Единые рекомендации по оплате труда бюджетников в 2014 году

245
Захарьин Владимир Реонадович
эксперт по бюджетному учету, к.э.н.
В текущем году при разработке Положений об оплате труда в учреждениях нужно руководствоваться Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год*. Рассмотрим, в чем их отличие от прошлогодних Единых рекомендаций.

* Единые рекомендации на 2014 год утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 года.

В.Р. Захарьин, эксперт по бюджетному учету

Общие отличия

Структурно (по составу разделов и их названиям) Единые рекомендации 2014 года по сравнению с прошлогодними не изменились. В то же время между положениями Единых рекомендаций 2013 года и новых Единых рекомендаций имеется ряд весьма существенных отличий, обусловленных следующими факторами:
1) необходимостью реализации так называемых майских указов Президента РФ и требований законодательных и нормативных актов, принятых на федеральном и региональном уровнях в развитие названных указов;
2) вступлением в силу практически в полном объеме нового Закона об образовании (с 1 сентября 2013 года);
3) дальнейшей проработкой законодательной и нормативной базы в развитие Федерального закона об охране здоровья;
4) изменением общих подходов в регулировании зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений:  повышение значимости профстандартов, переориентация направления повышений оплаты труда (с увеличения сумм выплат компенсационного и стимулирующего характера в пользу повышения должностных окладов и тарифных ставок и т. п.);
5) постепенным переходом на трудовые отношения, основанные на положениях эффективного контракта.
В рамках одной журнальной темы подробно рассмотреть и прокомментировать все новации Единых рекомендаций не представляется возможным.
Рассмотрим общие изменения, которые, на наш взгляд, являются наиболее существенными (без учета отраслевой специфики).

Системы оплаты труда бюджетников

В разделе IV «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений» скорректированы нормы, регулирующие правила установления и изменения систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Поправки касаются следующих моментов.
1. Документы, с учетом реализации положений которых устанавливаются и изменяются системы оплаты труда ( п. 7 Единых рекомендаций 2014 года). Этот список дополнен.
Во-первых, Указом Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ему, предполагается доведение к 2018 году средней зарплаты педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100 процентов от средней зарплаты в соответствующем субъекте РФ.
Во-вторых, в список добавлены отраслевые и региональные планы мероприятий («дорожные карты») изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, соцобслуживания населения, культуры, образования и науки.

Методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013–2018 годы)» утверждены приказом Минтруда России от 18 января 2013 г. № 21.

2. Показатели, с учетом которых устанавливаются и изменяются системы оплаты труда. Одним из таких показателей является достигнутый уровень оплаты труда. В новых Единых рекомендациях уточнено ( подп. «в» п. 7), что этот показатель берется в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Росстата).
3. Процедуры, с учетом которых устанавливаются и изменяются системы оплаты труда. Устанавливать и изменять системы оплаты труда рекомендовано с учетом совершенствования порядка установления окладов, ставок зарплаты путем перераспределения средств в ее структуре на значительное увеличение доли тарифной (постоянной) части заработка работников. Цель такого перераспределения – повышение мотивации работников и эффективности их деятельности по заданным критериям и показателям. Его проводят с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти, управляющих в соответствующих видах деятельности, а также с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Размер оклада

Установление окладов. Как прошлогодние, так и новые Единые рекомендации предусматривают установление размеров окладов (должностных окладов), ставок зарплаты с учетом обеспечения их дифференциации. Однако в прошлом году речь шла о различиях в зависимости от требований к профподготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих.
В Единых рекомендациях 2014 года ( п. 11) дифференциация предусмотрена:

  • в зависимости от требований к профподготовке и уровню квалификации;
  • в зависимости от сложности выполняемых работ;
  • на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп).

При этом отдельно оговорено, что по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда.

Аналогичные нормы предусмотрены в пункте 33 Единых рекомендаций 2014 года в отношении установления окладов работникам региональных и муниципальных учреждений.

Указание окладов в Положении об оплате труда. Такое Положение, разрабатываемое учреждением, должно предусматривать фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. В нем нельзя использовать:

  • термин «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов);
  • ставки зарплаты, применяемой в примерных положениях об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными госорганами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что минимальные размеры окладов, указанные в примерных положениях, утвержденных отраслевыми и ведомственными органами управления, не являются обязательными к применению всеми учреждениями отрасли.
Получается, что установление окладов или ставок в меньшем размере нарушением считаться не будет.
Разумеется, при соблюдении иных ограничений по минимальному размеру зарплаты работника, установленных законодательными или нормативными актами общего действия.
Аналогичная рекомендация в отношении положений об оплате труда в региональных и муниципальных учреждениях закреплена в пункте 35 Единых рекомендаций 2014 года.

Стимулирующие выплаты

Положения Единых рекомендаций, регулирующие общие правила установления размеров и осуществления выплат стимулирующего характера, дополнены ссылками на нормативные акты Минздрава России, Минтруда России и Минобрнауки России, принятые в 2013 году и устанавливающие принципы и подходы к разработке показателей и критериев эффективности работы.
Таким образом, на уровне учреждений ранее разработанные локальные нормативные акты в части расчетов по выплатам стимулирующего характера (например, Положения о премировании) должны быть как минимум пересмотрены и уточнены с целью обеспечения соответствия требованиям нормативных актов (методических рекомендаций), упомянутых в пункте 16 Единых рекомендаций 2014 года.

Трудовой договор

При заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении № 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы.

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.

А также предлагается использовать Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н. Об этом сказано в пункте 20 Единых рекомендаций 2014 года.
Для работников учреждений регионального и муниципального уровня такая же рекомендация приведена в пункте 36 Единых рекомендаций 2014 года.

Оплата труда руководящих работников

Положения раздела, посвященного системам оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, претерпели два изменения.
Во-первых, в новых Единых рекомендациях этот раздел дополнен пунктом 25, норма которого обязывает учреждения оформлять условия оплаты труда руководителей учреждений в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 329.

Постановлением № 329 утверждена типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения.

Во-вторых, уточнен порядок определения предельного уровня зарплаты руководителя учреждения. Общее правило, согласно которому предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей и работников учреждения рекомендуется определять в кратности от 1 до 8, сохранено. При этом уточнено, что при определении соотношения учитывается зарплата руководителя и работников учреждения, формируемая за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемая за календарный год.

Соглашения о минимальной зарплате

В новых Единых рекомендациях появился пункт 32. В нем рекомендуется органам госвласти субъектов РФ, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей заключать в 2014 году региональные соглашения о минимальной зарплате. И действие таких соглашений должно распространяться на всех работников госучреждений субъекта РФ и муниципальных учреждений. Практическое значение данной рекомендации, по нашему мнению, в том, что соответствующее соглашение может быть заключено в течение года, что в свою очередь может обусловить необходимость пересмотра окладов и тарифных ставок по некоторым должностям (наименее оплачиваемым).

Важно запомнить

Как и прежде, предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей и работников учреждения рекомендуется определять в кратности от 1 до 8. При определении соотношения учитывается заработная плата, формируемая за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемая за календарный год.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×