Закон о контрактной системе: поправки, которые следует учесть

141
Бурков Александр Владимирович
ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ
В Закон о контрактной системе, вступивший в силу 1 января 2014 года, в конце прошлого года был внесен ряд поправок (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ). Рассмотрим изменения, которые нельзя оставить без внимания бюджетным учреждениям.

А.В. Бурков, ведущий аналитик института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ ВШЭ

В Закон о контрактной системе, вступивший в силу 1 января 2014 года, в конце прошлого года был внесен ряд поправок (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ). Рассмотрим изменения, которые нельзя оставить без внимания бюджетным учреждениям.

Краткий обзор изменений

Последние изменения Закона о контрактной системе(Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ), внесенные Законом № 396-ФЗ, нельзя рассматривать в отрыве от изменений в иные нормативные акты. Причина очевидна: в сферу действия Закона о контрактной системе попадают кроме непосредственно государственных и муниципальных заказчиков также и юридические лица, закупочная деятельность которых регулируется Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ«О закупках товаров, работ, услуг отдельными лицами юридических лиц».
С другой стороны, для бюджетных учреждений в ряде случаев оговорена возможность применения не законодательства о контрактной системе, а более гибких норм Закона № 223-ФЗ. Реализация этой возможности и вызывала наиболее острые споры с момента принятия Закона о контрактной системе. Поэтому нельзя обойти вниманием принятие еще одного закона. Кроме Закона № 396-ФЗ 28 декабря 2013 года был принят еще один очень важный закон – Федеральный закон № 418-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Если применяется сложная система закупок

Для организаций, имеющих сложную систему закупок, то есть для тех, кто в своей деятельности руководствуется как Законом о контрактной системе, так и Законом № 223-ФЗ, необходимо отметить следующее.
1. Законом № 418-ФЗ раскрывается понятие капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности. Это капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность. С 1 января 2014 года именно в такой редакции следует применять статьи 78.2 и 79 Бюджетного кодекса РФ. Эта важная норма уточняет случаи применения положений Закона о контрактной системе для установленных Законом № 223-ФЗ юридических лиц.
2. Для бюджетных учреждений допустимый срок принятия положения о закупках перенесен с 1 января на 1 апреля 2014 года (ч. 25 ст. 112 Закона о контрактной системе).

Ссылки даны на нормы Закона о контрактной системе в редакции, действующей в настоящее время (то есть в редакции Закона № 396-ФЗ).

Такое положение должно утверждаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного или муниципального бюджетного учреждения ( ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

На что обратить внимание госзаказчикам

Непосредственно государственным и муниципальным заказчикам можно обратить внимание на следующие изменения, внесенные в Закон о контрактной системе.
1. Из сферы регулирования закона выведены случаи ( ч. 2 ст. 1 Закона о контрактной системе):

2. Изменен срок создания заказчиком контрактной службы. В установленных Законом о контрактной системе случаях государственный (муниципальный) заказчик обязан создать контрактную службу. Он вправе это сделать до 31 марта 2014 года (ч. 28 ст. 112 Закона о контрактной системе).
3. Изменен срок подготовки персонала, занимающегося закупками ( ч. 23 ст. 112 Закона о контрактной системе). Сотрудники контрактной службы должны быть обучены в рамках повышения квалификации по программе дополнительного образования «специалист по закупкам» до 1 января 2017 года (ранее было до 1 января 2016 года).
4. Расширен перечень случаев заключения контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем (п. 29–34 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). К таким случаям, в частности, отнесены:

  • заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком;
  • изготовление избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных марок (поставщиками, определенными распоряжением Правительства РФ);
  • приобретение нежилой недвижимости (в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций);
  • аренда нежилой недвижимости, определенной актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации;
  • оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода физическими лицами;
  • заключение контракта с иностранной организацией на лечение гражданина, если запрос предложений не состоялся.

5. Установлено право заказчика определять поставщика (подрядчика, исполнителя) путем закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в отношении товаров, работ, услуг, включенных в так называемые аукционные перечни (ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе).
6. Уточнен порядок подтверждения добросовестности участником закупки при применении антидемпинговых мер ( ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе).
7. Исключено понятие «устный договор» ( ч. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе).

В прежней редакции части 15 статьи 34 Закона о контрактной системе говорилось, что в случаях, предусмотренных пунктами 4, 15 и 28 части 1 статьи 93 данного закона, заказчик вправе заключить договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в устной форме в порядке и на условиях, которые установлены Гражданским кодексом РФ.

8. Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при проведении закупки в случаях, предусмотренных следующими нормами Закона о контрактной системе:

  • статьями 72–82( § 3 гл. 3), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.;
  • пунктами 2, 3, 5, 7, 9, 10 части 2 статьи 83;
  • пунктами 1, 2(если правовыми актами, предусмотренными указанными пунктами, не оговорена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4–11, 13–15, 17, 20–23, 26, 28–34 части 1 статьи 93.

Такова новая редакция части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В заключение отметим: данный перечень изменений – не исчерпывающий, но именно эти новеллы оценивались специалистами как наиболее необходимые и срочные.
Некоторые иные нововведения (смягчение требований к указанию в заявке участника товарного знака, перенос даты ввода в эксплуатацию реестра банковских гарантий и т. д.) тоже очень интересны, но требуют отдельных описания и анализа.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×