Устанавливаем нормы списания топлива

8025
Вдовина Л. Н.
консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению
Минтранс России утвердил новые нормы списания ГСМ. Однако обязательно ли учреждению их применять для целей налогового учета? Ведь, как показывает практика, самостоятельно разработанные показатели больше соответствуют потребностям учреждений. Давайте разбираться.

 


Позиция финансистов
Итак, распоряжением от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р специалисты Минтранса России обозначили базовые нормы расхода топлива, масла, смазок для разных марок отечественных и зарубежных легковых автомобилей, грузовиков, автобусов. Кроме того, определены специальные коэффициенты поправок, на которые можно корректировать показатели норм в зависимости от сезона, местности, массы груза.
Расходы по списанию топлива в налоговом учете признают согласно рекомендациям данного документа. На этом настаи-вают финансисты. В частности, их точка зрения высказана в письме Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/640. В нем сказано, что расходы, произведенные на приобретение топлива для служебного автомобиля, признают обоснованными только в рамках утвержденных Минтрансом России норм. При этом затраты могут быть подтверждены кассовыми чеками на покупку топлива и путевыми листами. В таком случае их можно учитывать при исчислении налога на прибыль.

Альтернативная точка зрения

В Налоговом кодексе РФ сказано, что расходы на покупку ГСМ должны быть экономически обоснованы и подтверждены документально. Но о том, что расходы на топливо должны быть нормированы, там не говорится. Получается, что учреждение может уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму фактических затрат на топливо, даже если они не соответст-вуют лимитам, установленным Минтрансом России.

Можно утвердить собственные нормативы

На практике названные лимиты, как правило, не соответст-вуют реальным фактическим расходам ГСМ в конкретном учреждении. Вследствие чего возникает перерасход топлива.
Кроме того, в распоряжении указанного ведомства приведен далеко не полный перечень эксплуатируемых автомобилей. Минфин России рекомендует по транспортным средст-вам, по которым не приведены нормы, применять данные, указанные в технической документации (письмо Минфина России от 4 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/223). Однако работать с такими показателями невыгодно, так как в документации к автомобилю указывают минимальное потребление топлива для его использования в идеальных условиях, которые далеки от реальных.
Кроме того, данный документ Минтранса России нельзя считать официальным (нормативным актом). Он, так же как и предыдущие варианты, не был ни опубликован официально, ни зарегистрирован в Минюсте России. И даже в названии сказано, что это только «методические рекомендации». А ведь ни Налоговый кодекс РФ, ни какой-либо другой закон не требуют строго их применения. Также на основании пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса РФ Минтранс России не вправе издавать нормативные акты по вопросам налогообложения.
Учитывая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что учреждение имеет право разработать свои (альтернативные минтрансовским) нормы списания ГСМ и применять их.

 

 


 


А какова позиция судей?

Анализ арбитражной практики показывает, что применять нормы Минтранса России не обязательно. Об этом свидетельствуют постановления судов ФАС Уральского округа от 11 октября 2004 г. № Ф09-4196/04-АК, а также ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2002 г. № А56-23095/01. Но, к сожалению, они также свидетельствуют о том, что контролеры, как правило, считают иначе.
 

Как разработать собственные нормы

Чтобы разработать нормы расхода топлива, можно обратиться в специальные ведомства, например в Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта.
Самый простой способ разработать нормы для автомашин конкретного учреждения — произвести контрольный замер. При этом, как правило, учитывают как специфику работы, так и климатические условия, в которых находится данное учреждение.
Для этого в учреждении создают комиссию, которая фиксирует расход топлива каждой машины по их основным марш-рутам. А затем в зависимости от показателей контрольных замеров рассчитывается средний расход топлива для каждого вида транспортного средства на 100 км пути. При этом необходимо предусмотреть возможность увеличения норм для отдельных случаев — например, поездки по городу в час пик или из-за изношенности автомобиля. Такие замеры можно производить с сезонной периодичностью: отдельно для зимнего и летнего расхода топлива.

Не забудьте обосновать лимиты документально

Документ, где зарегистрируют показатели по ГСМ по результатам контрольных замеров, будет подтверждать экономическую обоснованность их расхода.
Помните, расчет норм топлива должен быть подтвержден подписью каждого члена комиссии, созданной учреждением. На основании такого расчета руководитель утверждает нормы расхода топлива для учреждения.
Кроме того, установленные нормы должны быть закреплены в учетной политике учреждения.
Таким образом, основные требования по признанию расходов в налоговом учете (экономическая обоснованность и документальное подтверждение) будут выполнены. Поэтому расходы, произведенные по нормам, разработанным учреждением самостоятельно, можно признать в налоговом учете.

 

 

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×