Уплата страховых взносов: новые правила

1559
 Сафарова Е.Ю.
Руководитель отдела правового консалтинга и судебных споров ЗАО "ЦБА", член экспертного совета Палаты налоговых консультантов, г. Москва
С 1 января 2010 г. начинает действовать новая система уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды взамен единого социального налога. Положения вступающих в силу Федеральных законов от 24.07.2009 № 212-ФЗ и № 213-ФЗ несут важные изменения, касающиеся заработной платы, пенсий, различных социальных пособий.

Итак, с 2010 г. утрачивает силу гл. 24 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) “Единый социальный налог”. Вместо объединявшего в себе несколько выплат налога работодатели будут производить отчисления на цели государственного социального страхования отдельно в Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) и Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС). Соответствующие изменения были внесены в действующее законодательство Федеральным законом № 212-ФЗ. Необходимо отметить, что действие этого закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальным федеральным законодательством.

Плательщики страховых взносов

Плательщики страховых взносов определены в ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ. К ним относятся:

  • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;
  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
  • индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Анализируя положения указанной статьи, находим следующие отличия от ст. 235 НК РФ:

  • Федеральный закон № 212-ФЗ допускает, что другие федеральные законы могут не признавать кого-то из второй группы плательщиков страховых взносов таковым;
  • федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

Повышение ставок

Во-первых, согласно нововведениям страховые взносы начисляются на сумму выплат, не превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. В случае превышения установленного размера выплат страховые взносы не взимаются (ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ). При этом указанным Законом не предусмотрено использование регрессивной шкалы для плательщиков взносов, производящих выплаты физическим лицам.

Во-вторых, основное изменение, которое серьезно затронет плательщиков взносов, - это их повышение. Правда, начнется оно не сразу, а только с 2011 г.

Приведем конкретные цифры. На 2010 г. установлены следующие тарифы страховых взносов: ПФР - 20%, ФСС - 2,9%, ФФОМС - 1,1 % и ТФОМС - 2% (ст. 57 Федерального закона № 212-ФЗ).

В отношении лиц, родившихся до 1966 г., взносы полностью перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а по лицам 1967 г. рождения и младше они распределяются так:

  • 14% на страховую часть трудовой пенсии;
  • 6% на накопительную часть трудовой пенсии (ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; далее - Федеральный закон № 167-ФЗ).

С 2011 г. будут применяться следующие тарифы (ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ):

  • ПФ РФ - 26%. В новой редакции п. 2.1 ст. 22 Федерального закона № 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов: в отношении сотрудников 1966 г. рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для работников 1967 г. рождения и младше - 20% на финансирование страховой части, 6% - накопительной части;
  • ФСС РФ - 2,9%;
  • ФФОМС - 2,1%;
  • ТФОМС - 3%.

Таким образом, в целом налоговая нагрузка на плательщиков составит 34% вместо 26%, уплачиваемых до настоящего времени по ЕСН.

Для некоторых категорий плательщиков предусмотрен плавный переход к применению общеустановленных тарифов. К ним относятся следующие организации и индивидуальные предприниматели:

  • являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями;
  • имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;
  • использующие труд инвалидов, общественных организаций инвалидов;
  • применяющие ЕСХН.

В частности, для этих видов плательщиков в период с 2011 по 2014 г. предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:

  • 2011-2012 годы:
    • ПФ РФ - 16%;
    • ФСС РФ - 1,9%;
    • ФФОМС - 1,1%;
    • ТФОМС РФ - 1,2%;
  • 2013 - 2014 годы:
    • ПФ РФ - 21%;
    • ФСС РФ - 2,4%:
      • ФФОМС - 1,6%;
      • ТФОМС РФ - 2,1%.

Суммы, которые не облагаются страховыми взносами

В отличие от гл. 24 НК РФ в Федеральном законе № 212-ФЗ не предусмотрены льготы. Дело в том, что в ст. 239 НК РФ установлено освобождение от уплаты ЕСН налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам - инвалидам, а также общественных организаций инвалидов, учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, научных и иных социальных целей. Следовательно, после завершения переходного периода, во время которого предусмотрено применение пониженных тарифов (ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ), с 2015 г. все организации и индивидуальные предприниматели с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц будут перечислять страховые взносы в общем порядке.

Также изменился перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм (ранее не облагаемых ЕСН), выплачиваемых в пользу физических лиц (ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ). Из него исключены:

  • компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск;
  • суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника;
  • выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда;
  • выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы.

Теперь все эти выплаты облагаются страховыми взносами.

Единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем в случае рождения (усыновления или удочерения) ребенка (не более 50 000 руб. на каждого ребенка), не включается в базу для начисления страховых взносов только в том случае, если такая помощь выплачивается в течение года после рождения (усыновления или удочерения).

Также необходимо отметить ряд других изменений:

  • с 3000 до 4000 руб. (на одного работника в год) увеличена сумма материальной помощи, оказываемой работодателями своим сотрудникам, которая не облагается страховыми взносами. Причем если в подп. 15 п. 1 ст. 238 НК РФ указано, что данное освобождение распространяется только на выплаты организаций, финансируемых за счет бюджета, в п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ такого условия нет;
  • сегодня согласно подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, которые установлены в соответствии с действующим законодательством РФ. В части 2 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ указанного уточнения не содержится, следовательно, вся сумма суточных, выплаченная командированному работнику, страховыми взносами не облагается. Необходимо отметить, что с 2009 г. отменено нормирование суточных для целей обложения налогом на прибыль (абз. 4 подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако для целей НДФЛ оно сохраняется: не более 700 руб. за каждый день командировки в пределах РФ и 2500 руб. за каждый день загранкомандировки (п. 3 ст. 217 НК РФ). Кроме того, в ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ внесено следующее дополнение: порядок оплаты расходов командированных работников применяется и в отношении выплат членам совета директоров и другим физическим лицам, находящимся во властном подчинении организации, прибывающим для участия в заседании руководящего органа компании;
  • не облагаются страховыми взносами выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ). Данное дополнение выгодно для плательщиков, нанимающих на работу иностранных граждан;
  • уточнено, что не следует начислять страховые взносы не только на суммы оплаты работодателем расходов на профессиональную подготовку и переподготовку сотрудников, но и на компенсацию работнику указанных затрат (подп. 2, 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ).

Отчетность

Отчетными периодами по уплате страховых взносов признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (он же и расчетный период).

По правилам ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ уплата страховых взносов плательщиками, которые производят выплаты в пользу физических лиц, осуществляется отдельными платежными поручениями, которые надо направлять в каждый из четырех фондов (ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, ТФОМС). Напомним, что такой способ отчетности уже существовал в нашей стране в 90-е годы. При этом взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщик вправе уменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по данному виду страхования в соответствии с законодательством РФ.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца уплачивается ежемесячный обязательный платеж. Он определяется исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных физическим лицам с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и установленных тарифов. Из полученной суммы вычитаются ежемесячные обязательные платежи, которые перечислены с начала календарного года по предшествующий календарный месяц (ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ).

Начиная с 2010 г. расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщики, которые производят выплаты физическим лицам, должны подавать в территориальные органы ПФР и ФСС РФ (по месту учета).

В 2010 г. плательщики, имеющие среднесписочную численность работников за предшествующий календарный год более 100 человек, а также вновь созданные организации, у которых количество сотрудников превышает установленный предел, подают расчеты только в электронной форме с электронной цифровой подписью (ст. 61 Федерального закона № 212-ФЗ).

С 2011 г. указанный "порог" численности сотрудников будет снижен со 100 до 50 (ч. 10 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ).

Также изменен срок представления отчетности в случае прекращения деятельности организации (в связи с ликвидацией) - ч. 15 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ). Сейчас ее необходимо направить в течение пяти дней после подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности (п. 9 ст. 243 НК РФ), а с 2010 г. расчеты представляются до дня его подачи.

Изменятся и сроки представления в ПФР отчетности в целях персонифицированного учета. В 2010 г. отчетными периодами будут признаваться полугодие и календарный год, соответственно, сведения необходимо будет подать до 1 августа 2010 г. и 1 февраля 2011 г. (п. 12 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ).

Еще одно дополнение в ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ касается уплаты страховых взносов, а также представления расчетов в случае реорганизации плательщика. В таком случае правопреемник (правопреемники) обязан перечислить взносы и подать расчеты за реорганизованную организацию, независимо от того, были ли известны правопреемнику до завершения реорганизации факты или обстоятельства неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по уплате страховых взносов реорганизованным лицом.

Ответственность

Статьи Федерального закона № 212-ФЗ, касающиеся "общей части" ответственности, по своей сути ничем не отличаются от тех, что описывают понятие вины в НК РФ. Различия относятся в основном к "особенной части".

За непредставление расчетов в установленный срок в ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрена следующая ответственность:

  • до 180 дней - штраф не менее 100 руб.;
  • свыше 180 дней - штраф не менее 1000 руб.

В случаях обнаружения плательщиком страховых взносов в поданных расчетах фактов неотражения либо неполного отражения сведений или ошибок (приводящих к занижению суммы взносов) плательщик должен представить в орган контроля "уточненку". Порядок ее подачи аналогичен описанному в ст. 81 НК РФ. Однако процедура зачета и возврата сумм излишне уплаченных взносов несколько иная, чем была принята в отношении ЕСН по ст. 78 НК РФ.

Во-первых, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, должны быть утверждены формы следующих документов:

  • заявления плательщика о зачете излишне уплаченной суммы взносов;
  • решения о зачете суммы излишне уплаченных взносов в счет предстоящих платежей;
  • заявления плательщика о возврате излишне уплаченной суммы взносов.

На настоящий момент их нет. То есть плательщик не может подать заявление на зачет или возврат в произвольной форме.

Во-вторых, зачет излишне уплаченных взносов в бюджет одного фонда в счет платежей в бюджет другого фонда невозможен (ч. 21 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ). Возврат излишне уплаченных пенсионных взносов не производится, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этих взносах представлены плательщиком в составе сведений персонифицированного учета и разнесены фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

В случае если неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов будет обнаружена не самим плательщиком, а проверяющими, то штраф составит 20% от неуплаченной суммы. Если же это деяние будет совершено с умыслом, то штраф составит 40% от суммы неуплаты (ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ).

Штраф за отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля, составит 50 руб. за каждый документ (ст. 48 Федерального закона № 212-ФЗ).

Отметим, что предусмотрена ответственность в виде штрафа в 40 000 руб. и для банков за непредставление сведений о счете плательщика страховых взносов, а также за нарушение банком срока исполнения поручения плательщиком страховых взносов о перечислении страховых взносов, пени и штрафов. В данном случае банк должен выплатить штраф в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки. Аналогичные санкции предусмотрены для банков и в случае, если поручение поступило не от плательщика страховых взносов, а от контролирующего органа. Но в ст. 51 ФЗ № 212-ФЗ еще добавлено, что если банк создал ситуацию отсутствия денег на счетах плательщика, то штраф составит 30% от неперечисленной в бюджет суммы.

Контроль

Контроль за исчислением и уплатой взносов теперь будет "ведомственным":

  • ПФР - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование;
  • ФСС РФ - в отношении взносов на обязательное социальное страхование.

Таким образом, налоговые органы теперь не будут принимать участия в проверках страховых взносов.

Согласно ст. 34 Федерального закона № 212-ФЗ камеральная проверка проводится без специального решения руководителя органа контроля на основе расчета, представленного плательщиком. Период ее проведения ограничен тремя месяцами со дня представления расчета.

Выездная проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля. Причем территориальные органы ПФР и ФСС РФ должны разработать ежегодные планы проверок, по которыми они будут совместно осуществлять контроль за соблюдением законодательства плательщиком страховых взносов (ч. 3 ст. 33 Федерального закона № 212-ФЗ). В рамках выездной проверки может быть проверено не более трех лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении (ст. 35 указанного Закона). Проверка проводится не чаще чем раз в три года и длится не более двух месяцев начиная со дня вынесения решения о ее назначении. В ходе выездной проверки органы контроля вправе одновременно проверить правильность уплаты страховых взносов, расходов на выплату застрахованным лицам обеспечения в связи с временной нетрудоспособностью и с материнством (в полномочии ФСС РФ), а также документы, связанные с предоставлением сведений индивидуального учета застрахованных лиц (в полномочии ПФР).

Федеральным законом № 212-ФЗ установлен порядок передачи контрольных функций от налоговых органов ПФР и ФСС РФ. Кроме того, определены правила взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленным пеням и штрафам, образовавшимся на 31 декабря 2009 г. (включительно).

Ничего хорошего, понятно, для плательщиков в этом нет. Во-первых, серьезно увеличивается количество проверяющих органов, что способствовать нормальной работе не может. Во-вторых, по сведениям арбитражных судов, споры с налоговыми органами несравнимы со спорами с ПФР по степени "странных" и "надуманных" решений. То есть увеличится не только количество проверок, но и количество судебных споров.

Важные моменты

Объект и база обложения страховыми взносами для плательщиков, которые производят выплаты физическим лицам, в целом совпадают с объектом и базой по ЕСН, определяемыми до настоящего времени ст. 236 и 237 НК РФ. Особо следует отметить, что Федеральный закон № 212-ФЗ не предусматривает зависимости начисления взносов на выплаты физическим лицам от учета таких выплат в расходах по налогу на прибыль. Следовательно, все выплаты в пользу физических лиц облагаются страховыми взносами, за исключением тех, которые указаны в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ. То есть все, что мы знали и применяли в области ЕСН в течение последних лет, с нового года перестанет иметь значение.

Теперь если работодатель производит выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), при расчете базы для начисления взносов учитывается цена этих товаров (работ, услуг), указанная сторонами договора (ч. 6 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ), а не их рыночная стоимость (п. 4 ст. 237 НК РФ). Обратите внимание, речь идет не о рыночной цене, а о цене, указанной в договоре. То есть ст. 40 НК РФ или какой-либо ее аналог в данном случае работать не будет. И это соответствует букве закона. По Гражданскому кодексу РФ (далее - ГК РФ) цена определяется сторонами договора.

Следует также отметить, что с 2008 г. с авторами заключаются лицензионные договоры, договоры об отчуждении исключительного права и договоры авторского заказа (ст. 1285 - 1288 ГК РФ). Вопрос о начислении ЕСН на выплаты по таким договорам был спорным, поскольку в гл. 24 НК РФ осталось понятие "авторский договор", которое в гражданском законодательстве отсутствует. Несмотря на это Минфин России разъяснял, что вознаграждение, выплачиваемое автору произведения по лицензионному договору, договору об отчуждении исключительного права, а также по договору авторского заказа, облагается ЕСН (см. письма от 28.08.2008 № 03-04-06-02/98, от 14.07.2008 № 03-04-06-02/75, от 03.07.2008 № 03-04-07-02/13). Теперь Федеральным законом № 212-ФЗ установлено, что на сумму доходов по указанным договорам начисляются страховые взносы, но ее можно уменьшить на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с извлечением таких доходов. В части 7 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ приводятся нормативы затрат (следует отметить, что они аналогичны нормативам для профессиональных вычетов по НДФЛ, содержащимся в ст. 221 НК РФ), которые можно принять к вычету, только если расходы не подтверждены документально.

Что ожидать бюджетникам

Закончить статью хочется на оптимистической ноте. А именно на том, что большая часть проблем, которые возникнут у бизнеса со вступления в силу Федерального закона № 212-ФЗ, бюджетные организации не затронет. Вряд ли изменение ставок сократит зарплаты или ее начнут выдавать "в конвертах": бюджетникам просто незачем этим заниматься. Скорее наоборот. По мнению некоторых экспертов, благодаря ограничению базы для начисления страховых взносов 415 тыс. руб. в год, в бюджетных организациях возрастут зарплаты, так как теперь такое повышение обойдется государству дешевле, чем в "эпоху ЕСН"

Конечно, работать бухгалтерам будет несколько труднее: одно дело, когда проверяющие в лице налоговой существуют в единственном лице, и совсем другое - если отчитываться придется перед всеми фондами. Но и это переживаемо, учитывая, что большинство организаций уже имеет подобный опыт, приобретенный в 90-е годы.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль