Особенности начисления районного коэффициента

149
Пособие по уходу за ребенком до полутора лет назначается с учетом районного коэффициента, даже если работница не имела за последние 12 месяцев календарной работы среднего заработка*. О специфике расчета таких коэффициентов – в нашем материале.

А.И. Куприн, консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения

* Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2013 г. № 05АП-13570/2013 по делу № А51-13646/2013.

Региональная специфика оплаты труда

В настоящее время труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере ( ст. 146 Трудового кодекса РФ).
Специфика оплаты труда в северных районах заключается в применении в том числе районных коэффициентов ( ст. 316 Трудового кодекса РФ).
Указанные выплаты являются составной частью оплаты труда, они предусматриваются положением учреждения по оплате труда и закрепляются в коллективном и трудовом договоре с работником.
Кроме того, в силу норм статьи 57 Трудового кодекса РФ одним из обязательных для включения в трудовой договор является условие о месте работы, а в случае когда работник принимается для работы в обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – месте работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.
Некоторые организации, отправляя работников в филиалы, расположенные в регионах, где выплачиваются районные коэффициенты, забывают в трудовом договоре упомянуть о такой выплате.
Так, сотруднику Санкт-Петербургской организации, направленному в Вологодский филиал, в трудовом договоре были указаны только размеры оклада и компенсации за телефон и автомобиль. После увольнения он потребовал доплатить районный коэффициент. Суд встал на сторону работника, так как локальный нормативный акт, устанавливающий дополнительные выплаты и определяющий порядок начисления районных коэффициентов, в организации не издавался ( определение Санкт-Петербургского городского суда от 14 февраля 2012 г. № 2083).
Аналогичное решение принял Тюменский областной суд в кассационном определении от 4 мая 2011 г. № 33-2139/2011.

Определение коэффициента и надбавки

При определении размера районного коэффициента и надбавки к заработной плате за стаж работы следует применять законодательные акты СССР, действующие на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса РФ.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.

До 28 июня 2011 года при определении размера районных коэффициентов применялось постановление Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» (далее – постановление № 76), согласно которому были введены районные коэффициенты в повышенных размерах. Пунктом 13 постановления № 76 было предоставлено право Советам министров республик, входящих в состав России, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах, действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Однако оно признано утратившим силу в связи с принятием постановления Правительства РФ от 14 июня 2011 г. № 466.
Бюджетные организации продолжают применять тот размер районного коэффициента, который был установлен местными законодательными актами.
Однако для организаций Министерства обороны РФ приказом министра обороны РФ от 10 ноября 2008 г. № 555 в некоторых случаях районные коэффициенты были установлены ниже, чем те, которые применялись ранее.
К примеру, Усть-Илимский район Иркутской области отнесен к районам, где к заработной плате гражданского персонала применяется коэффициент 1,4, в то время как постановлением главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 г. № 9, которое принято на основании пункта 13 постановления № 76, коэффициент составлял 1,6.
Иркутский областной суд апелляционным определением от 12 декабря 2012 г. № 33-10029-12 решил, что коэффициент 1,6 не может распространяться на оплату труда лиц, работающих в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета.
Также арбитры указали: для того чтобы ввести понижающий коэффициент, следует воспользоваться статьей 72 Трудового кодекса РФ и частью 1 статьи 74 Трудового кодекса РФ, то есть письменно предупредить работника об изменении районного коэффициента не позднее чем за 2 месяца.

Расчет МРОТ с учетом коэффициента

Минимальный размер оплаты труда включает в себя и районный коэффициент, и северную надбавку (ст. 129, 133 Трудового кодекса РФ). Однако формулировкастатьи 129 Трудового кодекса РФ вступает в противоречие со статьями 315, 316,317 Трудового кодекса РФ и Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», требующими производить оплату северянам в повышенных размерах.
С этим противоречием пришлось разбираться Верховному суду РФ, который в определении от 30 августа 2013 г. № 93-КГПР13-2 решил, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее МРОТ при условии, что их заработная плата без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы будет не менее установленного федеральным законом МРОТ.
В результате количество решений местных судов, требующих от работодателей не включать в минимальный размер оплаты труда районный коэффициент, в настоящее время измеряется тысячами.
Впрочем, с МРОТ есть один нюанс: из пункта 1 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ следует, что региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
К примеру, в Мурманской области на 2011 год была установлена минимальная заработная плата в размере 7903 руб.
При этом пунктом 1 Порядка начисления ежемесячной доплаты до размера минимальной заработной платы, установленной в Мурманской области (утвержден постановлением Правительства Мурманской области от 22 марта 2010 г. № 115-ПП), определено, что ежемесячная доплата до регионального МРОТ устанавливается к начисленной заработной плате.
Верховный суд РФ определением от 14 сентября 2012 г. № 34-КГ12-7 решил, что в данном случае на региональный МРОТ районный коэффициент начисляться не должен.

Выплата пособий по соцстрахованию

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособия выплачиваются с учетом районных коэффициентов. Однако на практике выяснилось, что определить их размер совсем не просто. Письмом ФСС России от 2 декабря 2002 г. № 02-18/05-8417 соцстрах сообщил, что при определении размеров пособий в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, учитываются коэффициенты, установленные решениями федеральных органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти СССР для непроизводственных отраслей.
При временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие в соответствии с федеральными законами ( ст. 183 Трудового кодекса РФ). Департамент по вопросам пенсионного обеспечения Минздравсоцразвития России письмом от 9 июня 2003 г. № 1199-16, департамент доходов населения и уровня жизни Минздравсоцразвития России письмом от 19 мая 2003 г. № 670-9, а также Пенсионный фонд РФ письмом от 9 июня 2003 г. № 25-23/5995направили для использования в практической работе сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке.
Однако в постановлении от 2 апреля 2009 г. № Ф04-1874/2009(3458-А75-32) ФАС Западно-Сибирского округа уточнил, что ссылки на данные информационные письма несостоятельны, поскольку они не относятся к нормативным актам и имеют информационный характер.
Следовательно, районные коэффициенты, начисляемые на зарплату, должны совпадать с размерами коэффициентов, начисляемых на пособия. В противном случае ФСС России будет получать необоснованную выгоду.
ФАС Восточно-Сибирского округа решил, что поскольку администрацией Красноярского края принято постановление от 21 августа 1992 г. №311-п, которым установлен единый районный коэффициент 1,3 вместо действующего коэффициента 1,2 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, для выплаты пособий следует применять коэффициент 1,3 ( постановление от 29 мая 2008 г. № А33-15507/07-Ф02-2142/08).
Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 7 августа 2012 г. № А29-5526/2011 также решено, что пособия по временной нетрудоспособности сотрудника правомерно исчислены с учетом максимального размера пособия районного коэффициента, равного 1,5, а не 1,3, как настаивал ФСС России.

Расчет среднего заработка

При изменении системы оплаты труда работников учреждений может быть принято решение о повышении заработной платы как всем работникам организации, так и отдельным ее сотрудникам.
Бухгалтеру стоит обратить внимание, что не все выплаты, которые учитываются при расчете среднего заработка, подлежат пересчету.
Если работник учреждения в расчетном периоде не имел заработка или средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц оказался ниже минимального размера оплаты труда, средний заработок для расчета пособий берется равным МРОТ ( ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255ФЗ).
Согласно данной норме, в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие, исчисленное застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда, определяется с учетом этих коэффициентов.
Рассмотрим пример из арбитражной практики.
Среднедневной заработок работницы составил 163,85 руб.
При этом среднедневной заработок, рассчитанный из МРОТ, составил 151,59 руб., а с учетом уральского районного коэффициента (15%) – 174,33 руб. Работодатель рассчитал пособие исходя из 174,33 руб. Однако ФСС России потребовал рассчитать его из 163,85 руб.
Аргументы соцстраха были таковы: из буквального толкования пункта 11.1Положения об особенностях порядка исчисления пособий (утвержденопостановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375) следует, что средний заработок сотрудника учреждения в расчете за полный месяц прежде всего необходимо сравнивать с минимальным размером оплаты труда без учета районного коэффициента. Так как районный коэффициент применяется не на стадии сравнения среднего заработка, а уже к сумме исчисленного из МРОТ пособия.
Однако ФАС Уральского округа в постановлении от 19 августа 2013 г. № Ф09-7942/13 решил, что организация расчет произвела верно, поскольку в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате работников, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль