Учет обеспечения заявок и контрактов

910
Утка Вадим Викторович
эксперт по бюджетному учету
Чиновники Минфина России разъяснили особенности учета денежного обеспечения контракта и банковской гарантии*. Рассмотрим, как отражать операции с ними на счетах.

* Письма Минфина России от 1 июля 2014 г. № 02-01-09/31807, от 27 июня 2014 г. № 02-07-07/31342.

В.В. Утка, эксперт по учету в бюджетных учреждениях

Случаи и способы обеспечения

Бюджетные учреждения в общем случае заключают контракты на приобретение товаров, работ, услуг по нормам Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 44 данного закона при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в них.

При этом обеспечение заявки может предоставляться:

  • на участие в конкурсе или закрытом аукционе – путем внесения денежных средств или представления банковской гарантии (способ выбирает участник закупок);
  • на участие в электронных аукционах – только путем внесения денежных средств.

Кроме того, согласно статье 96 Закона № 44-ФЗ, учреждение как заказчик должно устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех контрактов. Исключение – некоторые виды контрактов, заключаемых с единственным поставщиком. Для них заказчик вправе, но не обязан установить обеспечение.
Исполнение контракта также может обеспечиваться одним из следующих способов:

  • внесением денежных средств на счет заказчика, на котором учитываются операции с поступающими ему средствами;
  • предоставлением банковской гарантии.

Способ обеспечения определяет сам участник закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, при проведении закупок у учреждения возникает необходимость вести бухучет обеспечения в виде денежных сумм и банковских гарантий. Поговорим об этом далее.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок при проведении электронных аукционов, перечисляются на счет оператора электронной площадки (п. 8 ст. 44 Закона № 44-ФЗ), поэтому бюджетное учреждение учет таких средств не ведет.

Учет денежного обеспечения

Следует знать, что учет обеспечения заявок на участие в закупках и обеспечения исполнения контрактов ведется одинаково. Однако в учете денежных средств, внесенных в качестве обеспечения, есть важный нюанс. Дело в том, что они не являются собственностью учреждения.

Дата возврата сумм учреждением

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона не позднее пяти рабочих дней с даты наступления одного из следующих событий (ст. 44 Закона № 44-ФЗ):
1) подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола закрытого аукциона. При этом происходит возврат средств всех участников закупки, за исключением победителя. Ему такие денежные средства возвращаются после заключения контракта;
2) отмены итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
3) отклонения заявки участника закупки;
4) отзыва заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
5) получения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
6) отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказа от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ;
7) получения заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются в сроки, установленные контрактом.

Отражение на счетах

Для учета сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения и подлежащих при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, используется счет 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Это предусмотрено пунктом 267 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н).
При этом, согласно пункту 21 Инструкции № 157н, в данном случае используется код вида финансового обеспечения 3 – средства во временном распоряжении.
Заметим, что бюджетному учреждению не открывается отдельный лицевой счет для операций со средствами, полученными во временное распоряжение (п. 5 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Казначейства России от 29 декабря 2012 г. № 24н). Следовательно, операции со средствами, полученными в качестве обеспечения, осуществляются на лицевом счете, предназначенном для учета операций бюджетного учреждения (за исключением субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций).
Порядок отражения указанных сумм в бухгалтерском учете бюджетного учреждения регулируется нормами пунктов 135 и 136 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее – Инструкция № 174н).
Аналитический учет средств, поступающих во временное распоряжение, ведется в многографной карточке (ф. 0504054) по каждому получателю (например, по конкретному участнику конкурса или аукциона) в разрезе видов поступлений и направлений использования. Учет операций происходит в журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071). Это установлено пунктами 268 и 269 Инструкции № 157н.
На практике могут возникнуть ситуации, когда денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения, становятся собственностью государства, то есть они не возвращаются поставщику (участнику закупок).
Так, деньги, внесенные в качестве обеспечения заявок, не возвращаются:
1) при уклонении или отказе участника закупки заключить контракт;
2) при непредоставлении заказчику обеспечения контракта до его заключения или предоставлении с нарушением условий, установленных Законом № 44-ФЗ (п. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).
Обеспечение исполнения контракта удерживается в случаях, предусмотренных соответствующим контрактом.

Поступление сумм задатков и залогов в обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе), а также в исполнение контрактов отражается в составе доходов в виде сумм принудительного изъятия (ст. 140 КОСГУ). Это установлено Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Учет обеспечения по строительным контрактам

Чиновники Минфина России и Федерального казначейства особо оговорили учет обеспечения заявок, связанных со строительством капитальных объектов госсобственности (совместное письмо от 1 июля 2014 г. № 02-01-09/31807, № 42-7.4-05/5.7-400).
С 2014 года применяются новый порядок осуществления капитальных вложений в объекты, а также способы финансового обеспечения таких капвложений. В том числе бюджетным учреждениям могут передаваться полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению госконтрактов от лица органов госвласти и местного самоуправления.
Данные полномочия передаются на основании соглашения с органом власти. В таком случае указанным органам власти в установленном порядке открываются в территориальных органах Федерального казначейства лицевые счета, предназначенные для отражения операций получателя бюджетных средств (лицевые счета по переданным полномочиям).
При этом бюджетные учреждения принимают полномочия получателя бюджетных средств в целях осуществления капитальных вложений.
По мнению финансистов и специалистов казначейства, суммы обеспечения, которые поступают в рамках капитальных вложений, отражаются на лицевых счетах для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, открытых органам власти в территориальных органах Федерального казначейства по месту открытия соответствующих лицевых счетов по переданным полномочиям.
Операции по лицевому счету для учета средств, поступающих во временное распоряжение получателя бюджетных средств, совершаются бюджетным учреждением от имени органа власти на основании представленных в орган Федерального казначейства платежных документов.
При этом в заголовочной части формы документа указываются реквизиты соответствующего органа власти, в конце ставятся подписи руководителя и главного бухгалтера бюджетного учреждения (уполномоченных руководителем лиц), включенные в карточку образцов подписей к лицевым счетам.

Учет банковских гарантий

Банковские гарантии, предоставленные в обеспечение участия в конкурсе (закрытом аукционе), а также в обеспечение исполнения контракта, подлежат учету на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» в соответствии с пунктом 351 Инструкции № 157н.

Аналитический учет по счету 10 ведется в многографной карточке в разрезе контрагентов.

В письме Минфина России от 27 июня 2014 г. № 02-07-07/31342конкретизирован учет таких гарантий.
Так, банковская гарантия учитывается на забалансовом счете 10 с даты ее предоставления. Выбытие гарантии с учета отражается со знаком «минус» на дату прекращения обязательства, в обеспечение которого она выдана.
Также выбытие может отражаться на дату исполнения контрагентом обязательств, обеспеченных гарантией, или на дату исполнения банком-гарантом требований заказчика об уплате денежной суммы в связи с нарушением поставщиком (участником закупок) своего обязательства.
Проводки по учету обеспечения проанализируем на примере.


ПРИМЕР

ФБУ «Оборонсевмаш» провело закрытый аукцион.
Размер обеспечения заявок на участие в аукционе составил 75 000 руб. Заявки подали два участника: ООО «СТО» и ООО «Главремстрой». При этом первая организация обеспечение заявки предоставила в виде банковской гарантии, а вторая – в виде денежных средств.
Победителем аукциона было признано ООО «Главремстрой», однако от заключения контракта оно уклонилось. Сумма обеспечения заявки, внесенная им, признана доходом бюджетного учреждения.
Бухгалтер ФБУ «Оборонсевмаш» сделал в учете такие записи:

Учет обеспечения заявок и контрактов

* Одновременно делается запись по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».
** Одновременно сумма возврата учитывается по забалансовому счету 17 со знаком «минус».

Заключить контракт на товары, работы, услуги по всем правилам поможет наш сервис «Закупки 2014». Также рекомендуем ознакомиться со специализированным курсом Школы БГУ, посвященным Закону о контрактной системе.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×