ГЛОНАСС: как система поможет доказать вину или непричастность работника

4263
Егоров Вадим Викторович
консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения
ГЛОНАСС – это глобальная навигационная спутниковая система РФ, дополнительно устанавливаемая на транспортные средства. В настоящее время все больше учреждений приобретают такую систему для отслеживания информации о передвижении автотранспорта, используемого в рабочих целях. Помогает ли внедрение ГЛОНАСС доказать вину сотрудников при исполнении ими должностных обязанностей, рассмотрим на примерах из арбитражной практики.

Для чего нужна система ГЛОНАСС

Целью внедрения системы ГЛОНАСС являются повышение эффективности управления движением транспорта и уровня безопасности перевозок пассажиров. Это следует из части 1 статьи 4 Федерального закона от 14 февраля 2009 г. № 22-ФЗ «О навигационной деятельности».

Что поможет доказать система ГЛОНАСС

Как правило, для увольнения сотрудника его вина, повлекшая те или иные события, которые стали основанием для утраты к нему доверия со стороны учреждения, должна быть подтверждена. Но порой это не так-то просто сделать.

Если произведен слив топлива

С сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности и совершившим виновные действия, учреждение вправе расторгнуть трудовой договор в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Но только в том случае, когда эти действия дают основание для утраты к нему доверия.

Отметим, что наличие или отсутствие договора о полной материальной ответственности не влияет на право руководства уволить сотрудника по указанному основанию. Это подтверждает Московский городской суд в апелляционном определении от 18 июля 2012 г. № 11-13634.

Тацинским районным судом Ростовской области было рассмотрено требование водителя-экспедитора о восстановлении его на работе и оплате времени вынужденного прогула. Обстоятельства дела таковы. На каждой машине, эксплуатируемой организацией, установлена система навигации ГЛОНАСС. С ее помощью можно отслеживать информацию о конкретной машине: где находится, сколько заправляет и расходует топлива, с какой скоростью движется. Также можно проследить, когда производятся сливы топлива.

Так, системой был зафиксирован поэтапный слив топлива общим объемом 22,2 литра (по пять литров несколько раз). За что водитель и был уволен.

Однако судьи, сославшись на пункт 47 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2, указали: в связи с утратой доверия работника можно уволить только при соблюдении порядка применения дисциплинарных взысканий, установленного статьей 193 Трудового кодекса РФ. В частности, до применения такого взыскания от сотрудника нужно затребовать письменное объяснение его поступка. Для этого, как правило, оформляется объяснительная записка. Срок ее написания – два рабочих дня. Если по истечению этого срока работник не представит такой документ, необходимо составить соответствующий акт. Однако применить к сотруднику дисциплинарное взыскание все равно будет можно. Основание - часть 2 статьи 193 Трудового кодекса РФ.

А вот что касается объяснения, то затребовать его работодатель обязан в любом случае. А это организацией сделано не было. На этом основании арбитры удовлетворили требование истца.

Хищение бензина было совершено сотрудником и еще одного учреждения. Но уже путем несанкционированной врезки в топливную систему автомобиля.

Для установления этого факта в бюджетном учреждении была создана специальная комиссия и проведено служебное расследование. Комиссия осмотрела девять автомобилей скорой медицинской помощи. На трех из них и были обнаружены несанкционированные врезки в обратную трубку топливной системы с переходниками, а также присоединенные к ним пятилитровые пластмассовые канистры для сбора топлива при работающем двигателе. Что подтверждает одновременный расход топлива на работу двигателя и на его слив в отдельно установленную емкость.

За это водителю, за которым была закреплена одна из машин, был объявлен выговор с предложением внести деньги за похищенный бензин. Однако спустя несколько дней этот приказ был отменен, а водитель уволен. Поскольку работник не сознался в установлении на вверенном ему автомобиле врезки по отбору топлива.

Лесосибирский городской суд Красноярского края в решении от 9 сентября 2013 г. указал, что за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Такую норму содержит часть 5 статьи 193 Трудового кодекса РФ. То есть, если работодатель уже наказал сотрудника, издав приказ о выговоре, то он не вправе за этот же проступок применить к нему второе дисциплинарное взыскание, в том числе и в виде увольнения.

Арбитры также отметили: объявив сотруднику выговор, работодатель воспользовался своим правом на выбор вида дисциплинарного взыскания, и изменить свое решение он не вправе. Поэтому было принято решение в восстановлении водителя на работе.

Если произошло ДТП

В решении от 22 сентября 2014 г. № 2-1289/2014 система ГЛОНАСС помогла арбитрам Самарского районного суда разобраться в обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия (столкновение двух автомобилей). Она показала, что на протяжении двух минут до столкновения автомобиль двигался по своей полосе с одинаковой скоростью 56-54 км/час, а через две секунды его скорость составила 13 км/час. После этого у прибора пропала связь со спутниками в связи с произошедшим в это время ДТП.

Согласно выводам судебного эксперта такое резкое снижение скорости и изменение направления движения автомобиля обусловлено блокирующим эксцентричным ударом (столкновением).

На этом основании арбитры сделали следующий вывод. Снижение водителем скорости автомобиля до 13 км/час связано не с намерением водителя избежать столкновения в связи с препятствием на его полосе движения, а непосредственно со столкновением с другим транспортным средством. Поскольку движение с одинаковой скоростью на протяжении двух минут до удара свидетельствует об отсутствии на полосе движения возможных препятствий. Что опровергает доводы о том, что водитель выехал на чужую полосу движения.

Если норма количества рейсов не выполнена

Лебедянский районный суд Липецкой области в решении от 13 марта 2014 г. № 2-119/2014 признал увольнение водителя обоснованным. При этом арбитры отметили, что порядок применения дисциплинарного взыскания к сотруднику нарушен не был.

Доказать правомерность увольнения помогла система ГЛОНАСС. Она установила, что пробег автобуса по графику (199,4 км) не совпадает с фактическим пробегом (123,95 км.). В связи, с чем водитель совершил 10 рейсов, а в билетно-учетном листе отметил, что сделал 13. Объяснил сотрудник это нехваткой бензина в баке. Однако соответствующие расчеты и замеры доказали, что топлива должно было хватить на 15 рейсов.

В итоге то, что автобус был заправлен недостаточным количеством топлива, в суде подтверждено не было.

Если периодически отключался сигнал GPS

В Новосергиевский районный суд Оренбургской области поступил иск об отмене двух дисциплинарных взысканий в виде выговоров в отношении водителя (решение от 5 марта 2014 г. № 2-9/2014). Причины их наложения следующие: периодическое отключение сигнала GPS, срыв маркировочных пломб на навигационном оборудовании в автомобиле.

При оспаривании наказания, примененного к водителю, в суде было заявлено, что нарушение целостности прибора произошло в связи с ненадежным его креплением. А сигнал с него на серверное оборудование мог не поступить из-за ряда причин: отсутствия связи у мобильного оператора, неисправности оборудования и др.

Однако было установлено, что сигнал отсутствовал весь день, кроме обеденного перерыва, в который водитель приезжал в столовую. А вот во время работы других водителей таких отключений не было.

Сигнал со спутника устойчив благодаря спутниковой системе ГЛОНАСС. Передача данных с прибора может отсутствовать только в случае отключения прибора или при разъединении разъемов, на которых установлены пломбы. Если исчезает мобильная связь, то сигнал может временно исчезнуть. Но система так устроена, что запись продолжается и, в конечном счете, сведения о маршруте движения транспортного средства поступают на компьютер. Кроме того отсутствие сигнала оператора мобильной связи отразится сразу на всех транспортных средствах, которые оборудованы аналогичными приборами.

Что касается отключения питания навигационного прибора, то оно возможно. Но лишь при отсутствии основного аккумуляторного питания. В этом случае автомобиль должен быть не исправен и не двигаться.

Не может быть случайным и следующее. Во-первых, повреждение пломбы. Ведь сама по себе она не может порваться. Поскольку это специальный прочный материал, который невозможно повредить при движении автомобиля, даже по бездорожью. Деформация пломбы возможна при разъединении штекеров в разъемах путем физического воздействия лица, имеющего доступ к установленному навигационному прибору. А цель установки пломбы на таком приборе - исключение вмешательства в его работу и возможность отслеживания.

Во-вторых, исключается плохой контакт прибора с питанием. Так как тогда было бы постоянное его то отключение, то включение. А этого не происходило. Кроме того для отсоединения или присоединения штекера в прибор нужны секунды, что аналогично включению любого электроприбора в розетку.

Поэтому нарушение целостности пломбы может свидетельствовать лишь об одном – постороннем вмешательстве в его работу. На этом основании арбитры признали вину водителя доказанной, а наложение взыскания - обоснованным.

Если водитель не управлял транспортным средством

А вот арбитрам Автозаводского районного суда г. Тольятти в решении от 3 октября 2014 г. № 12-621/2014 система ГЛОНАСС помогла доказать невиновность сотрудника. Это решение явилось первым пересмотром дела, в котором водитель был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса об административных правонарушениях – «невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения».

А именно: водитель припарковал автомобиль на территории завода для его разгрузки (под рампу). Так как ему сказали, что разгружать машину будут не скоро, то он пошел в нее спать, выпив перед этим спиртной напиток (водку). Через некоторое время его разбудила охрана, попросив пройти медицинское освидетельствование в медсанчасти на территории завода. Работник согласился. Освидетельствование проводила медсестра, в присутствии охраны. В итоге у водителя было зафиксировано алкогольное опьянение. А по приезду сотрудников ГАИ в отношении водителя был составлен протокол. В нем указали, что он управляли автомобилем в нетрезвом состоянии в 16 часов 30 минут. Однако сотрудник не согласился с таким выводом, указав это в протоколе.

На основании этого мировой судья лишил водителя права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев и наложил на него штраф в размере 30 тыс. руб.

Работник подал жалобу по поводу этого решения. К ней он приложил распечатки из системы ГЛОНАСС, так как его транспортное средство оборудовано GPS. По ним было видно, что автомобиль, которым он управлял, стоял неподвижно с 15 часов 23 минуты 45 секунд до 20 часов 40 минут 58 секунд. Что не совпадает с данными, указанными сотрудниками ДПС в рапорте.

На этом основании Автозаводский районный суд г. Тольятти установил, что вывод о виновности водителя был преждевременным. Поскольку не были соблюдены требования пункта 7 статьи 26.1 Кодекса об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Поэтому постановление мирового судьи было отменено. Однако данное дело было направлено на новое рассмотрение.

Если превышены нормы расхода топлива

В Канский городской суд Красноярского края от трех водителей организации поступил иск. Сотрудники бюджетной организации требовали следующее:

  • признать незаконным приказы о наложении на них дисциплинарного взыскания (замечания) за превышение норм расхода бензина;
  • взыскать незаконно удержанные суммы за перерасход топлива;
  • компенсировать моральный вред и судебные расходы.

Рассмотрев обстоятельства дела, арбитры посчитали, что вина истцов в причинении ими ущерба путем перерасхода топлива не доказана, а сделанные выводы являются неубедительными. Почему? Судьи аргументировали это так.

Во-первых, при наложении дисциплинарного взыскания работодатель основывался на данных системы ГЛОНАСС. Что является неправильным. Поскольку эта система является стандартной и неадаптированной к коммуникационным условиям, в частности к инфраструктуре и климатическим особенностям местности. А город, в котором трудятся работники, имеет определенную специфику – дороги, и прочая инфраструктура не в полной мере отвечают современным требованиям.

Во-вторых, не было учтено техническое состояние автомобилей. То есть то, что износ их значителен, а ремонт осуществлялся в неустановленных технических стандартах, в том числе и в организациях, не в полном объеме отвечающих установленным стандартам по ремонтной базе.

В-третьих, проведенное служебное расследование является не убедительным. Так как в его основу положены недостоверные параметры системы ГЛОНАСС и условия ее использования.

Поэтому судьи отменили приказы о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания и удержании из заработной платы сумм причиненного ущерба.

А вот в части компенсации морального вреда и судебных расходов их иск был удовлетворен лишь частично. Арбитры учитывали то, что бюджетная организация – ответчик имеет недостаточно значительный объем финансирования. То есть ими был учтен принципа разумности и справедливости (решение от 30 мая 2014 г. № 2-1272\2014).

Вывод

Система ГЛОНАСС может помочь подтвердить вину работника или наоборот доказать его непричастность к определенным действиям. Но при этом нельзя забывать о соблюдении норм законодательства, например, при увольнении в связи с утратой доверия. Ведь в противном случае при обращении сотрудника в суд расторжение трудового договора будет признано арбитрами незаконным.

Ваших коллег сейчас больше всего интересует:
• Как облегчить себе работу над 6-НДФЛ
• Справка для центра занятости: считаем средний заработок
• Исправляем ошибки в расчете пособий по больничным

Советуем оформить подписку на журнал "Зарплата в учреждении" до конца месяца на выгодных условиях.


Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Наш сайт для тех, кто рассчитывает зарплату в учреждениях госсектора

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль