Отчетность в рамках Закона о контрактной системе

190
Евсташенков Александр Николаевич
ведущий юрисконсульт экспертно-консультационного центра Института госзакупок РГТЭУ
Так как законодательство о контрактной системе постоянно пополняется новыми нормативными актами и поправками в уже действующие, у многих учреждений к концу года закономерно возникают вопросы, касающиеся отчетности по заключенным контрактам. Расскажем, какую отчетность подавать и в какие сроки, чтобы не попасть под штрафы.

А.Н. Евсташенков, ведущий юрисконсульт экспертно-консультационного центра Института госзакупок РГТЭУ

Отчеты по контракту

Практика применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) выявила в нем ряд сложных вопросов. Один из них – составление отчетности по контракту.
Закон № 44-ФЗ предусматривает две основные формы отчетности, связанные с контрактом:

Отчет о заключении контракта

В отдельных моментах формы отчетности повторяют друг друга, но вместе с тем являются полностью самостоятельными. При этом учреждению как заказчику при работе с реестром контрактов следует обратить внимание вот на что.
В силу части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны в течение трех рабочих дней направлять сведения о заключении, изменении, исполнении, расторжении контракта, а также о приемке продукции по контракту со дня соответственно заключения, изменения, исполнения, расторжения контракта, приемки продукции.
При направлении в реестр контрактов данных о заключении контракта, помимо прочего, размещению подлежат данные об объекте закупки, цене контракта и сроке его исполнения, цене единицы товара (работы, услуги). Но именно сведения о ценах за единицу продукции, как и о самих таких единицах, отдельными заказчиками в реестр контрактов не заносятся из-за трудоемкости этого процесса (особенно при заключении крупных контрактов, содержащих большую спецификацию закупаемой продукции). Что, безусловно, является нарушением.
При этом частью 26 статьи 95 Закона № 44-ФЗ установлено требование, что информация об изменении контракта или о его расторжении, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения или расторжения контракта. Как видим, данная норма входит в противоречие с частью 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ, где установлен трехдневный срок для размещения такой информации.
Следует заметить, что в части 26 статьи 95 Закона № 44-ФЗ не говорится непосредственно о размещении соответствующей информации именно в реестре контрактов. В то же время других норм, указывающих на иной раздел единой информационной системы, Закон № 44-ФЗ не содержит.
В связи с этим бюджетным учреждениям как заказчикам рекомендуется сведения об изменении или о расторжении контракта размещать в реестре в течение одного, а не трех рабочих дней. При этом автор считает, что в случае возникновения спора относительно сроков размещения соответствующей информации в реестре контрактов положениям части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ должен отдаваться приоритет, так как указанную норму следует считать специальной.

Смотрите видео по теме: презентация и запись вебинара «План-график 2015 года: составление и размещение на официальном сайте» размещены в разделе «Видеосеминары».

Надо ли сообщать о каждом этапе контракта

В письме Федерального казначейства от 30 мая 2014 г. № 42-5.7-09/5 по поводу исполнения отдельных этапов контакта выражена следующая позиция.
Положениями Закона № 44-ФЗ и нормативных правовых актов требования о направлении в реестр контрактов информации о планируемых этапах исполнения и оплаты контракта, о внесении изменений в информацию о заключенном контракте после каждого подписания акта приемки оказанных услуг, а также информации после исполнения (оплаты) очередного этапа контракта не установлено.
То есть сведения об исполнении контракта для включения в соответствующий реестр контрактов направляются заказчиками после исполнения всех этапов контракта.
Однако автор статьи имеет по данному вопросу другую точку зрения. Дело вот в чем.
Учреждение-заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней со дня приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги документ о приемке. Это определено подпунктом «н» пункта 2,пунктом 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утверждены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084).
Таким образом, заказчики обязаны представлять в реестр контрактов сведения о приемке продукции каждый раз, когда был подписан документ о приемке (товарная накладная, акт выполненных работ, оказанных услуг), вне зависимости от количества таких документов и частоты их подписания.

Отчет об исполнении контракта

Отчет об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения является второй основной формой отчетности.
Порядок подготовки и размещения в единой информационной системе указанного отчета, а также его форма определены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093.
Пунктом 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением № 1093, предусмотрено, что отчет размещается заказчиком в единой информационной системе в течение семи рабочих дней со следующей даты:
а) оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, отчет о результатах исполнения отдельного этапа по контракту должен размещаться в единой информационной системе каждый раз, когда был подписан документ о приемке. Подписание документа о приемке является закрытием этапа даже в случаях, когда этапы прямо не выделены в тексте контракта.
Отметим, что к отчету всегда прилагаются не только документы о приемке, но и составленное «внешним» экспертом заключение о соответствии принятой продукции условиям контракта (эти заключения не подлежат размещению в реестре контрактов).

Отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта или о результатах отдельного этапа его исполнения подписывается электронной подписью.

Дополнительная статистическая отчетность

Дополнительной формой отчетности, не предусмотренной Законом № 44-ФЗ, но непосредственно связанной с контрактами, заключаемыми заказчиками, является форма № 1-контракт. Она утверждена приказом Росстата от 18 сентября 2013 г. № 374.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 4 июня 2014 г. № 140-ФЗ, который внес изменения в Закон № 44-ФЗ, а также в связи с обращениями, поступающими от заказчиков по вопросу заполнения данной формы, Минэкономразвития России в письме от 25 августа 2014 г. № 20348-ЕЕ/Д28и приводит подробные разъяснения.
В частности, сказано, что форму № 1-контракт заполняют бюджетные учреждения, если такие учреждения выступают заказчиками по Закону № 44-ФЗ. Также определен порядок заполнения формы.
Подается форма № 1-контракт бюджетными учреждениями главным распорядителям бюджетных средств в сроки и адреса, установленные статистическими органами.
Эти сроки указываются на титульном листе формы.

Формы и сроки сдачи отчетности об исполнении контракта в сфере государственных (муниципальных) закупок
Название формы Каким документом утверждена Сроки размещения, представления Ответственность за непредставление или несвоевременное представление
При сдаче этапов:
Отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» Отчет размещается заказчиком в единой системе в течение семи рабочих дней со дня: а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта; б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком Административный штраф для должностных лиц в размере от 3 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц в размере от 10 тыс. до 500 тыс. руб. (ст. 7.30 КоАП РФ)
При сдаче работ по контракту:
Сведения об определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (форма 1-контракт) Приказ Росстата от 18 сентября 2013 г. № 374 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за определением поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Квартальная форма представляется в сроки и адреса, указанные на титульном листе формы Административный штраф для должностных лиц в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 2 тыс. до 4 тыс. руб.
Отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» Отчет размещается заказчиком в единой системе в течение семи рабочих дней со дня: а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта; б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком; в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта Административный штраф для должностных лиц в размере от 3 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц в размере от 15 тыс. до 500 тыс. руб. (ст. 7.30 КоАП РФ)

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль