Учетная политика учреждения: правила игры

40385
Источник: "Казенные учреждения. Учет. Отчетность. Налогообложение" Реформа учреждений сектора госуправления затронет один из основных документов бухгалтера - учетную политику. Этот документ определяет порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, принимается единожды и может быть изменен только в специальном порядке. Разрабатывая учетную политику - своего рода правила игры, - бухгалтер должен видеть перспективу, в каком направлении движется его учреждение и как сформировать эффективный и грамотный локальный финансовый инструмент.

Общие положения и нормативное регулирование учетной политики учреждения

Учетная политика является составным элементом системы стандартов, регламентирующих ведение учреждением бухгалтерского учета.

Федеральным учетным стандартом с 2011 г. является Инструкция по при­менению Единого плана счетов, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), Инструкция по веде­нию учета для соответствующего типа государственного (муниципального) учреждения (казенного, бюджетного, автономного), иные законодательные акты федерального уровня. Субъектами РФ, муниципальными образовани­ями, а также различными министерствами и ведомствами могут вырабаты­ваться учетные стандарты соответствующего уровня.

С целью обеспечения ведения бухгалтерского учета учреждение должно принять необходимые решения по вопросам, не оговоренным в Инструкции № 157н, иных нормативных документах, регламентирующих порядок ведения учета, учетных стандартах, утвержденных вышестоящими органа­ми. Такие решения образуют локальный стандарт учета и реализуются в виде учетной политики учреждения.

В учетной политике учреждения отражается:

  • рабочий план счетов;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в т. ч. порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответ­ствии с утвержденным графиком документооборота;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, не установленные законодательством РФ;
  • порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Что не следует включать в учетную политику

Учетная политика учреждения не должна выходить за рамки националь­ных стандартов. При ее формировании бухгалтеру необходимо соблюдать следующие правила.

1. Недопустимо устанавливать в учетной политике учреждения положения, противоречащие требованиям действующих учетных стандартов, законо­дательства РФ.

2. Требования, определенные в федеральных учетных стандартах обязатель­ны для исполнения, даже если они кажутся неудобными. Недопустимо отменять такие требования учетной политикой.

Пример

В пп. 213 и 216 Инструкции № 157н предусмотрено только два случая выдачи денеж­ных средств подотчетному лицу:

  • на основании заявления - в счет предстоящих расходов;
  • на основании авансового отчета - в случае перерасхода ранее выданных средств.

Недопустимо в рамках учетной политики устанавливать способ расчета с подот­четными лицами, при котором сотрудник сначала производит расходы за счет личных средств, а затем получает от учреждения возмещение.

3. Не рекомендуется фиксировать в учетной политике фамилии сотрудни­ков, отвечающих за отдельные учетные операции, поскольку кадровый состав в течение года может меняться. Такие назначения осуществляются посредством отдельных распоряжений руководителя учреждения.

4. Не следует отражать в учетной политике числовые показатели, касающие­ся расходования материальных запасов (нормы, сроки эксплуатации, даты перехода на зимнюю и летнюю нормы расхода топлива и т. п.). Такие пока­затели могут изменяться, поэтому более разумно утверждать их распоряже­ниями руководителя, и ссылку на это зафиксировать в учетной политике.

5. Не следует переписывать в учетную политику учреждения положения Инструкции по ведению Единого плана счетов. Для решения текущих вопросов учета такие действия бессмысленны и могут свидетельствовать о формальном подходе к формированию учетной политики.

Структура учетной политики. Учетный план счетов

Согласно положениям п. 21 Инструкции № 157н на основе соответству­ющего Плана счетов и Инструкции по его применению учреждением раз­рабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Структура аналитического кода в номере счета рабочего плана счетов:

1-17 разряды - код бюджетной классификации Российской Федерации;

18 разряд - код вида финансового обеспечения (деятельности):

1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета;

2 - приносящая доход деятельность;

3 - средства во временном распоряжении;

19-23 разряд - синтетический код счета Единого плана счетов;

24-26 разряды - аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

В 24-26 разрядах счета отражаются коды КОСГУ

При формировании рабочего плана счетов в составе учетной политики учреждения следует обязательно указать:

  • дополнительные аналитические счета, если в состав счета были добав­лены дополнительные аналитические коды (п. 1 Инструкции № 157н);
  • дополнительные забалансовые счета (п. 332 Инструкции № 157н);
  • дополнительные аналитические разрезы, не предусмотренные учетными стандартами.

Для каждого дополнительного забалансового счета следует указать:

  • код (может быть цифровым, цифро-буквенным, буквенным; формат кодов дополнительных счетов не лимитирован);
  • назначение;
  • первичные документы, на основании которых отражаются операции по счету;
  • учетные регистры, на которых будут накапливаться данные по счету.

Методы оценки имущества и обязательств

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бух­галтерском учете» и п. 13 Инструкции № 157н бухгалтерский учет должен вестись в рублях. Следовательно, недопустимо наличие в учете учреждения объектов без указания цены.

Инструкция № 157н предусматривает ряд ситуаций, когда необходимо произвести оценку имущества или обязательств по рыночной цене, напри­мер: принятие к учету непроизведенных активов, впервые вовле­каемых в хозяйственный оборот; получение нефинансовых активов по договорам дарения; выявление при инвентаризации неучтенных объектов нефинансовых активов; получение материальных запасов, оставшихся у учреждения в ре­зультате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества; определе­ние размера ущерба (дебиторской задолженности по возмещению ущерба), причиненного недоста­чами, хищениями.

Указанный перечень не является исчерпывающим. К разным видам нефи­нансовых активов могут быть применены различные методы определения рыночной цены (например, к новым одни, а к бывшим в употреблении -другие). В рамках учетной политики следует конкретизировать методику определения рыночной цены.

Технология обработки учетной информации

При определении технологии обработки учетной информации следует указать:

  • способ обработки (автоматизированный или ручной). При автоматизированном способе ведения учета отмечаются все виды используемого программного обеспечения. При неполной автоматизации учета указывается, каким способом ведутся те или иные его разделы;
  • формы дополнительных учетных регистров, не предусмотренных учет­ными стандартами; а также, если форма стандартных учетных регистров изменена или в них добавлены дополнительные реквизиты;
  • порядок хранения учетных данных в цифровой (электронной) форме.

Правила документооборота

При определении правил документооборота следует указать:

  • способы формирования первичных документов (заполнение вручную или на компьютере, использование электронных документов);
  • порядок визирования первичных документов;
  • периодичность вывода учетных регистров на бумажные носители при ведении учета автоматизированным способом (может быть различным для разных учетных регистров);
  • порядок хранения документации.

Формы первичных (сводных) учетных документов

Не для всех хозяйственных операций, упомянутых в Инструкции № 157н и Инструкции № 162н1, учетными стандартами предусмотрены соответству­ющие первичные документы. Например, не указан первичный документ, на основании которого в учете отражается операция разукомплектации (час­тичной ликвидации) объектов нефинансовых активов (п. 27 Инструкции № 157н); не указана форма заявления на выдачу денежных средств под отчет (п. 213 Инструкции № 157н).

В некоторых случаях в стандартные формы первичных документов учреждением могут быть добавлены дополнительные реквизиты. Напри­мер, Инструкция № 162н предусматривает применение для отражения операций с основными средствами ряда первичных документов класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» Общерос­сийского классификатора управленческой документации (ОКУД), формы которых утверждены постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299.

В то же время п. 52 Инструкции № 157н предусматривает необходимость согласования документов поступления и выбытия основных средств с собст­венником имущества, но соответствующие графы в унифицированных фор­мах класса 03 ОКУД не предусмотрены.

Для таких случаев, в т. ч. и для учетных операций, определяемых отрасле­вой спецификой учреждения, в учетной политике следует утвердить формы первичных документов, следуя требованиям п. 7 Инструкции № 157н об обязательном наборе реквизитов первичного документа.

Порядок осуществления внутреннего финансового контроля

В рамках определения порядка внутреннего финансового контроля сле­дует указать:

  • объекты контроля (разделы учета, проверяемые подразделения);
  • способ проведения контрольных мероприятий (сплошной или выбо­рочный);
  • контрольные действия (например, осмотр, инвентаризацию, наблюдение, пересчет, экспертизу, контрольные замеры);
  • сроки проведения контрольных мероприятий (по плану, внезапно, при возникновении определенных обстоятельств).

Пример

Ревизию кассы следует производить внезапно, не реже одного раза в квартал. Про­верку показаний одометра автомобиля рекомендуется проводить не реже одного раза в месяц.

Иные вопросы, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета

Инструкция № 157н содержит ряд прямых указаний на то, что опреде­ленный порядок ведения учета должен быть установлен учетной политикой. Например, согласно п. 318 Инструкции № 157н учет принятых и денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики.

По ряду вопросов Инструкция № 157н предлагает выбор из нескольких вариантов ведения учета. В рамках учетной политики необходимо отразить выбранный вариант. Допустимо устанавливать разные варианты для различ­ных групп объектов учета (для различных счетов).

Например:

  • п. 101 Инструкции № 157н дает возможность выбора единицы учета мат-запасов: номенклатурный номер, партия, однородная группа и т. п.;
  • п. 108 дает возможность выбора способа расчета стоимости при выбытии (списании) матзапасов: по средней или фактической цене единицы. Некоторые вопросы в Инструкции № 157н, как и в иных учетных стандартах, не оговорены. Соответствующие определения также следу­ет предусмотреть в рамках учетной политики и вести учет согласно им. Например:
  • в п. 71 Инструкции № 157н определено, что непроизведенные активы отражаются в учете в момент их вовлечения в хозяйственный оборот, но никаких разъяснений термина «вовлечение в хозяйственный оборот» не приводится;
  • в п. 46 определено, что каждому объекту основных средств должен быть присвоен уникальный инвентарный номер, при этом никаких ограни­чений на формат инвентарного номера не предусмотрено. Способ его формирования определяется в рамках учетной политики.

Учетная политика для целей налогообложения

В отдельном порядке (отдельно от учетной политики для целей ведения бюджетного учета или в составе единого документа) учреждения формируют учетную политику для целей налогового учета.

Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) под учетной политикой для целей нало­гообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (ме­тодов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для налогообложения показателей финансово-хозяйствен­ной деятельности налогоплательщика. В учетной политике для целей налогообложения подлежат отражению:

1. Формы учетных регистров, не предусмотренные законодательством.

В соответствии с положениями Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ с 2011 г. из НК РФ исключена статья 321.1, определявшая для бюджетных учреждений специфический порядок ведения налогового учета. Все госу­дарственные (муниципальные) учреждения обязаны вести налоговый учет на общих основаниях. Согласно положениям ст. 313 и других норм НК РФ необходимо определить формы, состав и порядок образования регистров налогового учета.

2. Решения по вопросам, в отношении которых НК РФ предоставляет ор­ганизациям выбор. Например:

  • ст. 259 НК РФ предлагает выбор одного из способов начисле­ния амортизации основных средств для целей налогового учета: линейный или нелинейный. Выбранный вариант должен быть отражен в учетной политике;
  • п. 8 ст. 254 НК РФ предлагает возможность использования од­ного из четырех методов определения сумм затрат по расходо­ванию материальных запасов;
  • ст. 271-273 НК РФ определяют два возможных метода призна­ния доходов и расходов для целей налогового учета: метод на­числений и кассовый.

Источник: журнал "Казенные учреждения. Учет. Отчетность. Налогообложение"

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×