Переходный период: успеть все

6471
Переходный период: успеть все
В переходный период основная нагрузка ложится на учредителя казенного учреждения. Учредитель утверждает устав, назначает руководителя и принимает решение о том, какие учреждения будут работать в соответствии с государственными заданиями. Какие еще организационно-правовые вопросы необходимо решить учредителям и казенным учреждениям? Эти и другие важнейшие вопросы переходного периода разъясняет заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Татьяна Саакян.

Источник: журнал "Казенные учреждения. Учет. Отчетность. налогообложение" 

- Татьяна Васильевна, какие задачи во время переходного периода, на­чавшегося с января 2011 г., необхо­димо решить казенным учрежде­ниям и на что обратить основное внимание?

- Работа по подготовке к изменению типа бюджетного учреждения на казен­ное начата задолго до 2011 г. Правитель­ством РФ был утвержден план подготов­ки в 2010 г. нормативных правовых актов, необходимых для реализации Закона № 83-ФЗ.

Аналогичные планы должны были быть утверждены в субъектах РФ (муни­ципальных образованиях). В течение все­го 2010 г. Минфин России осуществлял формирование нормативно-правового поля, в рамках которого будут действо­вать учреждения, в т. ч. и нового типа -казенного.

Согласно ст. 31 Закона № 83-ФЗ к нояб­рю 2010 г. федеральные органы исполни­тельной власти должны были определить­ся с перечнем типов подведомственных им федеральных учреждений и предста­вить его в Федеральное казначейство. По сути это должна была быть «фотогра­фия» подведомственного сектора, факти­чески сложившаяся на 1 ноября 2010 г.

В указанном перечне казенные учреж­дения могли появиться только в двух случаях: в силу ст. 31 Закона № 83-ФЗ либо на основании отдельного распоряжения Правительства РФ. Но при условии, что соответствующий федеральный орган ис­полнительной власти успел внести про­ект такого распоряжения в правитель­ство до 1 октября 2010 г. Принятие решения об изменении типа учреждения с бюджетного на казенное с 1 января 2011 г. осуществляется в поряд­ке, установленном постановлением РФ № 539.

Кроме того, к 1 декабря 2010 г. Закон № 83-ФЗ обязывал принять нормативные правовые акты, регламентирующие со­здание казенных учреждений в субъек­тах РФ (муниципальных образованиях).

В переходный период основная нагрузка ло­жится на орган исполни­тельной власти (местного самоуправления), осу­ществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.

В соответствии с постановлением РФ № 537 орган, осуществляющий функ­ции и полномочия учредителя - главный распорядитель средств федерального бюджета, - самостоятельно принима­ет решение об установлении соответ­ствующего типа подведомственных ему бюджетных учреждений. А в отношении казенных учреждений - утверждает ус­тав, назначает (при необходимости) ру­ководителя и принимает решение о том, какие из учреждений будут работать в соответствии с государственными зада­ниями.

При этом, независимо от того, будет казенное учреждение работать в рамках государственного задания или нет, фи­нансовое обеспечение его деятельности осуществляется на основании бюджет­ной сметы.

Важно разобраться и с таким вопро­сом, как распоряжение имуществом, на­ходящимся у казенного учреждения на праве оперативного управления, в т. ч. при сдаче его в аренду.

В переходный период порядок исполь­зования казенным учреждением доходов от сдачи в аренду имущества, находяще­гося в государственной (муниципальной) собственности, полученных средств от иной приносящей доход деятельности устанавливается законом субъекта РФ (правовым актом муниципального об­разования).

Таким образом, в переходный период на основании указанного закона (реше­ния) субъекта РФ (муниципального об­разования) казенные учреждения вправе использовать средства, полученные от приносящей доход деятельности, в т. ч. от сдачи в аренду имущества на обеспечение своей деятельности.

По окончанию переходного периода все полученные казенным учреждением средства от приносящей доход деятельности будут зачисляться в соответству­ющий бюджет.

Дата окончания переходного периода устанавливается в отношении федераль­ных бюджетных учреждений федераль­ными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномо­чия учредителя, в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципаль­ных бюджетных учреждений) законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления). Это может быть любая дата, но не позднее 1 июля 2012 г.

Бюджетные учреждения в переход­ный период (до момента перевода их на новый порядок финансового обес­печения деятельности) также работают в пре­жнем правовом режи­ме и сохраняют статус получателя бюджетных средств. То есть прини­мают и исполняют бюд­жетные обязательства за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, используют доходы от приносящей доход деятельности в со­ответствии с генеральными разрешени­ями (разрешениями), и сметами доходов и расходов и т. д.

- Кто и на каком основании прини­мает решение о смене статуса уч­реждения?

- Решение всех вопросов о системе региональных и муниципальных учреж­дений находится в компетенции соответ­ственно субъектов РФ и муниципальных образований, которые самостоятельно определяют:

1. Какие учреждения переведут в казен­ные, а какие оставят в статусе бюджет­ных.

2. Процедуры, этапы и сроки реформи­рования бюджетной сети в течение переходного периода. Таким образом, Закон № 83-ФЗ не обязывает переводить все бюджетные учреждения в новый правовой статус, на новый порядок финансового обес­печения, они могут работать и по типу казенных.

Государственное (муниципальное) уч­реждение может быть отнесено к опреде­ленному типу, исходя из сферы деятель­ности, в которой оно создается.

Сферы деятельности бюджетных и ка­зенных учреждений не ограничены.

С учетом особенностей правового по­ложения казенных учреждений целесообразно относить к ним, в первую оче­редь, учреждения, осуществляющие не только оказание государственных услуг, но и выполнение государственных функ­ций в сфере управленческой деятельнос­ти, например:

  • контрольно-надзорные мероприятия;
  • выдачу разрешения, свидетельства, лицензии и т. д.

- Обязаны ли казенные учреждения работать в рамках государствен­ных заданий?

- Согласно ст. 69.2 Бюджетного кодек­са РФ государственное (муниципальное) задание формируется для казенных уч­реждений в соответствии с решением органа государственной власти (госу­дарственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюд- жетные полномочия главного распоряди­теля бюджетных средств.

В данных вопросах следует руковод­ствоваться законодательными актами и здравым смыслом.

Например, есть ли смысл устанавли­вать государственное задание для воин­ской части или учреждения, осущест­вляющего исполнение наказания, если деятельность этих организаций регла­ментируется уставом (положением)?

- Какие нормативно-правовые акты, на ваш взгляд, требуется принять или доработать, с целью повышения эффективности рабо­ты казенных учреждений?

- Прежде всего, я бы рекомендовала актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местной администрации муниципально­го образования установить необходимость разработки и утверждения органами, осуществляющими функ­ции и полномочия казен­ных учреждений, нормативных правовых документов, которые регламентированы постановлением № 537 (о нем я говорила выше). При этом важно учесть особенно­сти каждого субъекта РФ или муници­пального образования: ^ порядок согласования распоряжения недвижимым и движимым имущест­вом (списание, сдача в аренду и т. д.);

  • порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений;
  • порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности ка­зенного учреждения и об использова­нии закрепленного за ним имущества;
  • порядок определения нормативных затрат при расчете субсидии на выполнение государственного (муници­пального) задания.

И, наконец, основной документ, ко­торый должен быть принят (изменен) в отношении казенного учреждения, -это устав. Именно он регламентирует деятельность учреждения, в т. ч. ока­зание услуг на платной основе (хотя все доходы от этой деятельности с соответстствующей даты должны посту­пать в бюджет, но не позднее 1 января 2012 г.).

- Какие учреждения - казенные или бюджетные - более защищены в социально-экономическом плане?

- Прежде всего, отмечу, что за казен­ным учреждением сохраняется субсиди­арная ответственность государства по обязательствам, а у бюджетных учреж­дений нового типа она устраняется.

Учитывая, что изменение типа уч­реждения не является его реорганиза­цией, имущество сохраняется у него в полном объеме в оперативном управле­нии без перезакрепления. Также не пот­ребуется переназначение руководителя и иных работников учреждения (в т. ч. военнослужащих и приравненных к ним лиц).

Таким образом, социально защищен­ными остаются сотрудники всех учреж­дений.

В 2011 г. нас всех ожидают глобальные перемены в бюджетной сфере. Уверена, что первые положительные результаты начатой реформы во многом зависят от понимания и эффективной работы бух­галтеров и финансистов на местах. 

Источник: журнал "Казенные учреждения. Учет. Отчетность. налогообложение" 



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль