрактов, которые планируется полностью исполнить и оплатить в 2015 году;
  • контрактов, исполняемых в 2015 и последующих годах (в СГОЗ включается только та часть, которая подлежит оплате в 2015 году).

Очень важный аспект – включение в совокупный годовой объем закупок оплаты только за текущий год. Он был специально уточнен Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 140-ФЗ.

Примеры расчета СГОЗ в 2015 году

Например, в связи с неожиданным получением гранта во II квартале в 2015 года учреждение образования внесло изменения в план-график и заключило контракт на общую сумму 1 млн руб. При этом часть средств в размере 300 тыс. руб. выплачивается по контракту в 2015 году, а оставшиеся 700 тыс. руб. – в 2016 году. Учитывая эти данные, при перерасчете совокупного годового объема закупок на 2015 год в него необходимо дополнительно включить 300 тыс. руб. Отметим, что рассчитать совокупный годовой объем закупок придется дважды, так как расчет СГОЗ для определения объема закупок у СМП и СОНКО определен частью 1.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

Из стандартного расчета СГОЗ необходимо исключить закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • коммунальных услуг, аренды нежилых помещений и т.п.;
  • у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), то есть у монополистов;
  • с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Например, совокупный годовой объем закупок заказчика на 2015 год составил 7 млн руб., из них 2 млн руб. – это закупки на основании различных пунктов статьи 93 Закона № 44-ФЗ (закупки услуг естественных монополистов, закупки до 100 тыс. руб. и т.п.). СГОЗ для определения объема закупок у СМП и СОНКО составит 5,3 млн. руб.
(7 млн. руб. - 2 млн. руб. + 300 тыс. руб.).

При этом у заказчика по прежнему сохраняется право осуществлять закупки в 2015 году, например, закрытым способом. Такие закупки нужно будет включить в расчет СГОЗ и пересчитать совокупный годовой объем закупок.

Закупки до ста тысяч рублей

В практической работе заказчиков расчет СГОЗ потребуется, в частности, при расчете объема закупок у единственного поставщика на суммы:

  • до 100 тыс. руб. в рамках 5 процентов СГОЗ и не более чем на 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • до 400 тыс. руб. в рамках 5 процентов СГОЗ и не более чем на 25 млн руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Закупки до 100 тыс. руб. можно проводить без учета СГОЗ, если годовой объем таких закупок не превышает 2 млн руб. Это следует из пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, у заказчиков, есть право выбора в отношении малых закупок:

  • без учета 5 процентов от СГОЗ, с лимитом в 2 млн руб.;
  • исходя из ограничения 5 процентов от СГОЗ, c лимитом 50 млн руб.).

Например, если совокупный годовой объем закупок заказчика составляет 3 млн руб., то 2 млн руб. из них он может потратить на закупки, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом объем каждого из контрактов не будет превышать 100 тыс. руб. Если же у заказчика появилось дополнительное финансирование в 2015 году и совокупный годовой объем закупок после пересчета составил 50 млн. руб., скорее всего, он сделает выбор в пользу лимита в 5 процентов от СГОЗ, так как эта сумма будет составлять 2,5 млн руб.

В отношении ограничения, установленного пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, выбора у заказчика нет. Такие закупки регламентируются исключительно с применением СГОЗ и ограничения 25 млн руб.

Процедуру совершения малых закупок уточните в статье «Закупки до 100 тыс. руб. по Закону о контрактной системе».

Закупки у субъектов малого предпринимательства

Заказчики обязаны производить закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15 процентов СГОЗ (ст. 30 Закона № 44-ФЗ). При этом закупки у СМП и СОНКО настолько важны, что постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238 утверждена отдельная форма отчета об объемах закупки у СМП и СОНКО, который размещается в единой информационной системе (на официальном сайте).

Общий порядок отчетности по закупкам уточните в статье «Отчетность по контракту».

Поэтому важно постоянно контролировать фактический объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций для сравнения СГОЗ. Этот фактический объем закупок складывается из суммы:

  • контрактов, которые заключены по результатам состоявшихся процедур только для СМП и СОНКО и подлежат оплате в текущем году, в т. ч. в случаях, указанных в ч.1.1 ст.30 Закона № 44-ФЗ;
  • договоров, которые заключены с субподрядчиками, если заказчиком было установлено такое требование.

Фактический объем закупок особенно важен при пересчете планового совокупного годового объема закупок, рассчитанного в конце прошлого года, так как может выясниться, что необходимый объем в 15 процентов от СГОЗ уже выбран. Например, 70 процентов конкурентных закупок были совершены у СМП. Таким образом, до конца 2015 года учреждение получает право работать только с единственным поставщиком.

Не все заказчики осознали важность соблюдения объема закупок у СМП и СОНКО, судя по результатам проверок, которые проводят региональные управления ФАС России. Например, учреждение-заказчик в извещении о проведении запроса котировок устанавливает преимущества СМП и СОНКО, однако в заявке на размещение заказа путем запроса котировок не предусматривает преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28-30 Закона № 44-ФЗ, а также не устанавливает сведения о закупках у СМП и СОНКО. Следовательно, участники закупки не могут определить, установлено ли заказчиком требование преимущества в соответствии со статьей 30 Закона № 44-ФЗ, что означает нарушение заказчиком части 1 статьи 73 Закона № 44-ФЗ (см., например, решение Комиссии Магаданского УФАС России от 18 февраля 2015 г. по делу№ 04-30/06-2015).

Напомним, что в случае проведения закупки, участниками которой могут быть только СМП и СОНКО, заказчик обязан включить в контракт условие об оплате поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) в срок не более 30 дней после подписания документа о приемке. Если в остальных случаях заказчик имеет право установить иные сроки оплаты на свое усмотрение, то в отношении СМП и СОНКО предельный срок установлен законодателями.

Правильно провести закупки у СМП и СОНКО поможет статья «Закупки у субъектов малого предпринимательства».

Объем закупок путем запроса котировок

Запрос котировок – один из наиболее распространенных способов размещения заказов государственными и муниципальными учреждениями. Популярность этого способа обусловлена рядом преимуществ, таких как:

  • возможность ежеквартального размещения заказа, что позволяет своевременно (раз в квартал) корректировать объем потребления;
  • менее длительная процедура, по сравнению с конкурсом или электронным аукционом, что, в свою очередь, позволяет более оперативно обеспечивать потребности конкретного учреждения в товарах (работах, услугах);
  • меньшее количество процедур и, соответственно, объем оформляемых документов.

Однако необходимо учитывать, что объем закупок, совершаемых путем запроса котировок, не может превышать 10 процентов СГОЗ заказчика и не может составлять более 10 млн руб. (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ).

Контрактная служба

Необходимость создания контрактной службы также определяется СГОЗ. Заказчик создает контрактную службу, если совокупный годовой объем закупок превышает 100 млн руб. Отметим, что создание контрактной службы не означает обязательное создание специального структурного подразделения (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Если же СГОЗ не превышает 100 млн руб. и, соответственно, контрактная служба не создана, заказчик назначает контрактного управляющего – должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Также смотрите:
– Закупки 2015: специальная подборка материалов
– Правила закупок 2015
– Открытый конкурс на закупку
– Электронный аукцион
– Если электронный аукцион не состоялся
– Контрактная служба и контрактный управляющий

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×