Закупки не по Закону о контрактной системе: возможные сложности

123
Шавылина Юлия Александровна
заместитель руководителя Экспертно-консультационного центра Института госзакупок
При закупках по нормам Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» бюджетному учреждению нужно размещать определенную отчетность. Рассмотрим преимущества закупок по нормам этого закона, а также ожидаемые затруднения, которые могут возникнуть при его применении.

Ю.А. Шавылина, заместитель руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок

При закупках по нормам Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» бюджетному учреждению нужно размещать определенную отчетность. Рассмотрим преимущества закупок по нормам этого закона, а также ожидаемые затруднения, которые могут возникнуть при его применении.

Условия для применения Закона № 223-ФЗ

Бюджетные учреждения могут совершать часть закупок по нормамЗакона № 223-ФЗ. Так позволяет поступить часть 2 статьи 15 Закона о контрактной системе. Для реализации своего права в 2014 году учреждению нужно было:
1) разработать Положение о закупке ( ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе);
2) направить его на утверждение органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения ( п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ);
3) до 1 апреля 2014 года разместить утвержденное Положение о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ( ч. 25 ст. 112 Закона о контрактной системе).
До размещения указанного положения бюджетные учреждения все закупки должны были проводить в соответствии с Законом о контрактной системе.

Проблемы с учредителями

В настоящее время основной проблемой для бюджетных учреждений стало отсутствие желания учредителя утвердить Положение о закупке.
Иногда причинами такого нежелания являются объективные факторы. Бывает такое, что «внебюджетные» средства бюджетное учреждение тратит на выплату заработной платы и премирование сотрудников либо направляет на софинансирование коммунальных платежей. При этом закупки иных товаров, работ, услуг за счет указанных средств не проводятся или осуществляются в малом объеме.
Следовательно, разработка и утверждение Положения о закупке для такого бюджетного учреждения являются бессмысленными. Ведь оно ему попросту не нужно (нет предмета регулирования) либо трудозатраты, которые могут возникнуть у бюджетного учреждения в связи с применением двойного режима закупок, могут быть несопоставимы с общим эффектом от приятия соответствующего решения.
Иногда имеет место субъективизм: учредители боятся потерять контроль над такими закупками либо взять на себя ответственность за содержание Положения о закупке, не вникая в особенности правового положения бюджетного учреждения.

Преимущества закупок по Закону № 223-ФЗ

Эффективность деятельности бюджетного учреждения теперь напрямую зависит от его конкурентоспособности. А она в свою очередь зависит от ряда факторов, в том числе от режима закупок товаров, работ, услуг, необходимых бюджетному учреждению для осуществления платных видов деятельности.

Порядок финансирования и деятельности бюджетного учреждения изменился с 1 января 2011 года после вступления в силуФедерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Его основной идеей было сужение круга получателей бюджетных средств за счет изменения статуса бюджетных учреждений и перевод таких учреждений на принцип самоокупаемости.

Закон № 223-ФЗ обладает определенными преимуществами передЗаконом о контрактной системе. Несмотря на определенную формализацию закупочного процесса, Закон № 223-ФЗ позволяет бюджетным учреждениям оставаться конкурентоспособными, не парализовать свою деятельность и оправдать трудозатраты, которые могут возникнуть в связи с применением двойного режима закупок. К таким преимуществам относятся:
1. Гибкое планирование. Планирование по общему правилу осуществляется только на один год, обосновывать закупки не требуется, план может быть изменен в любой момент и по любой причине.
2. Можно закупать продукцию с указанием в техническом задании конкретных товарных знаков без добавления слов «или эквивалент».
3. Медицинские организации могут закупать лекарственные средства по их торговым наименованиям, а не по международному непатентованному наименованию (МНН).
4. Не требуется обосновывать начальную (максимальную) цену договора.
5. Можно установить квалификационные требования к участникам закупок, исключить среди потенциальных поставщиков недобросовестные организации.
6. Можно придумать свою систему способов закупок и случаи применения каждого из них. Вместо электронных аукционов, например, провести электронный конкурс или электронный запрос предложений.
7. Заказчик сам устанавливает критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, в том числе может установить значимость критерия «качество и квалификация» выше значимости критерия «цена».
8. Можно ввести в число оснований закупки у единственного поставщика исключенные из Закона о контрактной системе случаи закупки в качестве генерального подрядчика (генерального исполнителя) по контракту или договору и закупки за счет грантов, срочные непредвиденные закупки, закупки по результатам несостоявшихся процедур.
9. По Закону № 223-ФЗ можно вносить изменения в заключенный с победителем договор: продлить сроки, увеличить цену, изменить объем и т. д.

Преимущества, правильным образом отраженные в Положении о закупке, позволят бюджетному учреждению иметь условия для своевременного и полного обеспечения потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективно расходовать денежные средства.

Отчетность по закупкам

Поправками, внесенными в Закон № 223-ФЗ Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ, в частности, установлены новые правила отчетности по закупкам.

Текущая отчетность

В ежемесячную отчетность, предусмотренную частью 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, помимо прочего с 1 января 2014 года необходимо включать сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить:

  • особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, проводимой отдельными заказчиками;
  • годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов;
  • порядок расчета указанного объема;
  • форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

До выхода акта, определяющего порядок проведения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, ежемесячный отчет в соответствующей строчке будет содержать значение «0». При этом сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, должны всегда размещаться заказчиком на официальном сайте. В том числе в случае, когда в отчетном месяце полностью отсутствовали факты заключения соответствующих договоров (в данном случае заказчик проставляет в отчете «0»). Отсутствие отчета является фактом неразмещения на официальном сайте требуемой информации, а не декларацией заказчика об отсутствии в отчетном месяце заключенных договоров.
Впервые такую отчетность нужно было разместить официально на сайте до 10 февраля 2014 года всем заказчикам, проводящим закупки по Закону № 223-ФЗ, в том числе бюджетным учреждениям, утвердившим Положение о закупке в январе 2014 года. Если учреждением оно было принято в феврале или в марте 2014 года, то обязанность отчитываться об осуществленных закупках в соответствии с частью 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ наступает с начала марта или апреля 2014 года.

Будущая отчетность

С 1 января 2016 года у заказчиков появится еще одна обязанность – разместить в единой информационной системе информацию о годовом объеме закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Срок – не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

Обязанность о размещении информации о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрена частью 21 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Законом № 396-ФЗ определено, что она будет введена с 1 января 2016 года.

Также с 1 января 2016 года начнет действовать часть 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Согласно ей, Положение о закупке заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года может быть признано неразмещенным в соответствии с требованиямиЗакона № 223-ФЗ. Заказчику в таком случае придется руководствоваться положениями Закона о контрактной системе. Подобное может произойти, если заказчик:

  • не выполнил обязанность осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ;
  • разместил недостоверную информацию о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенную в отчет;
  • не разместил указанный отчет в единой информационной системе.

Важно запомнить
Порядок заключения и исполнения договоров в 2014 году остается неизменным. При этом с 1 января 2015 года устанавливается обязанность заказчиков направлять сведения о заключенных ими договорах в реестр договоров, который будет вести Федеральное казначейство. Порядок ведения указанного реестра должен быть отдельно установлен Правительством РФ.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×