Как подготовить и провести конкурс с ограниченным участием

4249
Конкурсная процедура построена на принципах открытости, прозрачности, добросовестной конкуренции. Любые ограничения закон жестко контролирует. В случаях, когда без них не обойтись, например при проведении конкурса с ограниченным участием, законные права заказчиков и участников закупок должны быть защищены специальными нормами.

Открытый конкурс с ограниченным участием имеет два главных отличия от конкурса, в котором такого ограничения нет. Они вытекают из определения, приведенного в части 1 статьи 56 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ):

  • в конкурсе имеют право принять участие организации, которые соответствуют единым и дополнительным требованиям заказчика;
  • победителя выбирают среди участников, прошедших предквалификационный отбор.

Эти условия влияют на порядок проведения процедуры. Так, выделяют следующие основные стадии открытого конкурса с ограниченным участием:

  • размещение извещения о проведении открытого конкурса с ограниченным участием и конкурсной документации в единой информационной системе с последующим приемом заявок;
  • вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа к электронным заявкам);
  • предквалификационный отбор участников конкурса;
  • рассмотрение и оценка заявок;
  • заключение контракта с участником, предложившим лучшие условия исполнения контракта.

Как видно, отличия от открытого конкурса без ограничений минимальны. В данном случае перед рассмотрением заявок обязательно проводят предквалификационный отбор. На этом этапе всех участников проверяют на соответствие единым и дополнительным требованиям. При открытом конкурсе участников проверяют только на соответствие единым требованиям и осуществляют эту процедуру на этапе рассмотрения и оценки заявок.

Случаи проведения

Данный способ закупки имеет узкую область применения. Согласно части 2 статьи 56 Закона № 44-ФЗ, конкурс с ограниченным участием проводится в случае, если объект закупки представляет собой:

  • товары, работы или услуги, которые могут быть поставлены, выполнены или оказаны только отдельными организациями. Такая ситуация возникает, если заказчик планирует к закупке технически и (или) технологически сложный (включая высокотехнологичный), инновационный, а также специализированный объект;
  • работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • реставрационные работы в отношении предметов и коллекций, относящихся к Музейному фонду Российской Федерации;
  • работы по восстановлению документов Архивного фонда Российской Федерации и особо редких документов, включенных в другие библиотечные фонды;
  • работы или услуги, требующие допуска к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музеев, к системам обеспечения безопасности предметов и коллек­ций музея, архивных документов, библиотечного фонда.

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 (далее — Постановление № 99) расширяет этот список следующими работами и услугами:

  • строительные работы, включенные в код 45 ОКПД (кроме кода 45.12) ОК 034–2007, начальная (максимальная) цена контракта на выполнение которых больше 10 млн руб.;
  • транспортные услуги в случае воинских перевозок (морских и речных).

Закон не обязывает осуществлять такие закупки с помощью конкурса с ограниченным участием. Заказчик может провести их другими возможными способами, не только открытым конкурсом (ч. 2.1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ). При этом у заказчика не будет права предъявлять дополнительные требования к участникам.

Отнесение товаров (работ, услуг) к категории высокотехнологичных и т. д.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона № 44-ФЗ случаи отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам), которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить (выполнить, оказать) только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимую квалификацию, установлены в Постановлении № 99.

В перечень включены:

  • проектно-строительные работы для объектов использования атомной энергии, а также работы по вводу их в действие;
  • работы по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными отходами (от использования до утилизации);
  • конструкторские и производственные работы в отношении оборудования, предназначенного для объектов использования атомной энергии;
  • работы по ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса;
  • работы по строительству, капитальному ремонту, реконструкции особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства (с условием, что начальная (максимальная) цена контракта для государственных нужд составляет 150 млн руб. и более, а для муниципальных — 50 млн руб. и более);
  • работы по строительству, капитальному ремонту, реконструкции искусственных дорожных сооружений, относящихся к автодорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения (при выполнении условия, что начальная (максимальная) цена контракта для государственных нужд составляет 150 млн руб. и более, а для муниципальных — 50 млн руб. и более);
  • услуги в сфере общественного питания; товары пищевой промышленности, предназначенные для использования в организациях, занимающихся образовательной деятельностью, медицинских организациях, организациях соцобслуживания, организациях отдыха детей и их оздоровления (при начальной (максимальной) цене контракта (цене лота) более 0,5 млн руб.).

В Постановлении № 99 для каждого случая определены дополнительные требования, которым должны соответствовать участники, и перечислены документы, посредством которых устанавливают соответствие участников этим требованиям.

Единые и дополнительные требования

Помимо единых требований, приведенных в части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, участники конкурса с ограниченным участием должны соответствовать дополнительным требованиям. Заказчики указывают их в извещении о проведении данного конкурса и конкурсной документации.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ установило перечень отдельных видов товаров, работ и услуг, при закупке которых к участникам предъявляют дополнительные требования. Данная информация содержится в вышеуказанном Постановлении № 99. Для каждого приведенного в акте объекта закупки установлены документы, требуемые для подтверждения соответствия указанным требованиям.

Особенности проведения конкурса с ограниченным участием

По многим параметрам процедуры проведения конкурса с ограниченным участием и конкурса, в котором такого ограничения нет, ничем не отличаются. Это касается условий размещения извещения и документации, порядка вскрытия конвертов с заявками, сроков подписания документов, в том числе контрактов, и т. д.

Главная особенность этого способа закупки состоит в проведении предварительной проверки квалификации участников. Эту процедура предшествует рассмотрению и оценке заявок. Ее основная задача — выявление соответствия участника единым и дополнительным требованиям заказчика. Поскольку объект закупки имеет специфический характер, отбор участников может вызвать у заказчика затруднения. В таком случае привлекают экспертов, которые, помимо этого, помогают оценить конкурсную документацию и заявки участников закупки (ст. 58 Закона № 44-ФЗ).

Сроки проведения конкурса с ограниченным участием

Стадия

Срок или продолжительность (ссылка на норму Закона № 44-ФЗ)

Примечание (ссылка на норму Закона № 44-ФЗ)

Размещение извещения и документации в единой информационной системе

Не позднее чем за 20 календарных дней до установленной в конкурсной документации даты окончания приема заявок на участие в конкурсе

В извещении, помимо информации, предусмотренной статьями 49 и 50, указывают дополнительные требования к участникам закупки

Вскрытие конвертов с заявками

Через 20 календарных дней и более с момента размещения извещения и документации (ч. 1 ст. 49, ч. 3 ст. 56)

Если конкурс проводят повторно, процедуру начинают не ранее чем через 10 календарных дней с момента размещения информации (ч. 3 ст. 55)

Предквалификационный отбор

Не более 10 рабочих дней после вскрытия конвертов (ч. 7 ст. 56)

Дату процедуры ни в извещении, ни в документации не приводят

Рассмотрение и оценка заявок

Не установлен

По общим правилам (ч. 3 ст. 56) процедуру проводят в 20-дневный срок с даты вскрытия конвертов (с учетом этапа предквалификационного отбора).

Срок может быть продлен не более чем на 10 рабочих дней, если объектом закупки являются товары (работы, услуги) в сфере науки, культуры или искусства

Заключение контракта

Через 11—20 календарных дней после рассмотрения и оценки заявок

Через три дня после подписания необходимо разместить данные в реестре контрактов

Кто может провести предквалификационный отбор

Предквалификационный отбор проводит заказчик, а если закупка централизованная — заказчик или уполномоченный орган (учреждение). Заказчик может выбрать в качестве своего представителя одного из членов комиссии (должностного лица заказчика), а также сотрудника контрактной службы. Допускается привлекать для проведения отбора и других сотрудников заказчика. Данное решение заказчик указывает, например, в распоряжении.

Результаты предквалификационного отбора

Допуск или отстранение участника по результатам процедуры отбора необходимо обосновать. Вынесенное решение вместе с обоснованием включают в протокол предквалификационного отбора. В течение трех дней после подведения итогов процедуры документ размещают в единой информационной системе, где каждый может увидеть, какие из участников соответствуют требованиям заказчика. От даты подведения итогов предквалификационного отбора отсчитывают также срок размещения протокола рассмотрения и оценки заявок. Он составляет не более 10 календарных дней (ч. 10 ст. 56 Закона № 44-ФЗ).

Рассмотрение заявок: двойная проверка

На этапе рассмотрения заявок комиссия проверяет, отвечают ли требованиям конкурсной документации предлагаемые в заявке продукция и услуги, а также сама заявка — ее состав, форма, содержание и оформление. Вместе с этим комиссия анализирует, соответствуют ли участники конкурса установленным требованиям, несмотря на то что заказчик уже провел данную проверку. На этот раз комиссия рассматривает заявки только тех участников, которые прошли предыдущую стадию.

Дело в том, что к моменту рассмотрения и оценки заявок участник может перестать отвечать единым или дополнительным требованиям. Например, комиссия может установить, что у участника появилась задолженность по платежам в бюджет. Размер задолженности не должен превышать 25 % балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Не исключена и ошибка при проведении проверки заказчиком.

Оценка заявок

Заявки оценивают по критериям, указанным в части 1 статьи 32 Закона № 44-ФЗ. При этом оценку по критерию квалификации участника нельзя осуществлять с использованием дополнительных требований, установленных в конкурсной документации (ч. 4 ст. 56 Закона № 44-ФЗ).

Пример оценки по критерию квалификации участника: услуги по пассажирским перевозкам

Иногда заказчики в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсах, предметом которого является осуществление пассажирских перевозок автотранспортом общего пользования, устанавливают наличие сертификата соответствия на услуги по перевозке пассажиров автобусами по регулярным маршрутам в городском сообщении.

В данном случае наличие сертификата конкурсная комиссия рассматривает как показатель стабильности работы перевозчика. Однако были случаи, когда антимонопольные органы оспаривали положения о проведении таких конкурсов. В свою очередь арбитражные суды считают, что перевозчик, оказывающий услуги по перевозке, качество которых подтверждено сертификатом соответствия, имеет преимущество при участии в конкурсе (в виде повышенного балла). Установление данного критерия не нарушает права других участников, так как не создает ограничений на участие в конкурсе. Кроме того, это позволяет выявить и привлечь к участию наиболее конкурентоспособные организации. Положения о проведении конкурсов не возлагают на претендентов ни обязанности по подаче документов о добровольной сертификации, ни обязанности по прохождению сертификации. И также указанный критерий не применяют на стадии допуска к участию в конкурсе (Определение ВАС РФ от 23 апреля 2012 г. № ВАС-4628/12).

Заключение контракта

Данную процедуру проводят по общим правилам (ст. 54 Закона № 44-ФЗ). Отметим только, что контракт не может быть заключен с участником, если он единственный из всех пройдет этап предквалификационного отбора. В этом случае, а также если все участники будут признаны не соответствующими единым и дополнительным требованиям, конкурс с ограниченным участием не состоится (ч. 9 ст. 56 Закона № 44-ФЗ).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль