Как провести электронный аукцион

491
Бурков Александр Владимирович
ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ
Минэкономразвития России и ФАС России указали, что при проведении электронного аукциона выставлять участникам дополнительные требования не надо*. Однако ограничения все же существуют. Разберемся, когда возможен такой аукцион и как его провести.

* Письмо Минэкономразвития России, ФАС России от 21 февраля 2014 г. № 3422-ЕЕ/Д28и, № АЦ/6139/14. Материалы с разъяснениями о применении норм Закона о контрактной системе вы найдете в сервисе «Закупки 2014».

А.В. Бурков, ведущий аналитик института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ ВШЭ

Что такое электронный аукцион

Согласно части 4 статьи 24 и части 1 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ), аукцион в электронной форме – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении которого должны соблюдаться такие требования:

  • информация о закупке размещается заказчиком в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого аукциона и документации о нем (информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц);
  • к участникам закупки предъявляются единые и дополнительные требования;
  • аукцион проводится на электронной площадке (спецсайте) ее оператором.

Плата за проведение электронного аукциона оператором электронной площадки не берется (ч. 5 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).
Победителем в данном случае становится участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта на закупаемые товары, работы или услуги.

Случаи проведения

Проводить электронный аукцион учреждение обязано при закупке тех товаров (работ, услуг), которые включены в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019р (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).
В частности: продукты пищевые, текстиль, офисное оборудование, услуги по мытью окон.
Электронный аукцион также должен проводиться и в отношении товаров (работ, услуг), включенных в допперечень. Он утверждается высшим исполнительным органом госвласти субъекта России, если закупка осуществляется для обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ.
Такие перечни утверждены, например, распоряжениями Правительства Иркутской области от 19 декабря 2013 г. № 584-рп и Президента Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2013 г. № 1111-РП.
Кроме того, учреждение вправе по своему желанию проводить электронные аукционы при закупках товаров (работ, услуг), не включенных в указанные перечни ( ч. 3 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

Для закупки товаров (работ, услуг), включенных в перечни, заказчик может проводить запрос котировок или предложений. Он также вправе закупить их у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Но при этом необходимо учитывать требования Закона № 44-ФЗ( ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Запрет на проведение

Закон № 44-ФЗ содержит ограничения по осуществлению закупок товаров (работ, услуг) при проведении электронного аукциона. То есть его нельзя провести, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Напомним, что такие способы (закрытый конкурс или аукцион, закрытый конкурс с ограниченным участием, двухэтапный закрытый конкурс ( ч. 1 ст. 84 Закона № 44-ФЗ) используются только в следующих случаях, установленных частью 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ:

  • закупка товаров (работ, услуг) осуществляется для федеральных нужд, сведения о которых являются государственной тайной;
  • в документации о закупке или проекте контракта содержатся сведения о товаре (работе, услуге), являющиеся государственной тайной;
  • когда заключается контракт на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и камней РФ, музейных коллекций и предметов, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и которые передаются заказчиком кому-либо или принимаются от кого-либо во временное владение и (или) пользование (в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) иностранных государств);
  • предметом закупки выступают услуги, связанные с уборкой помещений учреждения;
  • когда закупаются услуги водителей для обеспечения работы судей и судебных приставов.

Процедура проведения

Процесс проведения электронного аукциона можно условно разделить на этапы.

Организация аукциона

Организация проведения электронного аукциона не является обязательным мероприятием. Однако во избежание сбоев и нарушений при его проведении учреждению стоит спланировать свои действия заблаговременно, определить сроки и распределить функции между подразделениями и ответственными исполнителями.
Для этого можно издать приказ о проведении электронного аукциона. Составлять такой приказ целесообразно вместе с юристом. А подписывать его следует руководителю учреждения либо иному лицу, имеющему полномочия для принятия решений и подписания документов, связанных с проведением заказчиком закупок, в том числе путем объявления аукциона в электронной форме.

Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика издавать какие-либо распорядительные документы в рамках проведения государственных закупок. Так как унифицированной формы такого приказа нет, его можно составить в произвольной форме.

Что же касается сроков издания приказа о проведении электронного аукциона, то сделать это следует до размещения в ЕИС извещения о проведении данной закупки. Однако, основываясь на практике, издать приказ рекомендуется намного раньше. При этом нужно учесть время, требуемое для реализации всех необходимых подготовительных мероприятий по проведению аукциона.
Если в учреждении отсутствует единая постоянно действующая комиссия по осуществлению закупок путем проведения аукционов, ее необходимо создать. Решение о ее создании нужно принять до начала проведения закупки. При этом определяются ее состав, порядок работы и назначается председатель ( ч. 2 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). На практике такое решение оформляется соответствующим приказом.
В состав аукционной (единой) комиссии входят не менее пяти человек. Это должны быть преимущественно лица, прошедшие профпереподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие спецзнаниями, относящимися к объекту закупки.
При необходимости для организации процедуры электронного аукциона учреждение вправе привлечь специализированную компанию. Для этого с ней нужно заключить контракт. Такая организация будет действовать от имени учреждения. При этом права и обязанности в результате осуществления необходимых функций возникают у заказчика.

Подготовка документов

На данном этапе происходят разработка и утверждение предусмотренного законодательством пакета документов для проведения электронного аукциона.
Статьей 63 Закона № 44-ФЗ установлены сроки разработки и утверждения документации об аукционе. Если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., документация размещается в ЕИС не менее чем за семь дней до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Если же такая цена превышает указанную сумму – не менее чем за 15 дней.

В документацию об аукционе, как правило, включают следующие разделы: общие положения, информационную карту закупки, форму заявки для участия в электронном аукционе и инструкцию по ее заполнению, техническое задание на товар (работу, услугу), проект контракта, заключение которого планируется по результатам закупки.

Размещение информации о проведении

В соответствии с частью 1 статьи 65 Закона № 44-ФЗ одновременно с размещением в ЕИС документации о проведении электронного аукциона учреждению нужно разместить и извещение о его проведении. Документация о таком аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
На данном этапе могут быть проведены следующие мероприятия:

  • регистрация заказчика в ЕИС (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru);
  • оформление электронной подписи при проведении аукциона;
  • подготовка и размещение в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона и разъяснений положений документации о данном аукционе с указанием предмета запроса, но без обозначения участника, от которого поступил такой запрос (срок подачи – не позднее чем за три дня до даты окончания срока представления заявок на участие в аукционе);
  • при выявлении несоответствия документации требованиям Закона № 44-ФЗ могут быть внесены изменения в извещение (документацию) о проведении электронного аукциона (ч. 6 ст. 65 Закона № 44-ФЗ).

Определение участников

Подавать заявки на участие в электронном аукционе вправе только лица, получившие аккредитацию на электронной площадке (ч. 1 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). Такая заявка должна состоять из двух частей.
Для принятия решения о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в электронном аукционе, комиссии необходимо проверить первые части заявок. Срок их рассмотрения не может превышать семь дней с даты окончания срока их подачи.
Свое решение аукционная комиссия оформляет протоколом рассмотрения заявок на участие в таком аукционе. Он подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.

Если не будет подано ни одной заявки на участие в электронном аукционе, будет подана только одна заявка, все заявки будут отклонены или только один участник закупки допущен, то электронный аукцион может быть признан несостоявшимся.

Выбор победителя

Электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении день, являющийся рабочим (следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе). Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
Чтобы определить победителя электронного аукциона, заказчику необходимо рассмотреть вторые части заявок. Общий срок их рассмотрения не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке соответствующего протокола.
Результаты рассмотрения заявок фиксируются в протоколе подведения итогов электронного аукциона и размещаются заказчиком на электронной площадке и в ЕИС.

Заключение контракта

По результатам закупки, проводимой путем электронного аукциона, с его победителем заключается контракт.
Его проект заказчик обязательно должен разместить в ЕИС (без своей подписи) в течение пяти календарных дней с даты подписания протокола подведения итогов такого аукциона. При этом в проект контракта необходимо включить условия его исполнения, предложенные победителем электронного аукциона (ст. 70 Закона № 44-ФЗ).
Отметим, что контракт с победителем электронного аукциона может быть заключен только после представления документа, подтверждающего обеспечение его исполнения.
При невыполнении участником закупки данных требований он признается уклонившимся от его заключения.
После размещения на официальном сайте подписанного победителем электронного аукциона проекта контракта и представления победителем надлежащего обеспечения его исполнения заказчик также обязан его подписать.
После размещения на официальном сайте подписанного победителем электронного аукциона проекта контракта и представления победителем надлежащего обеспечения его исполнения заказчик также обязан его подписать.

Важно запомнить
Нельзя проводить электронный аукцион, если учреждение обязано применять закрытые способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль