Изменение условий контракта

8868
Нормы контрактного законодательства содержат ряд положений, которые ограничивают участников государственных (муниципальных) закупок в возможности изменить или расторгнуть заключенный контракт. Тем не менее, некоторые условия изменить все-таки можно. Особенно в рамках антикризисных мер.

Анна КОСТЫГИНА, контрактный управляющий

Проект контракта разрабатывает заказчик

Учреждение определяет поставщика в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Главная цель заказчика - заключение и, в дальнейшем, исполнение контракта. При этом в рамках исключительно закупочного законодательства заказчик и исполнитель взаимодействуют друг с другом лишь в отдельных случаях.
Например, когда проводятся конкурентные процедуры, обязанность по разработке проекта контракта лежит на заказчике. Именно заказчик одновременно с извещением должен разместить на официальном сайте документацию о закупке, неотъемлемая часть которой - проект контракта (ч. 1 ст. 65 и ч. 4 ст. 64 Закона № 44-ФЗ). Кроме того, данная обязанность заказчика прямо закреплена в пункте 1 статьи 528 Гражданского кодекса РФ.
По своей сути контракт, как разновидность гражданско-правового договора, регулируется, прежде всего, соответствующими отраслями российского законодательства. От того, как заказчик сформулирует условия контракта, будет зависеть факт его заключения и действительности, а также комфортность исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком).
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Однако даже при достижении соглашения, в дальнейшем могут потребоваться изменения.

Изменить условия контракта можно лишь в ряде случаев 

Изменение контракта на стадии его исполнения возможно в случаях, исчерпывающий перечень которых прописан в статье 95 Закона № 44-ФЗ. Так, например, пунктом 1 данной статьи установлено, что при наличии соглашения сторон, изменение условий контракта возможно, если это было предусмотрено:

  • документацией о закупке;
  • самим заключенным контрактом.

Также к исключениям из общего правила относятся закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если изменение контракта по 44 фз связано:

  • со снижением цены контракта без изменения предусмотренных им количества и качества поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) и иных условий контракта;
  • с предложением заказчика увеличить или уменьшить предусмотренные контрактом количество товара (объем работы, услуги) не более чем на 10 процентов.

С 1 января 2015 года статья 95 Закона № 44-ФЗ действует в редакции Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 498-ФЗ.  В частности, она дополнена частью 1.1, согласно которой в 2015 г. допускается изменение контракта по 44 фз по соглашению сторон следующих отдельных условий контракта или их совокупности:

  • срока исполнения контракта;
  • цены контракта;
  • цены единицы товара (работы, услуги);
  • количества товаров (объема работ, услуг).

Правила изменений определены постановлением Правительства РФ от 6 марта 2015 г. № 198 (далее – Правила № 198), которые действуют до 1 января 2016 года. Ограниченный срок действия данных правил обусловлен тем, что это всего лишь одна из антикризисных мер, которая была разработана в целях:

  • уменьшения финансовой нагрузки на хозяйствующие субъекты при исполнении ими контрактов;
  • поддержания стабильности функционирования системы государственных закупок в период кризиса.

Правила № 198 применяются не только в отношении государственных (муниципальных) контрактов. Они распространяются также и на заключенные до 1 января 2014 года гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков). То есть на договорные отношения в рамках госзакупок, возникшие до контрактной системы.

Применить Правила № 198 можно не всегда

Хотя Правила № 198 вступили в силу с 18 марта 2015 года, их действие распространяется на заключенные договорные отношения, возникшие до 1 января 2015 года. Такое разъяснение дано в совместном письме Минфина России и Минэкономразвития России от 8 июня 2015 г. № 02-02-04/33071, № 14991-ее/Д28и (далее – Совместное письмо). При этом согласно пункту 3 Правил № 198 договорные отношения необходимо заключить на срок свыше 6 месяцев. Полностью завершить их необходимо в 2015 году.
Для того чтобы у сторон возникло право произвести изменение контракта по 44 фз в соответствии с частью 1.1 статьи 95, необходимо соблюдение некоторых моментов. Так, обстоятельства, послужившие причиной изменений, должны носить объективный характер и  делать невозможным исполнение контракта без изменения их условий.
В подпункте «а» пункта 3 Правил № 198 указаны субъекты, имеющие право утверждать перечни товаров (работ, услуг) в отношении поставки (выполнения, оказания) которых возможна корректировка. Вне зависимости от состава  указанных перечней, корректировка возможна, если предмет контракта – строительные работы, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая (подп. «б» п. 3 Правил № 198):

  • приобретение оборудования, входящего в смету строительства;
  • реконструкцию, техническое перевооружение, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением включенного в предмет таких контрактов научно-методического руководства ходом работ.

Существенное значимое условие, необходимое для возможности применения Правила № 198, состоит в том, что валютой контракта должен быть российский рубль (п. 4 Правил № 198).

Не путайте срок исполнения контракта и срок его действия

Сроки исполнения обязательств по контракту определяются в соответствии со статьями 190-194 Гражданского кодекса РФ. При этом не следует путать сроки исполнения обязательств по контракту и срок действия контракта.
Срок действия контракта (наряду со сроком возврата денежных средств, внесенных участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта) - существенное условие в случае, если заказчиком установлено требование обеспечения его исполнения. Дело в том, что в случае установления такого требования участник закупки обязан представить обеспечение исполнения контракта одним из двух способов по своему выбору. Это может быть либо внесение денежных средств на счет заказчика, либо представление банковской гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона № 44-ФЗ. При этом в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. 

При расчете новой цены применяется индекс

При закупках для федеральных нужд цена изменяемого контракта должна превышать 1 млн руб.  Минимальная цена при закупках для региональных и муниципальных нужд устанавливается, соответственно:

  • высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации;
  • местными администрациями.

Кроме того в пункте 13 Правил № 198 перечислены субъекты, которые ежемесячно устанавливают индексы корректировки цен по каждому наименованию товаров, работ, услуг (их групп), включенных в перечни. Решением местной администрации для изменения цен контрактов могут применяться индексы, утверждаемые:

  • высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;
  • уполномоченными ими органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся соответствующие муниципальные образования.

При изменении цены контракта новая цена рассчитывается по формулам, установленным Правилами № 198, с применением установленного соответствующим субъектом индекса корректировки цен. 

Изменение оформите дополнительным соглашением

Согласно пункту 5 Правил № 198 изменение условий действующего контракта должно быть оформлено дополнительным соглашением к контракту, то есть это не одностороннее действие. При этом основанием для заключения такого соглашения является обращение участника закупки, с которым заключен контракт, к заказчику. Указанное обращение должно содержать обоснование невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).
Решение заказчика удовлетворить обращение исполнителя по контракту принимается в соответствии с пунктом 6 Правил № 198. Прежде всего, заказчик ориентируется на  необходимость:

  • исполнения в первоочередном порядке контрактов, предметом которых является поставка товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;
  • достижения результатов мероприятий государственных (муниципальных) программ, федеральных целевых программ либо внепрограммных направлений деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), а также принятых в установленном порядке решений о предоставлении средств для капитальных вложений.

Также должны учитываться объемы фактически исполненных обязательств по контракту на дату принятия решения о внесении в него изменений.
На принятие решения заказчикам отводится 30 дней с момента поступления документов и информации от исполнителя. Такой срок установлен пунктом 7 Правил № 198. При этом расчет и обоснование изменений условий контракта оформляется приложением к дополнительному соглашению. Дополнительное соглашение - неотъемлемая часть контракта. Оно должно быть согласовано с противоположной стороной до подписания. 
В любом случае дополнительное соглашении к контракту, заключенное в соответствии с Правилами № 198, не может предусматривать увеличение количества поставляемого товара, объема выполняемых работ или оказываемых услуг. Речь может идти только об уменьшении указанных характеристик и, соответственно, о пропорциональном уменьшении цены (без учета индексации).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль