Ответственность контрактного управляющего

700
Бурков Александр Владимирович
ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ
У сотрудников, отвечающих за закупки по Закону о контрактной системе, персональная ответственность значительно шире, чем у работников, которые занимаются закупками только в рамках приносящей доход деятельности*. Рассмотрим, за что отвечает контрактный управляющий.

А.В. Бурков, ведущий аналитик института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ ВШЭ

У сотрудников, отвечающих за закупки по Закону о контрактной системе, персональная ответственность значительно шире, чем у работников, которые занимаются закупками только в рамках приносящей доход деятельности*. Рассмотрим, за что отвечает контрактный управляющий.

* Персональная административная ответственность у работников, занимающихся закупками по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, установлена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 122-ФЗ (см. на стр. 12).

Профподготовка работника

Контрактным управляющим может быть любое лицо, имеющее высшее или среднее специальное образование, которое прошло повышение квалификации в сфере закупок или соответствующую профессиональную переподготовку. До 1 января 2017 года допускается наличие у контрактного управляющего свидетельства о повышении квалификации по программе управления размещением государственного и муниципального заказа.
В настоящее время работнику, который назначается контрактным управляющим, достаточно иметь свидетельство о повышении квалификации по программе «Управление закупками». Оно может быть выдано любым учреждением, которое имеет лицензию на деятельность в сфере дополнительного профессионального образования. Продолжительность и содержание программы обучения в настоящее время может быть любой.

Административная ответственность

В примечании к статье 2.4 «Административная ответственность должностных лиц» Кодекса РФ об административных нарушениях сказано, что контрактные управляющие, работники контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29–7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5,статьей 19.7.2 этого кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Это же касается членов комиссии по закупкам товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд. Должностное лицо, подвергающееся административному взысканию, определяется положением о контрактной службе и должностными инструкциями контрактного управляющего. На единственного контрактного управляющего вся ответственность ложится автоматически.

Типовой регламент о контрактной службе утвержден приказом Минэкономразвития № 631 от 29 октября 2013 г.

Обратите внимание: кроме административной ответственности Закон о контрактной системе предусматривает еще и уголовную, и дисциплинарную (по этой причине не рекомендуется назначать контрактным управляющим руководителя организации).
Изложим краткую суть административной ответственности.
Статья 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ею предусмотрена ответственность за несоблюдение требований Закона о контрактной системе при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя). То есть речь идет об ошибках в принятии решения о выборе способа закупки. Вариантов здесь много. Тяжесть деяния усугубляется отказом от торговых процедур (конкурса и аукциона) или необоснованным применением закрытых процедур. Штраф на должностное лицо – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Статья 7.29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.Она предусматривает ответственность за нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены госконтракта по государственному оборонному заказу или цены госконтракта при размещении такого заказа. Статья состоит из двух частей. Штраф на должностное лицо – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Статья 7.29.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.Статья посвящена отказу или уклонению единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения госконтракта по государственному оборонному заказу.
Она подразумевает штраф за отказ от приобретения уникальной отечественной военной техники (если такое решение ранее было определено нормативно-правовыми актами). Штраф на должностное лицо – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. и на юридическое лицо – от 300 тыс. до 1 млн руб.
Статья 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.Предусматривает ответственность за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Состоит из 19 действующих частей.
Части 1–1.4 устанавливают ответственность за нарушение правил информационного обеспечения и информационного обмена при проведении закупок. Вариантов также немало. Штраф на должностное лицо – от 5 тыс. до 50 тыс. руб.
Часть 2 актуальна для контрактного управляющего в том случае, если он является еще и членом комиссии (тема отдельного разговора). Неправильное рассмотрение заявок, нарушение порядка коллегиальных процедур. Штраф на должностное лицо в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб.
Часть 2.1 устанавливает меры ответственности за нарушение порядка ведения протокола процедуры. Это штраф в размере 10 тыс. руб.

Согласно Типовому положению (регламенту) о контрактной службе, она подготавливает протоколы заседаний комиссий по осуществлению закупок на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок.

Согласно части 3, за неразмещение в единой информационной системе предусмотренной законом информации установлен штраф 50 тыс. руб.
А согласно части 4, установление требований к участникам закупки, не предусмотренных законом, а также установление не предусмотренных законом обеспечительных мер к заявке и к исполнению контракта влекут штраф от 5 тыс. до 30 тыс. руб.
Ограничение конкуренции в техническом задании, включение в один закупочный лот товаров, работ, услуг, функционально не связанных друг с другом, согласно части 4.1, влечет штраф в размере 1 процента НМЦК, но не менее 10 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб.
На основании части 4.2 за утверждение закупочной документации, не отвечающей требованиям законодательства, должностное лицо могут оштрафовать на 3 тыс. руб.
Часть 6 предусматривает штраф за необоснованное отклонение заявки, необоснованный допуск заявки, нарушение порядка вскрытия конвертов. Его размер – 5 процентов НМЦК, но не более 30 тыс. руб.
На 50 тыс. руб. могут оштрафовать должностное лицо по части 7 за необоснованное признание победителем поставщика, подрядчика, исполнителя. А согласно части 8, штраф за сокращение сроков подачи заявок, нарушение порядка отмены процедур составит 30 тыс. руб.
Согласно части 11, неисполнение требований законодательства по проведению специальных закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций наказывается штрафом в размере 50 тыс. руб.
Нарушение сроков подписания протоколов не более чем на два рабочих дня влечет штраф по части 13 в размере 3 тыс. руб. Если просрочка больше – штраф предусмотрен в размере 30 тыс. руб. уже по части 14.
Статья 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно части 1, за включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков предусмотрен штраф в размере 50 тыс. руб.
А согласно части 2, неисполнение требования по направлению в контролирующий орган информации для включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет штраф в сумме 20 тыс. руб.
Статья 7.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Относительно заказчика частями 1 и 2 предусмотрена ответственность за нарушение сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Если срок нарушен не более чем на три рабочих дня, должностное лицо могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а юрлицо – на 30 тыс. руб. При задержке более трех рабочих дней штрафы возрастут до 15 тыс. руб. и 90 тыс. руб. соответственно.
Статья 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно части 1, изменение условий контракта при его подписании относительно первоначально объявленных условий влечет штраф – 1 процент НМЦК, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб. Если это повлекло за собой перерасход бюджетных средств ( ч. 2), штраф составит двукратную сумму переплаты. Согласно части 3, за нарушение сроков заключения контракта или уклонение от его заключения предусмотрен штраф 50 тыс. руб.
Часть 4 устанавливает штраф в размере 20 тыс. руб. за изменение условий ранее заключенного контракта по основаниям, не предусмотренным законодательством. Если это повлекло за собой перерасход бюджетных средств, то на основании части 5 штраф составит двукратную сумму переплаты.
Согласно части 6, нарушение порядка одностороннего расторжения контракта карается штрафом в 50 тыс. руб.

Важно запомнить
Если работник, которого направили на обучение, отказывается от должности контрактного управляющего, то заставить его принять на себя такие обязанности нельзя, ведь данная деятельность сопряжена с персональной ответственностью. Административную ответственность нести будет тот сотрудник, который назначен контрактным управляющим. Руководитель, совершающий закупки без его ведома, будет нести дисциплинарную ответственность.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×