Планирование закупок

5731
Планирование закупочной деятельности – одна из важнейших задач учреждения при совершении закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд. Методы планирования закупок раскрывает этот материал.

Организация планирования закупок

Государство законодательно зафиксировало высокую значимость планирования закупок и внесло повышенные требования к этому этапу в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

По действующему законодательству в сфере закупок планирование, как и другие стадии закупочного процесса, подлежит обязательному регулированию. Вместе с тем серьезно меняется подход к планированию и организации закупок. От начального этапа закупок напрямую зависит их результат. Таким образом, существующая потребность должна определять объем финансирования, а не наоборот.

«Госзакупки в учреждениях» – первый журнал о госзакупках. Скачайте бесплатно пилотный номер здесь.

Ужесточение требований отвечает основным целям закона о контрактных закупках. Это увеличение эффективности и результативности осуществления закупок, исключение злоупотреблений, в частности, коррупции. С этими целями связаны задачи планирования государственных закупок.

Задачи планирования закупок

Необходимость планирования и его задачи можно проиллюстрировать на примере. Предположим, в учреждении не уделяют должного внимания вопросам планирования и организации закупок. Что может ожидать заказчика в этом случае?

  • Низкокачественная продукция. Если отложить проработку техзадания на последний момент, в нем можно упустить важные моменты, характеризующие необходимую продукцию.
  • Необоснованные траты. Если начальная (максимальная) цена контракта будет рассчитана «на скорую руку» и завышена, закупка будет экономически неэффективной.
  • Отмененные закупки. Если в ходе организации закупки буду допущены нарушения, она может быть отменена. Тогда придется строить процесс с самого начала.
  • Штрафы. Если заказчик неправильно организовал процесс планирования закупок, то он рискует получить большие административные штрафы. В частности, штраф за неверно выбранный способ закупки составит для должностного лица до 50 тыс. руб.

Система планирования закупок

Планирование закупок включает в себя составление, утверждение и ведение планов-графиков и планов закупок. При формировании планов производят:

  • обоснование закупки: закупка должна соответствовать целям ее осуществления;
  • нормирование закупки: к закупаемой продукции предъявляют требования в отношении ее потребительских свойств, количеству, предельной стоимости;
  • обязательное общественное обсуждение закупки: ряд закупок подлежит общественному обсуждению, без учета результатов которого их осуществление запрещено.

План закупок и план-график

Нормы Закона № 44-ФЗ о планировании закупок не вступили в силу. Напомним, что согласно ст. 16–19 и 21 Закона № 44-ФЗ они начнут действовать с января 2016 года. Сейчас заказчики публикуют на официальном сайте только ежегодные планы-графики размещения заказов. Такой же по форме план-график предусмотрен и на 2016 год. В последующие годы потребуется составлять планы-графики закупок (по-прежнему ежегодные), и к ним добавятся планы закупок.

План закупок – это среднесрочный план по закупаемой продукции, который необходимо будет составлять на срок действия закона (решения) о бюджете (на три года). Данная норма содержится в ч. 4 ст. 17 Закона № 44-ФЗ.

Особые правила планирования применяют к бюджетным учреждениям, выбравшим вариант закупок по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Такие учреждения могут использовать гибкое планирование при осуществлении закупок. Заказчик составляет план всего на год. Закупки, приведенные в ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, не нужно обосновывать, а план может быть скорректирован независимо от причин и в любые сроки.

Первые планы закупок учреждения разработают на 2016–2018 годы.

Составление плана-графика и плана закупок (состав, требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов) осуществляется, соответственно, согласно ст. 17 и 21 Закона № 44-ФЗ.

Проблемы планирования закупок

План-график потребуется создать на основе утвержденного трехлетнего плана закупок (ч. 2 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, можно говорить о среднесрочном характере планирования.

Разработчики закона понимали, что не каждый заказчик сможет с первого раза составить окончательный план закупок. Закон № 44-ФЗ оставляет за учреждениями право при необходимости изменять уже опубликованные в единой информационной системе трехлетние планы. Одной из причин внесения изменений может стать новая закупка, которая не была запланирована ранее. В частности, средства на нее могли образоваться за счет экономии от уже завершенных торгов (п. 5 ч. 6 ст. 17 Закона № 44-ФЗ). Также основанием для внесения корректировок может быть, к примеру, результат обязательного общественного обсуждения. Та же норма действует и в отношении планов-графиков. Полный список оснований для изменения утвержденного плана закупок определяется порядком ведения этого плана.

Также смотрите:
– Закупки 2015: специальная подборка материалов
– Правила закупок 2015
– Составление плана-графика закупок
– Реестр контрактов 2015
– Реестр договоров по Закону № 223-ФЗ
– Ответственность учреждения перед контрагентами

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×