Учет затрат на регистрацию доменного имени

442
Так как бюджетные учреждения используют собственные сайты в интернете, вопрос отражения в учете услуг по регистрации доменного имени в настоящее время актуален. Рассмотрим особенности учета расходов на свой домен.

Н.В. Фимина, главный специалист-эксперт управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства

Что такое доменное имя

Доменное имя представляет собой уникальное имя в интернете в целях записи адреса сайта. В сетевом адресе (доменном имени) можно отразить либо ключевое слово, которое характеризует информацию, находящуюся по данному адресу, либо название учреждения.
Услуга по регистрации и продлению домена – это занесение в реестр доменов информации о доменном имени на основании заявки заявителя.
Таким образом, регистрация домена необходима для удобства адресации интернет-узлов и расположенных на них сетевых ресурсов.

Договор на регистрацию

Исключительное право на использование сайта отвечает условиям принятия его к учету в качестве нематериального актива (п. 56 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н)).
Объекты нематериальных активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости (п. 23 Инструкции № 157н).
При создании НМА в первоначальную стоимость включаются:

  • суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг при создании НМА согласно договору (государственному (муниципальному) контракту);
  • расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых в процессе создания актива;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, созданием НМА и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

По мнению автора, расходы на регистрацию доменного имени сайта связаны с созданием сайта.
Расходы бюджетного учреждения на создание сайта учитываются по статье 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» КОСГУ. Это установлено Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее – Указания № 65н).
Актуален вопрос: можно ли оплатить расходы на создание сайта (в том числе расходы на регистрацию доменного имени) за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания?
Ответ зависит от хозяйственной ситуации конкретного учреждения. Так, например, статья 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относит обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения к его компетенции в установленной сфере деятельности. А статья 29 данного закона обязывает образовательные учреждения размещать информацию о своей деятельности на собственном официальном сайте.
Указанная обязанность введена федеральным законодательством, и оказание государственной (муниципальной) услуги без затрат на сайт невозможно. Если платных услуг учреждение не оказывает, нет сомнений в том, что создание сайта связано с выполнением госзадания.


ПРИМЕР 1

Федеральное бюджетное учреждение впервые зарегистрировало доменное имя в домене RU интернета за счет средств субсидии на выполнение госзадания. Стоимость услуг по договору – 500 руб. Она включена в первоначальную стоимость нематериального актива – интернет-сайта. Расходы на первичную регистрацию доменного имени отражаются по дебету счета 4 106 32 320 «Увеличение вложений в нематериальные активы – иное движимое имущество учреждения» и кредиту счета 4 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам».


Продление регистрации домена

Учтите, что расходы на оплату договора на продление регистрации домена необходимо отразить по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» классификации операций сектора государственного управления.
Применение подстатьи 221 «Услуги связи» КОСГУ является ошибкой. А что грозит учреждению за это?
Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 10 июля 2013 г. по делу № А82-8668/2012 судьи приравняли услуги по регистрации домена к услугам по бронированию сетевого ресурса.
Однако в настоящее время порядок применения статей (подстатей) КОСГУ установлен в разделе V Указаний № 65н. И в этом документе услуги по бронированию сетевого ресурса отнесены к услугам связи.
Вместе с тем точка зрения контролирующих органов по данному вопросу пока не изменилась.
Они придерживаются более осторожной позиции, предполагающей, что применение подстатьи 221 КОСГУ фактически свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств.
Услуги по регистрации и продлению домена не относятся к бронированию сетевых ресурсов. Бронирование сетевых ресурсов – это бронирование интерфейсов подключения для присоединения к сети связи общего пользования.
Услуги по регистрации и продлению домена носят совершенно иной характер.
Как указано выше, речь идет о занесении в реестр доменов информации о доменном имени, что услугами связи не является.


ПРИМЕР 2

Бюджетное учреждение оплачивает услуги по продлению регистрации домена за счет средств субсидии на выполнение госзадания. Доменное имя зарегистрировано на один календарный год. Стоимость услуги – 150 руб.
В учете сделаны проводки:

Учет затрат на регистрацию доменного имени

Одновременно выбытие средств отражается на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» с указанием статьи (подстатьи) КОСГУ. Определить верный код поможет сервис «Применение КОСГУ» (размещен на сайте журнала).


Средства, которые были получены в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, при расчете налога на прибыль не учитываются (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

От документального оформления зависит учет

Как правило, доменное имя регистрируется на учреждение, но возможна и иная ситуация – регистрация осуществляется на физическое лицо (например, на исполнителя услуг по разработке сайта). Это не совсем верно. И вот почему.
Действительно, в гражданском законодательстве нет запрета на то, чтобы физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, было бы владельцем доменного имени, представляющего собой слово (словосочетание), не являющееся товарным знаком.
Однако в случае отношений с участием бюджетных учреждений подобная подмена правообладателя может квалифицироваться как нецелевое расходование бюджетных средств. Напомним, что, согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением). Либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Приведем пример. Бюджетное учреждение заключает с исполнителем (физлицом) договор на разработку и обслуживание сайта, в том числе на отслеживание работоспособности сайта и сроков окончания продления домена. Для удобства отслеживания сроков окончания продления домена физлицо оформляет домен на себя. Если услуги исполнителя были оплачены за счет бюджетных средств, имеется обоснованное в нормативном порядке предположение, что результат выполнения соответствующих работ и услуг также должен быть оформлен на учреждение.
Конечно, доменное имя обладает специфическими свойствами, однако противоречий с нормами Бюджетного кодекса РФ при оформлении правоотношений учреждение допускать не должно. Важно понимать, что самому исполнителю, оформившему домен на себя, никаких санкций не грозит. Поэтому позаботиться о правильном оформлении нужно именно специалистам бюджетного учреждения.

Перспективы учета

В настоящий момент решается задача по приведению национальных стандартов учета и отчетности в соответствие с международными стандартами.
Основу для применения МСФО составляют две группы международных стандартов:

  • для коммерческих организаций – International Accounting Standards (IAS) и International Financial Reporting Standards (IFRS), разрабатываемые Советом по МСФО (IASB);
  • для общественного сектора – International Public Sector Accounting Standard (IPSAS), разрабатываемые Советом по МСФО ОС (IPSASB) при Международной федерации бухгалтеров (IFAC).

Первые введены в действие на территории РФ приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н.
Вторые – МСФО ОС – официально пока не применяются, есть только их официальный перевод на русский язык, размещенный на сайте Минфина России.
Задача гармонизации национальных и международных стандартов решается поэтапно, но в долгосрочной перспективе планируется переход на МСФО как в коммерческом, так и в государственном (общественном) секторе.
Что касается учета затрат на доменное имя, поясним следующее.
В пункте 56 Инструкции № 157н сформулировано условие признания нематериального актива – способность объекта приносить учреждению экономические выгоды в будущем.
Однако в случае бюджетного учреждения такое условие признания затрат на сайт в качестве нематериального актива, как генерирование экономической выгоды, будет соблюдаться крайне редко. Поэтому с дальнейшим реформированием учета затраты на оплату услуг по регистрации доменного имени всегда будут включаться в расходы текущего периода.

Читайте статьи по этой теме: «Учет расходов на создание интернет-сайта» (№ 7, 2014), «Признание затрат на разработку сайта» (№ 10, 2013), «Формирование первоначальной стоимости активов» (№ 4, 2013).

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×